double arrow

Психические процессы: понятие, виды, признаки, свойства, структура, закономерности, психологическая характеристика


Психические процессы - это форма существования психики. Ведь психика не статична, как застывшая фотография. Она формируется в ходе взаимодействия индивида со средой и, следовательно, должна рассматриваться в динамике, в действии, в развитии. Психические процессы включены в более сложные виды психической деятельности.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Виды: познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Свойства психических процессов:

- предметность

- субъектность

- чувственная недоступность (психические процессы недоступны прямому чувственному наблюдению)

- спонтанная активность

17. Отрицательные психические состояния: понятие, ……

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д. В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

К типично отрицательным психическим состояниям относятся как состояния, полярные типично положительным (горе, ненависть, нерешительность), так и особые формы состояний. К последним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности.

Под стрессом понимается реакция на любое экстремальное негативное воздействие. Строго говоря, стрессы бывают не только отрицательными, но и положительными – состояние, вызванное мощным положительным воздействием, сходно по своим проявлениям с отрицательным стрессом. Например, состояние матери, узнавшей, что ее сын, считавшийся погибшим на войне, в действительности жив, – это положительный стресс.

Фрустрация – состояние, близкое к стрессу, но это более мягкая и специфичная его форма. Специфичность фрустрации заключается в том, что это реакция лишь на особого рода ситуации. Обобщенно можно сказать, что это ситуации «обманутых ожиданий» (отсюда и название). Фрустрация – это переживание отрицательных эмоциональных состояний, когда на пути к удовлетворению потребности субъект встречает неожиданные помехи, в большей или меньшей степени поддающиеся устранению. Например, в знойный летний день человек, вернувшись домой, хочет принять прохладный освежающий душ. Но его ждет неприятный сюрприз – вода отключена на ближайшие сутки. Состояние, возникающее у человека, нельзя назвать стрессом, поскольку ситуация не представляет угрозы жизни и здоровью. Но очень сильная потребность осталась неудовлетворенной. Это и есть состояние фрустрации. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов (факторов, вызывающих состояние фрустрации) являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, депрессия и др.




Психическая напряженность – еще одно типично отрицательно состояние. Оно возникает как реакция на личностно сложную ситуацию.


18. Темперамент: понятие, признаки ……….

Темперамент – характеристика психики человека, включающая два основных компонента – эмоциональность и общую активность.

Тип темперамента по Гиппократу Краткая характеристика Свойства нервной системы по И.П. Павлову
Флегматик Пассивный, очень трудоспособный, медленно приспосабливающийся; настроение устойчивое, мало поддается внешнему влиянию; характерны вялость эмоциональных реакций и медлительность в волевой деятельности. Спокойный, уравновешенный, сильный, малоподвижный.
Сангвиник Активный, энергичный, легко приспосабливающийся; характерны живость и подвижность эмоциональных реакций, быстрота и сила волевых проявлений. Живой, сильный, уравновешенный, подвижный.
Холерик Активный, очень энергичный, настойчивый; характерны порывистость и сила эмоциональных реакций, бурные волевые проявления. Легковозбудимый, сильный, неуравновешенный, подвижный.
Меланхолик Пассивный, легко утомляющийся, тяжело приспосабливающийся; характерны слабость волевых проявлений и преобладание подавленного настроения, неуверенность в себе. Слабый, неуравновешенный, сдержанный, подвижный или малоподвижный.

19. Способности и характер: понятие, признаки …..



Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Это особенности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, другим людям, себе самому и закрепляются в типичных, привычных для него способах поведения.

Характер формируется на основе темперамента, но чертой характера может считаться любая черта личности, если она достаточно ярко выражена и если она систематически проявляется в различных видах деятельности.

Характер не является простой совокупностью изолированных черт; различные свойства характера взаимосвязаны и взаимозависимы. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность. Структурность характера позволяет, зная ту или иную черту, предполагать у человека наличие ряда других, связанных с нею черт. Структурность характера выражается, кроме того, в определенной иерархичности его черт. Это значит, что среди черт характера некоторые являются основными, определяющими, другие - второстепенными, менее существенными. Ведущие черты в той или иной степени подчиняют себе второстепенные, обуславливая их проявление или непроявление в различных областях.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являюциеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Способности формируются на основании врожденных задатков, коими являются конституциональные особенности (телосложение, биохимическая индивидуальность), особенности нервной системы. Развитие способностей в процессе жизнедеятельности человека включают его знания, умения, мотивы, интересы, направленность.

Практически любая особенность личности, любое качество ее психических процессов может выступать в роли способности, если способствует достижению успеха в деятельности.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7