double arrow

Связь этнографии с другими науками

Объект и сследования этнографии — этнос, возникший на заре человеческой истории. По мнению ученых, этногра­фия значительно полнее во временном и пространственном отношении, чем история, способна дать картину этнических и социальных изменений, пережитых человечеством.

История народа сохраняется не только в письменных данных, но и в его традициях и обычаях, его представлени­ях об окружающем мире и верованиях, орудиях труда, пище, одежде и жилище, в памятниках древности, которые встре­чаются на могильных полях и местах древних поселений, в легендах и эпических сказаниях — т. е. во всем комплексе культуры, созданном данным этносом и отличающем его от других. Только этнографическими методами можно по этим следам восстановить путь, пройденный народами.

Изучая этносы во всей совокупности, подчеркивая связь этнической истории с социальной, рассматривая изменения во всех сферах культуры, этнография способна представить существенный материал для характеристики национально- культурной специфики при исторических, археологических, экономико-географических и других исследованиях отдель­ных народов или стран. Другие науки пользуются этногра­фическими материалами как дополнительными данными, помогающими раскрывать те или иные историко-археологические, экономико-географические либо другие аспекты. Задача всесторонней характеристики народов-этносов и эт­нических процессов может быть решена лишь на основе спе­циального исследования всех компонентов, в которых про­является этническая специфика. Отсюда — особое значение для этнографии комплексного подхода к предмету исследо­вания и использованию данных, полученных другими на­уками. При этом этническая специфика выступает в качестве основного ориентира для определения ее взаимоотношений со смежными дисциплинами.

Несомненна политическая актуальность этнографиче­ских исследований в настоящее время в области изучения современных этнических процессов, преобразования куль­туры и быта. Знание объективной этнической истории, за­кономерностей культурной интеграции и ассимиляции, аспек­тов соответствия этнических территорий государственным границам способствует решению чрезвычайно острых по своим коллизиям и последствиям проблем межнациональ­ных этнических взаимоотношений.

Этнографии следует при­давать в общей системе гуманитарных наук вполне самосто­ятельное мировоззренческое (методологическое) значение, не ограничивая при этом ее общенаучную роль

Этнография, с точки зрения ее общенаучного и социального значения, долж­на рассматриваться как

· мировоззренческая наука, способная решать самостоя­тельно важные методологические проблемы истории че­ловечества и отдельных (прежде всего бесписьменных) народов;

· вспомогательная дисциплина, дающая особый, этниче­ски специфический материал для других наук о челове­ке и обществе.

Будучи одной из исторических дисциплин» этнография имеет немало точек соприкосновения с общей историей в изучении первобытнообщинной эпохи и в вопросах этни­ческой истории; велико познавательное значение историко- этнографических процессов, создание обобщающих харак­теристик народов мира в форме сводных трудов, историко- этнографических атласов, этнических карт.

Исследуя вопросы этногенеза, этнограф постоянно об­ращается к материалам археологии; археология же для своих реконструкций, в том числе для определения этнической принадлежности археологических памятников, также ши­роко использует данные этнографии.

С историей культуры, искусствоведением, фольклори­стикой этнография соприкасается при изучении народного художественного творчества, с экономическими науками — при изучении хозяйственной деятельности3.

С социологией этнографию связывает изучение взаимо­действия социально-классовых и этнокультурных явлений (этническая социология). Ученых обеих специальностей не­редко интересуют одни и те же сферы общественной жизни (быт, семья и т. п.). Однако социолог и этнограф отнюдь не

дублируют друг друга: они под разными ракурсами рассма­тривают свои объекты. При изучении, например, семьи со­циолога главным образом интересуют воплощенные в ней социальные связи, тогда как этнографа — ее этнические осо­бенности. Вместе с тем, в силу теснейшего переплетения со­циально-классовых и этнических отношений, их подчас прак­тически невозможно изучать порознь. С социальной психо­логией этнография имеет общий раздел — этническую пси­хологию.

С лингвистикой этнографию связывают изучение язы­кового родства народов, взаимных языковых влияний и за­имствований, диалектологические и ономастические иссле­дования, взаимодействие языковых и этнических процессов (этнолингвистика).

С географией этнография контактирует в изучении вза­имодействия этноса и природной среды, типов расселения, а также по вопросам этнического картографирования. В ис­следовании численности народов мира, миграционных про­цессов она смыкается с демографией (этнодемография). С антропологией этнография наиболее тесно сопряжена в исследовании этногенеза (этническая антропология), а так­же истории первобытного общества. В той или иной мере этнография взаимодействует и со многими другими есте­ственнонаучными дисциплинами (ботаникой, зоологией, океанологией и т.д.), данные которых способны дополнить этническую историю человечества.

В современном мире в обозримом будущем, даже в усло­виях грандиозных социальных и научно-технических из­менений на Земле, сохранятся те особенности, которые от­личают один этнос от другого, сами этносы, несмотря на прогрессивную тенденцию к интеграции, следовательно, со­хранится, хотя и в измененном виде, потребность их изуче­ния, т. е. необходимость этнографической науки. Любая сто­рона жизни народа может изучаться с точки зрения той или иной из названных выше проблем, и это будет этнографи­ческое изучение важное для специалистов социокультурной сферы.

­ 3. Методы исследования этнографии

Для определения общенаучного и социального значения этнографии рассмотрим проблемы, которые она способна решать и решает, пользуясь только ей присущими методами исследования.

Методы исследования — это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. Методов познания объ­екта и предмета конкретной науки существует много. В целом все методы можно разделить на общенаучные и специально- научные. Такая классификация применима и к этнографии. Из общенаучных методов здесь используются исторический, социологический, сравнительный, антропологический, куль­турологический и др. Рассмотрим специальные методы, ис­пользуемые в этнографии.

Важное значение имеет сбор и накопление разнообраз­ного материала для научного анализа. Это могут быть на­блюдения и описания ученых-этнографов, записки путеше­ственников, экспедиционные исследования, фольклорные материалы, литературные источники, изучение письменных источников и устных преданий, описание археологических и антропологических данных и т. п.

Особая категория этнографических источников — му­зейные собрания. В мире насчитывается не один десяток специальных этнографических музеев, где собраны более или менее полно предметы быта и культуры народов мира или отдельных групп народов» В них отражены самые раз­ные стороны их жизни: хозяйство, одежда, жилище, укра­шения, утварь, предметы культа, образцы искусства. Бога­тейшими коллекциями располагают и музеи нашей стра­ны — Музей антропологии и этнографии в Санкт-Петербур­ге, краеведческие музеи и др«При МГУ создан музей (ныне Музей антропологии), включающий этнографические, архе­ологические и антропологические коллекции.

Музейные собрания позволяют наглядно представить себе особенности культуры и быта различных народов, про­водить сравнительно-типологическое изучение предметов, устанавливая их сходство и различия. Музейные экспонаты несут в себе и скрытую информацию, так как развитие ме­тодик анализа, расширение объема самих материалов не­редко позволяют сделать новые выводы и обобщения4.

Одним из основных методов изучения жизни народов являются так называемые полевые исследования. Этот метод стал широко практиковаться с середины XIX в., когда воз­никла потребность иметь более полные и подробные знания о колониальных народах, их хозяйстве, общественном устрой­стве, обычаях, верованиях, психологии с целью решения за­дач по управлению населением зависимых стран.

Обычно метод полевого исследования предполагает длительное пребывание исследователя в месте проживания изучаемого этноса. Примером всестороннего и глубокого изучения этносов являются выдающиеся результаты аме­риканца Л. Моргана, долгое время жившего среди ироке­зов, и русского исследователя Н. Миклухо-Маклая, который несколько лет провел среди папуасов Новой Гвинеи. Цен­ность данных стационарного метода полевых исследований обусловлена тем, что этнограф становится свидетелем и соучастником повседневной жизни этноса, этнической группы.

Следует отметить, что в последние десятилетия этот ме­тод чаще стал применяться в виде срочного или сезонного выезда для полевых исследований. Такие срочные и сезон­ные экспедиции широко практиковались Институтом этно­графии Академии наук в 60-80-е гг. XX в., а результаты ис­следований воплощались в издаваемых научных трудах. По­добный характер полевых исследований современен и эко­номически оправдан, но имеет свои недостатки. Достаточно сказать, что «срочный», «сезонный» выезд обычно прово­дится в наиболее удобный для исследования период работы на месте (например, более благоприятный в климатическом отношении), следовательно, исключается наблюдение жизни этноса в межсезонный период.

Определились способы обследования во время экспеди­ций (маршрутный, кустовой). Разработаны приемы изуче­ния отдельных явлений и элементов культуры, правила их фиксации в полевых документах и пр.

Важный метод этнологии — изучение письменных ис­точников, которые обеспечивают исследователя разнообраз­ной и достоверной информацией об изучаемых народах. Письменными источниками обычно являются написанные многими народами их собственные истории или описания их культур, представляющие интерес не только для этногра­фов. Наряду с различного рода историческими материалами существуют и другие типы письменных источников: докла­ды и научные отчеты географов, отчеты посланников и ди­пломатов, сообщения капитанов морских судов, торговцев, путешественников и т. п. Такие источники содержат много полезной и ценной информации о жизни и культурах разных народов.

Немалую ценность представляет метод изучения архео­логических материалов, что имеет особое значение для вос­становления этнической истории и истории культуры. Ар­хеологические материалы ценны тем, что позволяют более точно, чем другие источники, определить время отдельных исторических событий или возраст предметов культуры5.

В этнографии используется и метод сравнительного язы­кознания, суть которого в сравнении определенных слов из разных языков, позволяющих установить границы соотно­шения близких языков и степень их родства. Методом срав­нительного языкознания можно проследить развитие куль­туры и этнокультурных отношений разных народов. Это до­стигается путем систематизированных сравнений слов из нескольких языков, что дает особенно интересные и важные для этнологии результаты. Так, исчезновение определенных слов или их замена синонимами из других языков — важный показатель взаимодействия культур. При этом нужно иметь в виду, что метод сравнительного языкознания требует от этнографов хорошего знания соответствующих языков, в том числе основ этнолингвистики.

В XX в. в этнологии стали широко применяться стати­стические источники, среди которых наиболее важными и полными являются переписи населения, дающие этническую информацию разнообразного характера, причем в система­тизированном и упорядоченном виде. Вместе с текущим уче­том переписи образуют стройную систему социально-демо­графических и этноязыковых показателей, характеризующих различные стороны развития населения. Группа вопросов о национальности и родном языке отражает этноязыковой со­став населения, ассимиляционные и этноэмиграционные процессы, динамику национально-смешанных браков и дру­гие этнонациональные характеристики. Данные переписи имеют исключительную ценность, они не только позволяют установить общую этническую картину, но также помогают определить динамику этнических процессов путем сравне­ния материалов нескольких переписей.

В последние десятилетия во всем мире широкое распро­странение в этнологии получили методы социологических исследований. К ним относятся: опросы, анкетирование, ин­тервью, наблюдение, тестирование, шкалирование, выборка и др. Эти методы используются для получения данных по определенным вопросам или в связи с теми или иными со­бытиями или планами (межэтнические конфликты, измене­ние статуса языка, этнических границ, вопросы этнической самоидентификации, отношение к этнической миграции, межэтнические контакты и т. п.)6. Социологические данные дают оперативную картину по изучаемому вопросу этногра­фии и широко применяются в практических целях государ­ственными и общественными институтами. Методами на­учной работы овладевают не только специалисты, получа­ющие этнографическое образование, но и широкий круг ра­ботников краеведческих музеев.

­ 4. Развитие этнографической школы в России

Этнография в России — общественная наука, изучающая происхождение этносов, их основные характеристики и свой­ства, социально-культурные изменения в жизни сообществ. Основным объектом исследования этнографии в России яв­ляется культура народов, описываемая, классифицируемая и анализируемая преимущественно с точки зрения выявле­ния ее этнической специфичности.

Одна из особенностей русской этнографии — то, что из­учение собственно русского народа в отечественной науке началось значительно позже других народов России. Дикто­валось это практическими административными интересами управления окраинами империи7.

Важнейшей предпосылкой возникновения этнографии в России стали результаты географических экспедиций XV- XIX вв. В числе первых российских ученых-этнографов сле­дует назвать Г. Новицкого, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Г.Ф. Миллера, С.П. Крашенинникова, В.В. Радлова и др.

Большую роль в развитии этнографии сыграло учреж­дение в 1846 г. Русского географического общества. В 1849 г. в составе Географического общества было открыто Отделе­ние этнографии. Государственные интересы требовали все­стороннего исследования России, нужны были сведения о народах Сибири, Средней Азии и Кавказа. С этой целью в середине и второй половине XIX в. были организованы ака­демические этнографические экспедиции в Сибирь, другие регионы, созданы подробные этнографические карты Евро­пейской России.

На одном из первых заседаний Русского географическо­го общества 6 марта 1846 г. председатель его, академик К.М. Бэр выступил с докладом «Об этнографических иссле­дованиях вообще и в России в особенности». В этом докладе К.М. Бэр развил ряд интересных мыслей, свидетельствую­щих о серьезном понимании задач этнографической науки в России, определении ее места среди других наук, ее специ­фики, ее метода.

Одним из учредителей Русского географического обще­ства был Н.И. Надеждин (1804-1856), с 1848 г. он возглавлял отделение этнографии. В докладе, прочитанном 29 ноября 1846 г., он выступил с программой «Об этнографическом из­учении народности русской», где попытался теоретически обосновать задачи этнографии как самостоятельной науки, выделив при этом три основных ее направления: язык, «эт­нографию физическую» и «этнографию психическую»8.

«Наука, — сказал он, — является только тогда, когда, во-первых, сбор материалов производится не набежно и уры­вочно, как где пришлось, как попало под руку, но система­тически, в порядке, связи и полноте, требуемых Наукою»; во-вторых же, собранный материал должен быть пропущен сквозь «чистительное горнило строгой, разборчивой крити­ки»9. «Народности» — это «естественные разряды» в «чело­вечестве», они и составляют содержание этнографии. Вер­нейшее средство различать народы — язык, изучение народ­ного (а не книжного) языка составляет первую задачу этно­графа. «Лингвистическая этнография» составляет первый раздел этой науки, за ней идет «физическая» (т.е. антропо­логия) и «психическая».

Ценен вклад в разработку этнографической теории тре­тьего активного деятеля Географического общества — К,Д. Кавелина. В статье «Взгляд на юридический быт древней России» (1846)10 Кавелин ставит вопрос о том, где «ключ» к правильному пониманию истории народа и отвечает: «Ищи­те в основании обрядов, поверий, обычаев-былей... когда-то живых фактов, ежедневных, нормальных, естественных усло­вий быта, и вы откроете целый исторический мир, которого тщетно будем искать в летописях, д*же в самых преданиях. Народные обычаи — ключ к истории народа». «Наши про­стонародные обряды, приметы и обычаи, — разъясняет да­лее Кавелин, — в том виде, как мы их теперь знаем, очевидно, сложились из разнородных элементов и в продолжение многих веков». Вследствие многовековой непрерывной «пе­рестройки» исторического быта народа «наши обычаи и об­ряды представляют самый нестройный хаос...». Для объяс­нения всей этой массы обычаев и обрядов «остается одно средство: разобрать их по эпохам, к которым они относятся, по элементам, под влиянием которых они образовались...». «По примеру геологии, критика должна найти ключ к этим ископаемым исчезнувшего исторического мира». «Ключ» же этот заключается в следующем: «Всякий обряд, поверье, обы­чай непременно имеют исторически, в основании своем, дей­ствительный факт, естественный или бытовой. Сначала они не поверье, не обряд, а простое понятие или живое действие». Лишь позже, с изменением исторических условий, представ­ление становится поверьем, действие — обрядом; им при­дают тогда новое толкование, не соответствующее их под­линному историческому происхождению. Вместе с тем, по мнению Кавелина, народным осмыслениям обрядов верить нельзя, ибо народ сам не помнит первоначального их смыс­ла. Кавелин критически относился и к гипотезе «заимство­вания»: нельзя, говорил он, рассматривать наши обычаи, по­верья как от кого-то заимствованные только на том основа­нии, что они сходны с чужими.

Большой вклад в организацию и становление этногра­фической науки внес академик Д.Н. Анучин (1843-1923). Ра­боты Анучина оставили заметный след в этнографической науке: «Сани, ладья и кони как принадлежности похорон­ного обряда» (1890); «Древнерусское сказание "О человецех незнаемых в восточной стране"» (1890) и др. В программной статье «О задачах русской этнографии» Анучин подчерки­вает большое общенаучное значение этнографии, ее крупное общественное и просветительское значение. Анучину и рус­ская и мировая наука обязаны серьезным обоснованием не­обходимости Тесной координации трех наук — этнографии, археологии и антропологии. «Анучинская триада» получила свое воплощение и в системе преподавания в Московском университете, и в созданном им музее, послужившем моде­лью для некоторых западноевропейских музеев.

Большую известность в истории русской науки о народах приобрела научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая (1846-1888), который исследовал материальную и духовную культуру, быт и обычаи папуасов Новой Гвинеи и народов Океании/Работы Миклухо-Маклая, в отличие от работ мно­гих других русских ученых, хорошо известны европейско- американским ученым, ибо значительную часть своих мате­риалов Маклай печатал в иностранных журналах.

В конце XIX — начале XX в. А.Н. Пыпин подготовил 4-томную «Историю русской этнография».

В истории русской этнографии видное место занимают Н.Н. Харузин (1865 —1900) и В.Н. Харузина (1866-1931) — брат и сестра. Н.Н. Харузин первым в России (с 1889 г.) читал курс этнографии в Московском университете и Лазаревском ин­ституте восточных языков. Основные его труды — по этно­графии финских, тюркских и монгольских народов. Большее значение до наших дней сохраняют лекции Харузина, из­данные посмертно под общим названием «Этнография» (т. 1-1У, СПб., 1901-1905). В.Н. Харузина занималась преиму­щественно проблемами верований и фольклором. Она чи­тала этнографические курсы в Московском археологическом институте и на Высших женских курсах, в советское вре­мя — в Московском университете. Была автором ряда по­пулярных книг11.

В конце XIX — начале XX в. значительный вклад в раз­витие отечественной этнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета по этнической психологии. В своей кни­ге «Введение в этническую психологию» Г.Г. Шпет опреде­ляет, что ключом к пониманию психологии народа являют­ся его культура, история, конкретная социальная действи­тельность, в совокупности определяющие содержание кол­лективного духа этноса.

После Октябрьской революции создавались новые учреж­дения по изучению народов России. Первое в стране обра­зовательное этнографическое учреждение возникло на гео­графическом факультете в Петрограде, когда два выдающих­ ся этнографа, в прошлом народовольцы, политические ссыль­ные, Владимир Германович Богораз-Тан и Лев Яковлевич Штернберг вернулись из ссылки. Один отбывал ее на Чукот­ке, другой — на Сахалине, и по существу они открыли для науки эти народы. В 20-х гг., на географическом факультете было выделено два отделения: этнографии (или Этнографи­ческого института, который возглавлял Л.Я. Штернберг) и отделение физической географии. Позже, в 30-е гг., этногра­фия из географического поля переместилась в поле истори­ческое. Сегодня этнография (или этнология) в нашей стране находится в системе исторических наук. Но до сих нор су­ществует отделение этнографии в Географическом обществе, где оно возникло еще в XIX в.

В 1924 г. был образован Комитет по изучению языков и этнических культур народов Востока СССР, в 1930 г. — Ин­ститут народов Севера. В 1933 г. на основе Музея антропо­логии и этнографии был создан Институт антропологии, ар­хеологии и этнографии, позднее преобразованный в Инсти­тут этнографии Академии наук СССР.

В довоенный период развитие этнографической науки связано с именами В.Г. Богораза, П.Ф. Преображенского, С.М. Широкогорова, С.В. Бахрушина и др.

С конца 40-х гг. активизировались исследования этно­генеза народов мира (В.П. Алексеев и др.), история их эт­нического формирования, особенностей их культуры и быта. Продолжалось изучение первобытного общества, его хо­зяйства, религии, семейно-брачных отношений. Начались исследования бытовой культуры современного сельского и городского населения, получили развитие комплексные направления исследований, основанные на этнографиче­ских, археологических, антропологических и письменных источниках. С.П. Толстов, М.Г. Левин разрабатывали тео­рию хозяйственно-культурных типов и историко-этногра- фических областей, Ю.В. Бромлей — теорию этносоциаль­ных общностей.

В 50-е гг. XX в. были изданы крупные труды по народам страны и всего мира, создана серия этнических карт. В 60-х гг. началась интенсивная работа по изучению англо­американской социальной и культурной антропологии, французской структурной антропологии, а также истории этнологии Германии и др. Выдающийся вклад в развитие этнографической и этнологической наук внесли известные ученые С.И. Брук, А.И. Пеошиц, С.А. Токарев, Н.Н. Чебок- саров, В.И. Козлов, С.А. Арутюнов и др. Профессор МГУ Токарев (1899-1985) создал серию работ по проблемам обще­ственного строя, этногенеза, истории и религии разных на­родов. Широко известны его работы «История русской эт­нографии» и «История зарубежной этнографии». Н.Н. Че- боксаров (1907-1980), профессор МГУ, написал труды по общим проблемам этнологии, этногенезу, этнокультурным процессам, антропологии.

Начиная с 70-х гг. этнографы СССР стали проводить ис­следования национальных и межнациональных отношений. Под руководством директора Института этнографии АН СССР (с 1990 г. — Институт этнологии и антропологии РАН) академика Ю.В. Бромлея, ученых Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дро- бижевой, В. В, Пименова и др. развернулись этносоциологи- ческие исследования в различных регионах страны. Позднее при институте был создан Центр по изучению национальных проблем.

В 80-е гг, развернулись принципиальные дискуссии о природе этноса и его генезиса: социально-деятельностной (Ю.В. Бромлей, Э.С Маркарян), биологической (Л.Н. Гуми­лев), социально-информационной (Н.Н. Чебоксаров и С,А. Арутюнов), экоадаптивной (В.Г1. Алексеев), Был поднят вопрос о том, насколько этнос реален как эмпирически ло­кализуемая социальная общность (В.А. Тишков). Активизи­ровались этнонациональные исследования: стали изучаться этнокультурные, этнопсихологические, этнолингвистиче­ские и прочие аспекты национальных отношений. Решался вопрос о прикладных задачах этнографии в России и воз­можностях ее использования при решении актуальных эко­номических, социальных и политических проблем12.

Особое место в науке занимает Л.Н. Гумилев (1912-1992). Он предложил оригинальную концепцию этногенеза, явля­ющуюся предметом дискуссий среди российских ученых.

Современное состояние этнографии в России характе­ризуется особым вниманием к теоретическому обобщению идей и эмпирического материала, накопленного русской и мировой этнографией, развитием исследований в зонах со смежными науками, что характерно для всех отраслей со­временного социального и гуманитарного знания.

В российской научной системе до 1990-1991 гг. держалось название «этнография». В настоящее время этническую ан­тропологию курирует академический Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Антропологи­ческий институт находится в системе биологического фа­культета Московского университета. Функционируют Ин­ститут диаспоры и ближнего зарубежья, Институт регио­нальной политики, немногочисленные кафедры и лаборато­рии при вузах, другие учреждения, специализирующиеся по проблемам межэтнических, межнациональных отноше­ний.

Основная общественная организация в России — по прежнему Ассоциация этнографов и антропологов. Главные музеи называются этнографическими. Печатный орган, из­дающийся ИнститутохМ этнологии и антропологии и раньше именуемый «Советская этнография», теперь носит название «Этнографическое обозрение».

Происходят изменения и в учебных программах, стан­дартах. Так, термин «этнография» стал заменяться на «эт­нология». Первый учебник, изданный в 1968 г., назывался «Основы этнографии». В 1982 г. вышел учебник «Этногра­фия». В 1994 г. уже появился учебник «Этнология», где после каждого слова «этнология» в скобках пишется «этнография» и подчеркивается, что этнография и этнология — единая дисциплина.

Может быть, скоро наша наука будет называться антро­пологией, что окончательно соединит русскую этнографи­ческую школу со школой, которая развивается в Америке и Англии.

1. В какой мере необходимы этнографические знания в вашей будущей профессиональной деятельности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: