Психология развития
Проблема возраста и возрастная периодизация. Критерии периодизации возрастного развития: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и общения, их роль в формировании психических новообразований возраста и специфика в различные возрастные периоды.
Возраст как системное качество
Возраст представляет собой культурно-историческую категорию, имеющую несколько систем отсчета — индивидуальное развитие, социальные процессы и социально-демографическую структуру общества (очевидно, что если средняя продолжительность жизни составляет 40 лет, то 35-летний человек может считаться уже пожилым).
Можно выделить несколько видов возраста.
Паспортный возраст показывает, сколько времени прошло со дня рождения человека. Социальный возраст связан с правовой системой общества и паспортным возрастом; он фиксируется в правовых документах и используется как точка отсчета способности человека к правовым действиям. Все это типы внешнего, объективного возраста.
|
|
Возраст биологический определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития и разделяется на скелетный, зубной (дентический), психосексуальный и др. Все эти понятия имеют практическое применение: скелетный возраст основан на темпах оссификации (отвердения костей) и определяет моторные возможности ребенка; в дошкольном возрасте он имеет разброс плюс-минус два года и может использоваться для уточнения индивидуальных особенностей человека. Зубной возраст основан на последовательности появления и смены зубов и, в отличие от скелетного, обладает высокой точностью, что позволяет использовать в сложных случаях оценки паспортного возраста, например, у детей, оставленных родителями и обнаруженных без документов.
Психический возраст определяется через соотнесение со среднестатистическим комплексом развития и включает в себя интеллектуальный, эмоциональный, субъективный возраст. Интеллектуальный выделялся ранее других и может быть оценен благодаря статистически подтвержденным нормам; эмоциональный уточняется посредством наблюдений за поведением ребенка. Субъективный возраст — это переживаемый, имеющий внутреннюю точку отсчета и зависящий от самоактуализации личности. Единицей субъективного возраста является жизненное событие: чем больше событий человек пережил, тем старше он себя ощущает; чем больше он планирует на будущее, тем он субъективно моложе. Все перечисленные виды относятся к внутреннему возрасту, т.е. исчисляются количеством событий, произошедших в организме или психике человека.
|
|
Понятие возраста располагает к составлению периодизаций — перечня сменяющих друг друга возрастных стадий. Однако сама возможность выделения подобных закономерностей в психологии развития подвергается сомнению, что обусловлено пониманием вклада наследственности и среды в психическое развитие.
Любая периодизация должна учитывать многомерность возрастных свойств. Биологический возраст соотносится со свойствами организма и его отдельных подсистем, социальный — с положением индивида в системе общественных отношений, а психический — с характером сенсомоторной и умственной деятельности. Время от времени по некоторым направлениям развития может наблюдаться ускорение {акселерация, т.е. возникновение нормативных новообразований на более раннем возрастном этапe), расширение {амплификация, увеличение психологических возможностей сверх нормативных), задержка (отставание в приобретении возрастных новообразований). Задержанное развитие, в свою очередь, может быть гармоническим (при котором ребенок демонстрирует комплекс возможностей, характерных для более раннего периода) и дисгармоническим (когда отдельные процессы и функции, имеющие опережающее развитие, соседствуют с другими, которые отстают).
Для описания индивидуального развития существует три термина: время жизни (интервал между рождением и смертью, который психологически бессодержателен и затрагивает только организм человека), жизненный цикл (замкнутый круговорот выделяемых этапов, затрагивающих индивид), и жизненный путь (развитие человека в изменяющемся мире, которое относится к личности).