Лесовик - хозяин леса

Лесовик - хозяин леса и зверей. Каждый лесной массив имеет своего лешего. Он - брат домашнего концерта и полевики. В Юрьев день выполняет роль пастуха для волков. Может увеличиваться и уменьшаться в размерах. Его представляли в виде огромного (в рост дерева) старого с белым, как береста, лицом, большими глазами, в звериной кожи. Может помочь человеку, а может лишить добычи и напалохаць. Верыли, что может показать грибные и ягодные места, наверстать в сторону охотника зверей и птиц, либо заставить человека долго бродить. Чтобы задобрить лешего, на пересечении лесных троп или на пенек клали хлеб с солью. Можно вывернуть одежду, так как у него самого - все наизнанку, или его рассмешить. Боится он липового полена, огня. Лесовик имеет человеческий облик, но он вострагаловы, с голубой кровью. Кроме того, когда он встречается в виде обычного человека, кума или свата, необходимо обратить внимание, отбрасывает он тень: бесы тени не имеют и не оставляют следов.

16. Духи, связанные с домом и усадьбой белоруса - домовые, хлевники, банники.

Домовой - дух дома, является оберегом очага - если хозяева переезжают на новое место, чтобы перевезти с собой домового, нужно захватить углей из топки. Вид: старичок с седой бородой. Живет в нетопыри углу, под печкой. Он помогает хорошим хозяевам и очень не любит ссор, пьянства, громкой разговора, зеркал, масок. Недовольный домовой может мстить - уйти из дома, повредить в хозяйстве (особенно животному), довести кого до смерти.

Хлевник - усадебный дух, живущий в сарае, наблюдает за скотом. При симпатии к хозяевам и если ему по вкусу масть скота, он очищает, лелеит скотину, носит воду, кладет побольше корма. Не любит свиней и козлов. Если заведется злой хлевник, который губит скотину, можно избавиться убитой сорокой, конопляной кнутом с узелками - надо постегивая и прыгаварываць слова “пайшла хіра на вецер!”.

Банник - хозяин бани. Живет за печкой или под полкам. Пахожы на Водяного. Зол. Наказывает тех, кто моется после полуночи или заката (так как сам любит мыться в это время). Если кто моется поздно, он бросает в него камни из печки, пугает храпом. Как задобрить-принести хлеб-соль, оставить ему воду и веник. Еуник-усадебный дух, живущий в печи. Родственник Банщика и Домового. Вид - человекоподобный, в черной от дыма одежде, с горящими как угли глазами. Смотрит, чтобы правильно полилась печь, сушились снопы. В окрестностях деревни обычно стояли овине, или риги (евни, гумна). Риги часто горели. Это приписывали вредному духу. Есть один способ: вывернуть кожух наизнанку, взять кочергу и стеречь его в ночь под праздник Агафона-гуменника (22 августа). Может пагибнуць от молнии.

17. Нячысцік – паўсюднік: чорт.

Черт - бес-павсюдник не имеет территориальной локализации и подчиняется высшему чертовой. Черт имеет чартовак (чертей - жен чертей) и бесят. Основное занятие - вредить людям (ссоры, пьянство), вводить в грех (ложь, самоубийство). Это казлападобная существо с рожками, копытами, хвостом. Может превратиться в любой предмет, любую существо, в том числе и человека (хотя редко), копной сена, связку горошин, каким карликом. Его место - с левой стороны человека. Черти гибнут от стрел Перуна (прор), очень страдают от дыма ладана, креста, очень боятся чашу со святой ивы, крестного знамения. Черту нельзя бывать там, где растет лен, конопля, пшеница, из которых делают масло и просфоры для церкви. Достаточно много гибнет новорожденным бесят - часто от полуденного или северного крика петуха: он рассекает их пополам. Черти ведут похожий человеческого семейный образ жизни. У них есть чертовка, которые не участвуют в обычной жизни нечисти. Их основное назначение - рожать детей. Обычные места сбора нечисти - около воды, на распутье (в полдень и полночь), в заброшенных домах, пустырях, местах самоубийство. Отличительные собрания происходят на Лысой горе - накануне Купалье. Цель лукавого - овладение душой человека. В бел. мифологии существует черт-шутник. Отдельный объект шуток чертей - пьяные люди.

18. Ваўкалак, яго віды.

Оборотни (человека-волка) бывают двух типов: те, что стали оборотнями сознательно (колдуны) и принудительно. Колдун превращается в волка опрокидыванием через ножи или осиновый пень. Вернуться можно только адкулиушыся обратно через те же ножи. Преобразованный человек - жертва мести Колдуна. Существовало убеждение, что сильный маг может пераутварыць в волка. Целое свадьбу, если в нем 12 человек. Принудительно сделан таки оборотень отличается от обычного волка: жалобно вфыюць к восходу солнца или на свою деревню, не едят сырого мяса, питается остатками человеческой вегетарианской пищи, имитирует человеческие привычки, тянется к человеческому жилья. Если пройдет срок чаш, перавтв. у человека. Можно помочь пераутв. хутчэй- канут на него ояс, накрыть скатертью, на которой асвяшчали пищу.

Лада - богиня любви и брака. Белорусский обряд "Ляльник". ЛАДА -багиня любви и брака. Празднование (в первый день мая и на зяленые святки) сопровождалось песнями и ритуальными плясками. Ляля - богиня весны. Вид: юная красивая девушка. Накануне дня Ярила отмечали Ляльник (22 апреля) - девушки собирались на лугу и выбирали самую красивую. Ее одевали в белую рубашку, руки и состояние украшали зеленью, на голову - венок из весенних цветов. Сажали на возвышенно, клали при ней зеленые венки, хлеб, яйца, масло, творог, молоко, сметану. Девушки вокруг нее водили хоровод и пели песню, в которой просили теплой весны и богатого урожая. В ответ на песню ляля дарила девушкам венки и угощала их. Венки и травы, которые обвивали Лялю, сохраняли год до следующего лельника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: