Лекция №1.
ЭТНОГРАФИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
ПЛАН
· Предмет и задачи этнографии.
· Связь этнографии с другими науками.
· Методы исследования этнографии.
· Развитие этнографической школы в России.
Предмет и задачи этнографии
Термин «этнография» происходит от греческих слов «ethnos» – «народ» и «grapho» – «писать, описывать».
Древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями, привычками и т. п.
В научной литературе существует множество различных значений и интерпретаций понятия «этнография». Середина XIX в. стала временем интенсивного развития этнографии в ряде западных стран, что обуславливалось потребностями колониальных держав, поработивших сотни народов, имевших различные культуры и образ жизни. Для эффективного управления покоренными народами необходимо было знание их психологии, традиций, обычаев, ритуалов, верований и т. п. Эти и другие сведения могла дать этнография, поэтому она пользовалась поддержкой официальных властей.
|
|
Первоначально этнография (за рубежом этнология) развивалась как наука об отсталых народах всех континентов. В 1839 г. было основано Парижское общество этнологии, Франция стала одним из первых центров этнологических исследований. В 1842 г. возникло Американское этнологическое общество. В Германии в конце XVIII в. сформировалось научное направление, ставившее своей целью изучение неевропейских народов и культур; в качестве общего названия описаний народов, представленных немецкими путешественниками и учеными, стал использоваться термин «этнология».
В англоязычных странах наука о народах развивалась как составная часть антропологии, а именно ее направление социальная антропология. В научный оборот это название в 1906 г. ввел один из основателей английской этнологии Джеймс Фрэзер. Понятие «социальная антропология» получило распространение и стало английским эквивалентом понятия «этнология».
В отличие от Англии, в США этнология развивалась под названием «культурная антропология». Здесь внимание сосредоточивалось на изучении различных этнических групп как носителей разнообразных культурных традиций. Начиная с 50-х гг. XX в. данное направление ориентируется на изучение только проблем культурных особенностей народов, т. е. любых этнокультурных процессов.
В России с середины XVIII в. стали уделять большое внимание этническим проблемам. Связано это было не только с расширением Российского государства и вхождением в его состав многих народов, но и с возросшим в обществе интересом к судьбе русского народа, его историческим корням, особенностям русской культуры. Вплоть до 1990 г. термин «этнология» в русской науке употреблялся в качестве синонима термина «этнография». Поэтому историю становления этнографии и этнологии в России до этого периода следует рассматривать, скорее всего, как одну.
|
|
В числе принципиальных теоретических проблем этнографической науки важнейшее место занимает наиболее общая проблема: определение предмета науки. Этнография есть изучение народов, их быта и культуры в историческом развитии — таково наиболее простое и сравнительно точное определение ее предмета.
Есть мнение, что этнография должна описывать лишь культурно отсталые народы. Согласиться с таким ограничением задач этнографической науки нельзя уже по тому, что резкой грани между «отсталыми» и «передовыми» народами нет. Народы с более развитой культурой (в Европе, Америке) и народы, сохранившие до наших дней самые отсталые формы быта (аборигены Австралии), представляют собой крайние точки непрерывной цепи, каждое звено которой лишь незначительно отличается от соседнего, четкой границы между ними нигде нет. Кроме того, уровень культуры всякого отдельного народа меняется, многие народы, еще недавно отсталые, за короткий срок выдвинулись в число передовых.
Нельзя считать обоснованным и мнение, что этнография должна изучать у народов развитых стран только крестьянскую, деревенскую культуру или архаические, пережиточные черты культуры. Этот предпочтительный интерес к крестьянству, к деревенскому быту сохранился в этнографической науке как за рубежом, так и у нас. Если он исторически и объясним, то теоретически такое ограничение предмета этнографических исследований неоправданно.
Задача этнографии — изучить лицо каждого данного народа (как народа, т.е. как этнической общности), весь его облик, включая как архаические, пережиточные стороны его быта, так и все наиболее развитые формы, наиболее сложные явления его общественной жизни и культуры. Это одинаково относится и к народам исторически отсталым, и к самым передовым. При этом этнограф изучает не только специфические особенности, отличающие данный народ от других, но и черты, общие с другими народами. Именно этот аспект этнографических исследований особенно важен для науки, так как помогает вскрыть общие закономерности исторического процесса, охватывающего все человечество. Как общие, так и специфические черты быта и культуры каждого народа должны изучаться в динамике, в историческом развитии, вплоть до сегодняшнего дня, а в историческое прошлое проникать надо настолько, насколько это возможно.
Этнографа интересуют в значительной мере те же явления и стороны жизни любого народа, какие изучаются другими науками: явления материальной и духовной культуры, формы общественного и семейного быта. В этих случаях сам предмет исследования этнографической науки может совпасть с предметом других наук: истории, экономики, демографии, правоведения, литературоведения, истории искусства, религиоведения и др., а также естественных и технических наук1.
Угол зрения, под которым любая наука рассматривает свой предмет, определяется проблематикой науки. Проблематика же вытекает из существа данной науки. Это касается в полной мере и этнографии.
Этнография есть историческая наука, изучающая быт и культуру народов. Проблематика ее очень разнообразна.