Классификация мер принуждения

Поскольку меры правового принуждения разнообразны и обладают

многочисленными признаками, возможна различная классификация их в

зависимости от избранного критерия. Так, например, по субъекту можно

различать государственно-правовое и общественно-правовое принуждение.

Первое, в свою очередь, делится на судебное и внесудебное.

Исходя из целей обеспечения правопорядка, все меры административного

принуждения можно разделить на три основные группы:

1) административно-предупредительные меры, которые включают в себя:

проверку документов; вхождение в жилые помещения граждан; прекращение (ограничение) движения транспорта и пешеходов; использование транспортных средств, принадлежащих государственным, коммерческим и некоммерческим организациям и отдельным гражданам, в служебных целях; административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и ряд других. Они носят четко выраженный профилактический характер.

2) меры административного пресечения, которые в свою очередь можно

подразделить на обычные и особые меры пресечения. К особым относятся

применение оружия и средств физического воздействия (приемов боевой борьбы,

служебных собак, дубинок, наручников и т.п.). Обычные включают в себя:

административное задержание граждан; принудительное лечение; запрещение эксплуатации автотранспорта, техническое состояние которого

угрожает безопасности движения; приостановление работы объектов разрешительной системы; привод в органы полиции и ряд других. Пресечение возможно лишь при явной неправомерности деяния.

3) административные взыскания, в качестве которых применяются:

предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета; конфискация предмета; лишение специального права; исправительные работы; административный арест.

Основанием применения административно-предупредительных мер служит

наступление предусмотренных законом определенных особых условий, как

связанных, так и не связанных с деяниями человека. Ими могут быть пожар,

наводнение, авария, несчастный случай, преследование преступников и т.д.

Основанием применения мер административного пресечения и взыскания

является деяние человека, которое при наличии определенных признаков,

предусмотренных нормой права, может рассматриваться в качестве

административного проступка и основания для наказания. Сущность

административного проступка определяется его общественной опасностью, что

может выражаться как в реальном вреде (мелкое хулиганство, безбилетный

проезд), так и в создании условий, благоприятных для наступления вреда

(нарушение пешеходом правил уличного движения, управление транспортом в

нетрезвом состоянии, нарушение правил приобретения, хранения и пользования

взрывчатыми веществами, сильнодействующими ядами, радиоактивными

изотопами). Исходя из степени общественной опасности правонарушения,

решается вопрос об отграничении административных проступков от

преступлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: