Современные мифы

Например, среди современных мифов массового сознания выделяют мифы для власти и мифы для масс, которые создаются властью. Часто говорят о мифах, об искусстве и мифах искусства, выделяют мифы о политике и мифы политики, т. е. мифы о какой либо сфере человеческой деятельности и те мифы которые бытуют внутри неё.

Современные мифы в отличие от мифов тоталитарной системы охватывают не всё общество в целом, а отдельные группы населения, и на основе этого выделяет 4 вида мифов:

1.Мифы политической и общественной жизни, которые создаются политиками, партиями и СМИ.

2.Религиозные и этнические мифы, связанные с самоидентификацией этноса или верующих

3. Мифы, связанные с «внерелигиозными верованиями» (о пришельцах, например)

4. Мифы массовой культуры, в центре, которых стоит миф об Америке.

Кроме того, формируется новый миф- миф о прошлом русского народа (например, верность людей православию, даже в период советской власти). Топорков оговаривает существование половозрастных, территориальных мифов. Можно ли выделять отдельно мифы политической жизни и религиозные и этнические мифы? Мифология, порождённая тоталитарными режимами, отличалась своей компактностью, была легко обозримой, замкнутой и простой для понимания. В условиях тоталитарного государства мифология стремилась не просто подменить реальность, но и уничтожить её вообще. Миф в таком случае пронизывал всю жизнь общества. Он сильно напоминает библейский, где «миф о православном царстве возрождается в мифе о первом социалистическом государстве»3. Как и всякая мифология советская имела свой пантеон, некрополь, и историю, которая подменяется мифологическим повествованием, когда, например мифы изображают не конкретные случаи, произошедшие в прошлом, а те события, которые сохраняют свою значимость для настоящего (день Великой Октябрьской Революции, например). Важным для времени являлось переименование, которое мыслилось как передача объекту новых свойств (Стоит вспомнить с чего началась перестройка, возвращение старых «исторических» названий должно было вернуть дореволюционное время). Мифология современности отличается аморфностью, неустойчивостью, распылённостью полицентричностью, как уже отмечалось, не охватывает общество в целом, а только отдельные группы. Существуют мифы кратковременные и основанные на традициях, бытующие из поколения в поколение. Есть те, которые имеют национальные корни, существуют такие мифы, которые появляются с приходом западной культуры. То есть, иными словами в отличие от предыдущей эпохи, сегодня нельзя говорить о единой системе мифов, мифологии, современные мифы не имеют системы, стоит говорить о различных мифологиях. Всё это можно объяснить тем, что государство, а значит и всё общество находятся в переходном, в пограничном состоянии. Это обстоятельство делает затруднительным изучении современного мифов и их морфологии.

Если исходить из объекта современного мифа, то есть на кого направлена современная мифология, то можно делить мифы по:

ü Полу

ü Возрасту

ü Этническому

ü Религиозному

По предмету мифологизации можно выделить:

политические, этнические, территориальные, социальные мифы - то есть по сути дела те же самые. Различие будет заключаться в том, что по предмету мифологизации- группы мифов определяются по тому из чего появляется миф: Миф о Санкт - Петербурге (территориальные), миф о новых русских (социальные), миф о заговоре в верхних эшелонах власти (политические) и т. п.. А если делить мифы по объектам, на которые направлена мифология то нужно исходить из вопроса на кого направлена

мифология, то есть не об этносе(например о евреях), а для этноса (например для немцев в период фашистской идеологии).

Если исходить из утверждения, которое высказывают разные авторы (Топорков, Барт) о том, что мифом может стать всё что угодно, то мифом могут становиться и морфы культуры: искусство, наука, религия. Таким образом, возникают мифы об искусстве - те мифы, которые рождаются об этой среде и для искусства- те мифы, которые рождаются внутри этой среды. Так же мифы о науке и мифы для науки, о религии и мифы, появляющиеся внутри религиозных общин. И все эти мифы будут оказывать воздействие на массовое сознание, так как укладываются в простую и понятную схему.

Сегодня трудно говорить о классификации мифов или о их морфологии в связи с тем, что ещё не достаточно определёно само понятие современного мифа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: