Возраст как системное качество

Психология развития

Проблема возраста и возрастная периодизация. Критерии периодизации возрастного развития: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и общения, их роль в формировании психических новообразований возраста и специфика в различные возрастные периоды.

Возраст как системное качество

Возраст представляет собой культурно-историческую катего­рию, имеющую несколько систем отсчета — индивидуальное раз­витие, социальные процессы и социально-демографическую структуру общества (очевидно, что если средняя продолжитель­ность жизни составляет 40 лет, то 35-летний человек может счи­таться уже пожилым).

Можно выделить несколько видов возраста.

Паспортный возраст показывает, сколько времени прошло со дня рождения человека. Социальный возраст связан с правовой системой общества и паспортным возрастом; он фиксируется в правовых документах и используется как точка отсчета способ­ности человека к правовым действиям. Все это типы внешнего, объек­тивного возраста.

Возраст биологический определяется состоянием обмена ве­ществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития и разделяется на скелетный, зубной (дентический), психосексуальный и др. Все эти понятия имеют прак­тическое применение: скелетный возраст основан на темпах оссификации (отвердения костей) и определяет моторные возмож­ности ребенка; в дошкольном возрасте он имеет разброс плюс-минус два года и может использоваться для уточнения ин­дивидуальных особенностей человека. Зубной возраст основан на последовательности появления и смены зубов и, в отличие от скелетного, обладает высокой точностью, что позволяет использо­вать в сложных случаях оценки паспортного возраста, например, у детей, оставленных родителями и обнаруженных без докумен­тов.

Психический возраст определяется через соотнесение со сред­нестатистическим комплексом развития и включает в себя ин­теллектуальный, эмоциональный, субъективный возраст. Интел­лектуальный выделялся ранее других и может быть оценен бла­годаря статистически подтвержденным нормам; эмоциональный уточняется посредством наблюдений за поведением ребенка. Субъективный возраст — это переживаемый, имеющий внутрен­нюю точку отсчета и зависящий от самоактуализации личности. Единицей субъективного возраста является жизненное событие: чем больше событий человек пережил, тем старше он себя ощу­щает; чем больше он планирует на будущее, тем он субъективно моложе. Все перечисленные виды относятся к внутреннему возрасту, т.е. исчисляются количеством событий, произошедших в организме или психике человека.

Понятие возраста располагает к составлению периодизаций — перечня сменяющих друг друга возрастных стадий. Однако сама возможность выделения подобных закономерностей в психоло­гии развития подвергается сомнению, что обусловлено понима­нием вклада наследственности и среды в психическое развитие.

Любая периодизация должна учитывать многомерность воз­растных свойств. Биологический возраст соотносится со свой­ствами организма и его отдельных подсистем, социальный — с положением индивида в системе общественных отношений, а психический — с характером сенсомоторной и умственной дея­тельности. Время от времени по некоторым направлениям раз­вития может наблюдаться ускорение {акселерация, т.е. возникнове­ние нормативных новообразований на более раннем возрастном этапe), расширение {амплификация, увеличение психологических возможностей сверх нормативных), задержка (отставание в при­обретении возрастных новообразований). Задержанное раз­витие, в свою очередь, может быть гармоническим (при котором ребенок демонстрирует комплекс возможностей, характерных для более раннего периода) и дисгармоническим (когда отдельные процессы и функции, имеющие опережающее развитие, сосед­ствуют с другими, которые отстают).

Для описания индивидуального развития существует три тер­мина: время жизни (интервал между рождением и смертью, кото­рый психологически бессодержателен и затрагивает только организм человека), жизненный цикл (замкнутый круговорот выделяемых эта­пов, затрагивающих индивид), и жизненный путь (развитие че­ловека в изменяющемся мире, которое относится к личности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: