Поскольку меры правового принуждения разнообразны и обладают
многочисленными признаками, возможна различная классификация их в
зависимости от избранного критерия. Так, например, по субъекту можно
различать государственно-правовое и общественно-правовое принуждение.
Первое, в свою очередь, делится на судебное и внесудебное.
Исходя из целей обеспечения правопорядка, все меры административного
принуждения можно разделить на три основные группы:
1) административно-предупредительные меры, которые включают в себя:
проверку документов; вхождение в жилые помещения граждан; прекращение (ограничение) движения транспорта и пешеходов; использование транспортных средств, принадлежащих государственным, коммерческим и некоммерческим организациям и отдельным гражданам, в служебных целях; административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и ряд других. Они носят четко выраженный профилактический характер.
2) меры административного пресечения, которые в свою очередь можно
|
|
подразделить на обычные и особые меры пресечения. К особым относятся
применение оружия и средств физического воздействия (приемов боевой борьбы,
служебных собак, дубинок, наручников и т.п.). Обычные включают в себя:
административное задержание граждан; принудительное лечение; запрещение эксплуатации автотранспорта, техническое состояние которого
угрожает безопасности движения; приостановление работы объектов разрешительной системы; привод в органы полиции и ряд других. Пресечение возможно лишь при явной неправомерности деяния.
3) административные взыскания, в качестве которых применяются:
предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета; конфискация предмета; лишение специального права; исправительные работы; административный арест.
Основанием применения административно-предупредительных мер служит
наступление предусмотренных законом определенных особых условий, как
связанных, так и не связанных с деяниями человека. Ими могут быть пожар,
наводнение, авария, несчастный случай, преследование преступников и т.д.
Основанием применения мер административного пресечения и взыскания
является деяние человека, которое при наличии определенных признаков,
предусмотренных нормой права, может рассматриваться в качестве
административного проступка и основания для наказания. Сущность
административного проступка определяется его общественной опасностью, что
может выражаться как в реальном вреде (мелкое хулиганство, безбилетный
проезд), так и в создании условий, благоприятных для наступления вреда
(нарушение пешеходом правил уличного движения, управление транспортом в
нетрезвом состоянии, нарушение правил приобретения, хранения и пользования
взрывчатыми веществами, сильнодействующими ядами, радиоактивными
изотопами). Исходя из степени общественной опасности правонарушения,
решается вопрос об отграничении административных проступков от
преступлений.