double arrow

Досократики (милетская школа, Гераклит, Демокрит)


Период античной философии в истории философии представлен работами древнегреческих и древнеримских философов от V века до н.э. – V века н.э. В этом ряду Анаксимандр, Демокрит, Гераклит, Анаксимен, Ксенофан, Платон, Сократ, Аристотель, Эпикур, Пифагор. Все они обладали энциклопедическими знаниями и занимались самыми различными науками. Многие из них были основателями первых философских школ: Платон создал первую Академию, а Аристотель – Лицей. В центре внимания античных философов находится универсальные проблемы бытия:

- строение мироздания и составляющие его части;

- место человека в космосе;

- конечные основания бытия, первичные элементы, из которых состоит мир;

- соотношение хаоса и порядка – конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного в мире;

- проблема причин и источников движения и развития;

- проблемы идеального устройства государства и правильного поведения граждан;

- нормы добродетельной жизни и т.д.

С точки зрения современности наибольший интерес представляют такие разделы философского учения древних, как учение о материи, учение о диалектическом развитии мира, учение о познании, учение о философских категориях.

Сам термин «философия» возник тоже здесь: в противопоставлению «софосу» – мудрецу - пророку, обладающему «софией» – божественной мудростью, философ - человек, стремящийся к мудрости, ищущий, любящий истину, поэтому цель философа – понять «целое как целое», понять, в чем первопричина всего сущего, первопричина бытия, используя разум, рациональную аргументацию.

Цицерон: «Не любить философию – все равно, что не любить собственную мать».

Этапы античной философии:

1. Ранняя классика (натуралисты, досократики), главные проблемы «Физис» и «Космос», его строение, проблемы бытия и небытия, материя и её формы: идея о противоположности формы и материи, о главных элементах, о тождестве и противоположности бытия и небытия, структурности бытия и его противоречивости; как возник Космос и какова его структура (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит).

2. Средняя классика (Сократ и его школы, софисты), главная проблема – сущность человека, проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми: в чем сущность морали, отношение человека и государства, существует ли абсолютная истина и достижима ли она человеческим разумом (Сократ, Антифонт, Эпикур).




3. Высокая классика (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема - синтез философского знания, его проблем и методов и др., проблема чувственного и сверхчувственного – идея синтетических основных философских проблем, проблема поиска рационального метода познания.

4. Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), главная проблема - мораль и свобода человека, познание и т.д., структура Космоса, судьба Космоса и человека, отношение Бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский). Проблема воли и свободы человека: идея ничтожности человека перед силами природы и его силы духа в стремлении к свободе, к познанию. С этими понятиями отождествлялось счастье свободного человека (Сенека, Эпиктет). Проблема отношений человека и Бога, божественные воли, строение Космоса. Выдвигались идеи Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие друг в друга (Плотин, Филон Александрийский и др.).

Важным достижением Греции VIII – VI в.в. до н.э. было начало научного исследования природы. Новое мировоззрение выдвигает идею бесконечности материального мира во времени и пространстве. Впервые рождается мысль о том, что не человек есть создание божественных сил, а наоборот, боги созданы человеческой фантазией по образу и подобию самого человека.



Античная философия имеет следующую особенность: материальной основой расцвета философии был экономический расцвет и греческих полисов. Мыслители были независимы от производства, освободились от физического труда и претендовали на духовое руководство обществом. Главной идеей был космоцентризм, на поздних этапах смешавшийся с антропоцентризмом. Допускалось существование богов, которые были близки человеку. Человек признавался частью природы.

В античную философию были заложены два направления философии – идеалистическое (Платон) и материалистическое (линия Демокрита).

Милетская школа. Откуда произошло все существующее в мире? Этот вопрос с древних времен волнует людей, и философия ищет на него ответ. Древнегреческие философы смогли критически переосмыслить мифы и сформулировать представление о первоначалах, из которых, по их мнению, всё существующее возникло. Фалес (ок. 625 – ок. 545 до н.э.) признавал первоосновой воду, Гераклит (ок. 544 – 483 до н.э.) – огонь, Анаксимен (585 – 525 до н.э.) – воздух, Эмпедокл – воду, воздух, огонь и землю, другие – число, атом, идею и др. Конечно, это совсем не та вода и не тот атом, какие мы знаем сейчас. «Вода» Фалеса – невидимая сущность, из которой все образовалось, как из семени, и прообразом которой является видимая всеми вода. То же самое можно сказать и о других первоначалах, открытых древнегреческими философами.

Эту школу также называют милетской, поскольку трое ее главных представителей (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) жили в Милете, крупнейшем городе средиземноморском побережье Малой Азии – Ионии. На примере этой первой в истории философии школы можно также понять, что собой представляет философская школа как таковая и в чем ее специфика. Философская школа в широком смысле представляет собой направление, которое создается учителем и его учениками и может существовать в течение нескольких поколений. Представители данной школы решают одну или несколько близких философских проблем (например, представители милетской школы занимались поисками первоначала). Спецификой философских школ является то, что их представители могут приходить к разным выводам.

Дальнейшие развитие ионийская материалистическая философия получила в глубоком и ярком учении Гераклита (конец VI века до н.э.). В мировой литературе по истории философии имеется много работ, посвященных анализу мировоззрения Гераклита Эфесского. Учение эфесского мыслителя обращало на себя внимание еще в древности. Им увлекались и в последующее время. Крупнейший немецкий философ Гегель говорил, что нет ни одного положения Гераклита, которое бы он (Гегель) не взял в свою «Логику». Древний мыслитель, решая некоторые общие философские вопросы о мире и жизни, высказал ряд глубоких идей, сохранивших свою ценность по сей день. Интерес к Гераклиту постоянен. Об этом свидетельствует решение Всемирного Совета Мира отметить в 1961 году знаменательную дату – 2500-летие со дня рождения великого греческого философа – Гераклита из Эфеса.

Мировоззрение Гераклита – одно из проявлений древнегреческого осмысления мира, которое оказало огромное влияние на последующее развитие европейской и мировой культуры.

Размышляя над причинами происходящих перемен, Гераклит выразил основной принцип своего мировоззрения в краткой формуле «все течет». По мнению Гераклита, вечное и беспрерывное движение – основной закон мироздания, одинаково управляющий и общественной жизнью и жизнью природы. Гераклит не мог обойти вопрос о мировом первовеществе. Это первовещество (по Гераклиту) – огонь – наиболее подвижная стихия. Переход от первовещества ко всем остальным – воздуху, воде, земле – он представлял себе в виде последовательных превращений огня, его «погасание» и новых «воспламенений», т.е. как вечное его движение.

Гераклит считается основоположником античной диалектики. Основное его положение – «все движется и ничего не покоится, и поэтому нельзя дважды войти в ту же самую реку».

Все свойства вещей, по Гераклиту, относительны и переходят в свою противоположность: «холодное нагревается, горячее охлаждается». Поэтому «одно и то же живое и умершее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе в первом». Диалектический ответ (например, о летящей стреле; «Если летящая стрела находится в покое каждое мгновение, занимая определенную точку, то она вообще находится в покое, т.е. не движется») заключается в том, что сущее одновременно движется, и покоится. Диалектика есть компромисс между чувствами и мышлением, от которого, впрочем, нет пути ни к развитию чувств, ни к развитию мышления. Лишь тогда, когда мышление, вопреки диктату чувств начинает осознавать свою самоценность, оно получает действенное развитие. А ведь с точки зрения мышления, по Аристотелю, «невозможно допускать, чтобы какая-либо одна вещь существовала и в то же время не существовала», как считал Гераклит. Гераклиту принадлежит представление о разумной всеобщей истине, «ибо все человеческие законы питаются единым божественным». Единое божественное господствует над всем и называется «логос». «Мышление общее для всех». Все «желающие говорить разумно должны опираться на это всеобщее». Эти мысли, затем развил Сократ в полемике с софистами.

Особо следует остановиться на учении Демокрита (ок. 460 – ок. 371 до н.э.), и не только потому, что он ввел понятие «идеи» – понятие, которое затем вошло в качестве главного в философскую систему, послужившую основой нового направления.

Демокрита интересовали силы, которые движут миром. Он говорил, что отдал бы персидский престол за знание причины только одного какого - нибудь явления природы.

Как и другие философы, Демокрит хотел найти первооснову всех вещей и Вселенной. Фалес считал первоосновой воду, Пифагор – числа, Гераклит – огонь, Анаксимен – воздух, Эмпедокл – воду, воздух, огонь и землю. Демокрита не убеждали их доказательства. Он сам искал первооснову всего и даже ослепил себя, чтобы отвлекаться от размышлений. И пришел к выводу, что первоосновой всех вещей и Вселенной являются маленькие неделимые частицы - атомы. Мельчайшие неделимые и непроницаемые частицы, из которых состоят все тела, Демокрит называл идеями (другое, ставшее общепринятым, название этих частиц - атом). Атомы («эйдосы») бесконечны по числу и отличаются размерами, положением, порядком и внешними формами, которые также бесконечно разнообразны – шаровидные, пирамидальные, крючковатые и т.п. Атомы не имеют чувственно воспринимаемых качеств. «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же [существуют только] атомы и пустота»[3]. Демокрит допустил наличие пустоты между атомами, чтобы объяснить возможность их движения. В Новое время понятие атома вошло в физику для обозначения частиц, из которых состоят молекулы, пустоту стали называть вакуумом.

Он сделал это открытие только при помощи силы мысли, без исследований и приборов. Спустя 2 тыс. лет ученые доказали его правоту.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: