Предмет и задачи этнографии

Лекция №1.

ЭТНОГРАФИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

ПЛАН

· Предмет и задачи этнографии.

· Связь этнографии с другими науками.

· Методы исследования этнографии.

· Развитие этнографической школы в России.

Предмет и задачи этнографии

Термин «этнография» происходит от греческих слов «ethnos» – «народ» и «grapho» – «писать, описывать».

Древние греки применяли понятие «этнос» к другим на­родам (не грекам), которые отличались от них языком, обы­чаями, верованиями, образом жизни, ценностями, привыч­ками и т. п.

В научной литературе существует множество различных значений и интерпретаций понятия «этнография». Середи­на XIX в. стала временем интенсивного развития этнографии в ряде западных стран, что обуславливалось потребностями колониальных держав, поработивших сотни народов, имев­ших различные культуры и образ жизни. Для эффективного управления покоренными народами необходимо было зна­ние их психологии, традиций, обычаев, ритуалов, верований и т. п. Эти и другие сведения могла дать этнография, поэто­му она пользовалась поддержкой официальных властей.

Первоначально этнография (за рубежом этнология) раз­вивалась как наука об отсталых народах всех континентов. В 1839 г. было основано Парижское общество этнологии, Франция стала одним из первых центров этнологических исследований. В 1842 г. возникло Американское этнологи­ческое общество. В Германии в конце XVIII в. сформирова­лось научное направление, ставившее своей целью изучение неевропейских народов и культур; в качестве общего назва­ния описаний народов, представленных немецкими путешественниками и учеными, стал использоваться термин «эт­нология».

В англоязычных странах наука о народах развивалась как составная часть антропологии, а именно ее направление социальная антропология. В научный оборот это название в 1906 г. ввел один из основателей английской этнологии Джеймс Фрэзер. Понятие «социальная антропология» по­лучило распространение и стало английским эквивалентом понятия «этнология».

В отличие от Англии, в США этнология развивалась под названием «культурная антропология». Здесь внимание со­средоточивалось на изучении различных этнических групп как носителей разнообразных культурных традиций. Начи­ная с 50-х гг. XX в. данное направление ориентируется на изучение только проблем культурных особенностей народов, т. е. любых этнокультурных процессов.

В России с середины XVIII в. стали уделять большое вни­мание этническим проблемам. Связано это было не только с расширением Российского государства и вхождением в его состав многих народов, но и с возросшим в обществе инте­ресом к судьбе русского народа, его историческим корням, особенностям русской культуры. Вплоть до 1990 г. термин «этнология» в русской науке употреблялся в качестве сино­нима термина «этнография». Поэтому историю становления этнографии и этнологии в России до этого периода следует рассматривать, скорее всего, как одну.

В числе принципиальных теоретических проблем этно­графической науки важнейшее место занимает наиболее общая проблема: определение предмета науки. Этнография есть изучение народов, их быта и культуры в историческом развитии — таково наиболее простое и сравнительно точное определение ее предмета.

Есть мнение, что этнография должна описывать лишь культурно отсталые народы. Согласиться с таким ограниче­нием задач этнографической науки нельзя уже по тому, что резкой грани между «отсталыми» и «передовыми» народами нет. Народы с более развитой культурой (в Европе, Америке) и народы, сохранившие до наших дней самые отсталые формы быта (аборигены Австралии), представляют собой край­ние точки непрерывной цепи, каждое звено которой лишь незначительно отличается от соседнего, четкой границы между ними нигде нет. Кроме того, уровень культуры вся­кого отдельного народа меняется, многие народы, еще не­давно отсталые, за короткий срок выдвинулись в число пере­довых.

Нельзя считать обоснованным и мнение, что этнография должна изучать у народов развитых стран только крестьян­скую, деревенскую культуру или архаические, пережиточные черты культуры. Этот предпочтительный интерес к крес­тьянству, к деревенскому быту сохранился в этнографиче­ской науке как за рубежом, так и у нас. Если он исторически и объясним, то теоретически такое ограничение предмета этнографических исследований неоправданно.

Задача этнографии — изучить лицо каждого данного на­рода (как народа, т.е. как этнической общности), весь его об­лик, включая как архаические, пережиточные стороны его быта, так и все наиболее развитые формы, наиболее сложные явления его общественной жизни и культуры. Это одинако­во относится и к народам исторически отсталым, и к самым передовым. При этом этнограф изучает не только специфи­ческие особенности, отличающие данный народ от других, но и черты, общие с другими народами. Именно этот аспект этнографических исследований особенно важен для науки, так как помогает вскрыть общие закономерности историче­ского процесса, охватывающего все человечество. Как общие, так и специфические черты быта и культуры каждого наро­да должны изучаться в динамике, в историческом развитии, вплоть до сегодняшнего дня, а в историческое прошлое про­никать надо настолько, насколько это возможно.

Этнографа интересуют в значительной мере те же явле­ния и стороны жизни любого народа, какие изучаются дру­гими науками: явления материальной и духовной культуры, формы общественного и семейного быта. В этих случаях сам предмет исследования этнографической науки может со­впасть с предметом других наук: истории, экономики, демо­графии, правоведения, литературоведения, истории искусства, религиоведения и др., а также естественных и техни­ческих наук1.

Угол зрения, под которым любая наука рассматривает свой предмет, определяется проблематикой науки. Пробле­матика же вытекает из существа данной науки. Это касается в полной мере и этнографии.

Этнография есть историческая наука, изучающая быт и культуру народов. Проблематика ее очень разнообразна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: