Мокаш - верховная богиня. Параскева-Пятница - преемница Мокаш

Мокаш - одна из богинь пантеона, богиня-покровительница женщин и соответственно женских занятий, особенно прядения. Ее чествовали и как богиню брака, родов, плодородия. В языческом календаре четверг был днем Перуна, а пятница - его жены. После принятия христианства аналогом Мокаш стало св.Параскева-пятница. В пятницу запрещалось прясть, стирать белье, иметь половые отношения с мужем. Вид - с распущенными волосами.

По мнению ряда исследователей, многие черты Мокоши перешли на всенародно почитавшуюся святую Параскеву-Пятницу, в чьём образе объединились две христианские святые: Святая Параскева — больше почитаемая украинцами и белорусами и Параскева Сербская — больше почитаемая русскими. Имя Параскева в переводе с греческого означает «пятница» либо (в переносном смысле) «приготовление». Очевидно, образ «святой Пятницы» в сознании народа смешался с образом Мокоши, священным днём которой была пятница (этот день недели посвящался женским божествам у большинства европейских народов. Часовни, посвящённые св. Параскеве (Прасковье), её иконы и статуи ставились у источников и водоёмов, которые, как считалось, находились под покровительством Параскевы; с Параскевы Льняницы — 28 октября по ст. стилю, женщины начинали мять лён[ (как уже указывалось выше, образ Мокоши ассоциировался как с водой, так и с прядением). Параскеву называли «бабьей святой», она, как считалось, покровительствовала матерям и незамужним девушкам. По пятницам не разрешалось прясть и ткать; некоторые женщины, почитавшие св. Параскеву/Мокошь (в тех регионах, где память о ней сохранилась), «чтили пятницу больше, чем воскресенье». Церковь, разумеется, негативно относилась к смешению христианских и языческих обрядов; так, в Стоглаве все суеверия, касающиеся пятницы, назывались «богомерзкими»[11].

В украинских обрядах Пятницу представляла женщина с распущенными волосами, ходившая по деревням (что называлось «водить Пятницу» по сёлам).

10. Ярило - бог весенней плодовитости.

Ярило - бог плодородия и чувственной любви. Молодой, красивый юноша, разъезжает на белом коне и в белом плаще, на голове венок, в руках колосья, ноги босые. В Юрия день Ярило по приказу матери отпирает ворота неба и на белом коне приезжает на землю, а с его возникновением начинается настоящая весна. В этот день впервые выпускают скотину в поле. Празднование сопровождалось хороводом, песнями, потом попойки, у каждого из присутствующих венок из свежих цветов. Ярило едет по засеянных нивах, а хоровод поет песни, где показано, как народ понимает Ярилу, как способствует плодородию земли и рождению детей. В эпоху Средневековья 23 апреля было днем Ярилы, а 27 апреля (старый стиль) - Святого Юрия (Георгия).

11. Образ святого Юрия в христианстве.

Обряд Юрия в белорусском традиции. В христианскую эпоху св. Георгию (Юрию) были приданы функции языческого Ярило. В народе представляли, что он едет на белом коне и замыкает пасти диким зверям, после чего те менее нападают на скотину. Юрия. Праздник отмечался 6 мая с песнями, обрядовыми действиями. На нем чествовали символ порядка, весны, расцвета природы. Выводили скотину в поле, постегивая просвещенными веточками вербы. Асвяшчоная вербочка уторкивалася в землю. На поле угощались, пели юравския песни: "Юрьев Бога звала: да подай Господи ключики отпереть землицу". Пословица: "Как дождь на Юрия, то будет хлеб в дурня."

12. Демонология. Общее понятие и классификация.

Демонология - комплекс мифологических представлений и верований о нечистой силе. В демонологии белорусов переплетены языческие и христианские верования, о создании демонов самим Богом или Дьяволом и народные - о происхождении демонов от самоубийц и людей, умерших неестественной смертью, от детей, умерших до крещения, похищенных леших, водяных или русалкой. По поверьям, демоны живут в "нечистых" и опасных местах (в болотах, канавах, на «нечистых» деревьях - орешника; в банях), являются в какой-то время года или дня (Купальская ночь, на рассвете, после заката солнце), некоторые - "сезонные": русалки появляются во время русальной недели, изменчивый (леший бывает выше лес и ниже травы), способны принимать различный вид: предметов, природных явлений. Многие черты поведения демонов свидетельствуют неземную природу: громкий, сиплый голос, шум, гул, скорость перемещения и т.п. Для отдельных персонажей характерны отличительные формы поведения: черти пира и играют в карты, проводят свадьбы; русалки поют, расчесывают длинные волосы; леший пасти волков, плетет лапти. В отношении человека демоны проявляют злонамеренность: леший сбивает с дороги, домовой пугает стуком, водяной топит. Промежуточное положение между миром демонов и миром людей занимают колдуньи и целительницы. Демонологические верования пронизывают все сферы народной культуры, являются частью семейных, календарных и хозяйственных обрядов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: