Мышление: понятие, классификация, закономерности, формы, виды, мыслительные операции

Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Стадии мышления:· Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом, трансдукцией, отсутствием представления о сохранении количества.· Понятийное мышление у ребенка проходит в ряд этапов: на 1-м этапе проявляется простое складывание предметов; на 2-м устанавливаются сходства и различия двух предметов; на 3-м этапе проявляется объединение группы предметов по сходству, затем появляется понятийное мышление, которое совершенствуется до 17 лет.

Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:- формирование и усвоение понятий, сужений, умозаключений;- решение проблем.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К умозаключениям можно прийти следующими методами: индукция - логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему; дедукция - от общего к частному; аналогия - от частного к частному.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека.

Процесс решения задач состоит из пяти этапов:- мотивация;- анализ проблемы;- поиск решения ее проблемы на основании ее алгоритма, выбора оптимального варианта и принципиального учета логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приемов, решению задачи зачастую способствует озарение;- доказательство и обоснование правильности решения;- реализация и проверка решения, его коррекция в случае необходимости.

Основные мыслительные операции:· анализ - мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;· синтез - воссоединение элементов в целостную структуру;· сравнение - установление отношений сходства и различия;· обобщение - выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;· абстрагирование - выделение какой-либо стороны или аспекта явления, в действительности самостоятельно не существующих;· конкретизация - отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного;·систематизация или классификация - мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

В определении видов мышления существуют различные подходы:1. По степени развернутости решаемых задач: дискурсивное и интуитивное.2. По характеру решаемых задач: теоретическое и практическое.3. По содержанию решаемых задач:· наглядно-действенное мышление - опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами;· наглядно-образное мышление - характеризуется опорой на представления и образы;·словесно-логическое мышление - осуществляется при помощи логических операций с понятиями, различаются:

- теоретическое мышление - познание законов, правил, разработка концепций, гипотез;- практическое мышление - подготовка преобразования действительности;- аналитическое (логическое) мышление - носит временной, структурный и осознаваемый характер;- реалистическое мышление - направлено на внешний мир, регулируется законами логики;- аутистическое мышление - связано с реализацией желаний человека;- продуктивное мышление - воссоздающее мышление на основе новизны мыслительной деятельности;- репродуктивное мышление - воспроизводящее мышление по заданному образу и подобию;- непроизвольное мышление - предполагает трансформацию образов сновидения;- произвольное мышление - целенаправленное решение мыслительных задач.

Качества мышления:· самостоятельность - умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;· инициативность - постоянное стремление самому искать и находить пути и средства решения задач;· глубина - способность проникать в сущность вещей и явлений, понимать причины и глубинные закономерности;· широта - способность видеть проблемы многосторонне, во взаимосвязи с другими явлениями;· быстрота - скорость решения задач, легкость в воспроизведении идей;· оригинальность - способность производить новые идеи, отличные от общепринятых;· пытливость - потребность всегда находить наилучшее решение поставленных задач и проблем;· критичность - объективная оценка предметов и явлений, стремление подвергать сомнению гипотезы и решения;· торопливость - непродуманность аспектов всестороннего исследования проблемы, выхватывание из нее лишь отдельных сторон, высказывание неточных ответов и суждений.

Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: