Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
познавательная коммуникативная регулятивная личностная
осуществляемые действия осуществляемые действия формируемые способы деятельности осуществляемые действия формируемые способы деятельности осуществляемые действия формируемые способы деятельности осущест­вляемые действия формируемые способы деятельности
                   
I. Ак­туали­зация знаний и уме­ний.1. Ак­туализа­ция гео­графиче­ского понятия «реки» и плана 1. Просит напомнить план анализа геогра­фического объекта «реки» (если записан в географический блокнот, то просит его открыть, план может быть записан на доске) Во фронтальном режиме (по вы­зову учителя) озвучивают план анализа географического объекта Осуществле­ние поиска необходимой информации для выполне­ния учебных заданий с ис­пользованием дополнитель­ной литерату­ры (собствен­ного геогра­фического блокнота). Слушают отвечающего одно­классника Понимают и восприни­мают на слух словесные указания учи­теля Самоконтро­лируют знание плана анализа гео­графическо­го объекта «реки» Принимать и сохранять учебную за­дачу    

План анализа географическою объекта «реки» составлен на уроке по теме «Реки».


Продолжение табл.

                   
Анализа географического объекта «реки»     Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных при­знаков            
2. Ставит цель слушания сообщений по теме «Реки», гото­вившихся в рамках домашнего задания: по ходу ответов уча­щихся осуществить анализ полноты ха­рактеристики объекта «Реки» Слушают учителя Понимают и восприни­мают на слух словесные указания учи­теля       Уметь слушать в соот­ветствии с целевой установкой    
3. Вызывает учащихся для сообщения по теме «Реки» (2-3 человека) Вызванные учащиеся: отвечают. Класс: воспринимают инфор­мацию отвеча­ющих Класс: анализируют информацию на соответствие всем необходимым пози­циям плана. Вызванные учащиеся: умение стро­ить рассужде­ния в форме связи простых умозаключений об объекте «реки», его стро­ении, свойствах и связях Класс: слушают отвечающих одноклассников. Вызванные учащиеся: строит мо­нологиче­ское выска­зывание Класс: понимают и воспринимают на слух ответ учащегося. Вызванные учащиеся: интериориза-ция - умение строить по­нятные для собеседника речевые вы­сказывания   Класс: уметь слушать в соответствии с целевой установкой    

Продолжение табл.

                   
  4. Предлагает опре­делённым учащимся после озвучивания сообщений выступить экспертами -оценить степень полноты и правильности характеристики объекта «Реки» (2-3 человека) Вызванные учащиеся: отвечают. Класс: воспри­нимают анализ отвечающих Класс: анали­зируют ин­формацию по качеству проводимого анализа Класс: слу­шают отве­чающих од­ноклассни­ков. Вызванные учащиеся: строит мо­нологиче­ское выска­зывание Класс: пони­мают и восприни­мают на слух ответ учаще­гося. Вызванные учащиеся: интериориза-ция - умение строить по­нятные для собеседника речевые вы­сказывания Отвечающие «эксперты»: оценивают степень пол­ноты и пра­вильности характери­стики объек­та «Реки». Класс: осу­ществляют самоконтроль совпадения своего мне­ния с ответа­ми экспертов Класс и от­вечающие «эксперты»: уметь оцени­вать правиль­ность выпол­нения дейст­вия на уровне адекватной ретроспектив­ной оценки    
  5. Подводит итог качества экспертизы -анализа степени полноты и правильности характеристики объекта. Выставляет отметки Слушают учи­теля Понимают и восприни­мают на слух словесные указания учи­теля       Адекватно восприни­мать оценку учителя    
Физми-нутка Проводит физкульт­минутку                
  6. Организовывает работу по распозна­ванию условных знаков с географических карт: - вывешивает услов­ный знак реки и оп­рашивает учащихся; Во фронтальном режиме (по вы­зову учителя) озвучивают, как находить на кар­те условный знак реки Идентифици­ровать геогра­фические объ­екты на карте Слушают отвечающе­го одно­классника Понимают и восприни­мают на слух словесные указания учителя Осуществля­ют самокон­троль знаний географиче­ского объекта «Карта» Принимать и сохранять учебную за­дачу    

Продолжение табл.

                   
  — вывешивает услов­ный знак корабля, опрашивает учащихся и загадывает загадку («Он под парусом летит, ветер в мачтах свистит»)                
7. Демонстрирует движения, которые необходимо выполнить под речёвку: «Поднимаемся на палубу: топ-топ; идем по мокрой па­лубе: чпок-чпок; волны на реке плещутся: плюх-плюх; плывем вперед...» Выполняют ко­манды Правильно выполнять команды учителя Взаимодей­ствуют во время выполнения команд Умение слу­шать, коорди­нировать дей­ствия        
2. Ак­туализа­ция по­нятия «физи­ческая карта» 1. Просит напомнить, чем отличается гео­графическая карта от всех других Во фронтальном режиме (по вы­зову учителя) озвучивают изу­ченное об осо­бенностях гео­графической карты Анализировать объекты (гео­графическую карту) с выде­лением сущест­венных и несу­щественных признаков Слушают отвечающих одноклас­сников Понимают и восприни­мают инфор­мацию на слух Проводят са­моконтроль знаний гео­графического объекта «Карта» Принимать и сохранять учебную за­дачу    
2. Организует работу по карте. Предлагает опреде­лённым учащимся после показа выступить экспертами Вызванные учащиеся: во фронтальном режиме (по вызову учителя) показывают реки России. Класс: наблюдают за показом Идентифици­ровать географические объекты на карте     Эксперты: контролируют и озвучивают результаты нахождения и пра­вильности показа рек России Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило (показа рек на карте) в контроле способа решения-    

Продолжение табл.

                   
            Класс: осу­ществляют самоконтроль знаний на­хождения и правильно­сти показа рек России на карте      
  3. Подводит итог ра­боты с картой. Вы­ставляет отметки Слушают учи­теля Понимают и восприни­мают на слух словесную информацию       Адекватно восприни­мать оценку учителя    
II. Изу­чение нового мате­риала (усовершенствование способа дея­тельно­сти) 1. Проводит вводную беседу (актуализация жизненного опыта), позволяющую выяс­нить: - знают ли учащиеся ещё какие-либо водные объекты, в том числе и озёра; - насколько знакомы дети с понятием «озера» и каковы их признаки Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя Осуществлять актуализацию личного жиз­ненного опыта; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте «озеро», его строении, свойствах и связях Взаимодей­ствуют с учителем во время опроса, осущест­вляемого во фрон­тальном режиме Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказы­вания Контролируют правильность ответов учащихся Уметь слу­шать в соот­ветствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу    
2. Подводит итог об­суждения и организу­ет постановку цели: - Что мы будем изучать на данном уроке? — Каким способом мы можем изучить особенности озёр? Вызванные учащиеся: - во фронтальном режиме делают вывод: - об изучении на данном уроке озёр; Идентифици­ровать способ деятельности по заданным критериям (алгоритм анализа водного объекта)            

Продолжение табл.

                   
  - Что для этого нам необходимо сделать? - о необходимости использования плана анализа географического объекта; - о необходимости переработки плана анализа географического объекта «реки» в соответствии с особенностями озёр              
  3. Организует работу по выполнению тестового задания(письменно на карточках), где записывается понятие «озёра» В индивидуальном режиме (каждый учащийся самостоятельно) решают тест и дают опреде­ление понятию «озёра» Умение выделять существенные признаки предмета            
4. Организует работу по контролю за выполнением тестового задания: предлагает оценить правильность заполнения теста в парах друг у друга Осуществляют проверку выполнения тестового задания в парах Умение обнаруживать ошибки и отклонения; вносить соот­ветствующие коррективы (исправления) Работают в парах (поменяв партнера) Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь, обосновывать и доказывать свою точку зрения Рефлексивный контроль Умение давать оценку результатов учебной деятельности   Ориентация на выполнение моральных норм, регу­лирующих поведение в группе; формирова­ние границ собственного знания  

Продолжение табл.

                   
  5. Организует разбивку класса на группы (чет­вёрки) с целью: обсу­див особенности озёр, предложить план ана­лиза географического объекта «Озёра» Формируют группы в соот­ветствии с по­рядком, предло­женным учите­лем, и выбирают руководителя группы Правильно выполнять ко­манды учителя Вниматель­но слушать учителя     Принимать и сохранять учебную задачу    
  6. Мотивирует к со­ставлению плана ана­лиза географического объекта «Озёра»: - объясняет задание для групп: на основе сравнения с планом анализа географиче­ского объекта «Реки» и обсуждённых вме­сте особенностей озёр составить план ана­лиза географического объекта «Озёра»; - обсудить сформули­рованные в ходе инди­видуального теста по­нятия «озёра» и запи­сать окончательный согласованный вари­ант определения. Выдаёт каждой груп­пе карточку «План анализа географи­ческого объекта «Озёра» Слушают учителя Понимают и восприни­мают на слух словесные указания учи­теля            

Продолжение табл.

                   
  7. Контролирует работу групп и при необходимости помогает группам в выполнении заданий Заполняют карточку «План анализа географического объекта «озёра»в группах Самостоятельное создание способов решения про- блем (свой вариант плана анализа); умение осуще­ствлять срав­нение (при­знаков разных водных объек­тов) по задан­ным крите­риям Обсуждают задание в группах Строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему ре­шению в со­вместной деятельности, в том числе вситуации столкновения интересов   Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; пла­нировать свое действие всоответст­вии с постав­ленной зада­чей и усло­виями ее реа­лизации, в том числе во внутрен­нем плане   Ориентация на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе и классе
8. Разбивает группы на две категории (можно по желанию, но лучше по выбору учителя): одни группы - «спике­ры», представляющие свой план анализа; другие группы - «экс­перты», оценива­ющие представлен­ную характеристику, план и определение понятия «озёра»             Обдумывают особен­ности деятель­ности в составе своей группы Идентефицировать (осозна­вать) при­надлеж­ность к группе «спикеров» или «экс­пертов»

Продолжение табл.

                   
  9. Организует работу по контролю за заполнением карточки «План анализа географического объекта «Озёра»: - предлагает одной из групп озвучить характеристику географического объекта «озера»; - предлагает осталь­ ным группам(или фронтально по вызо­ ву учителя) вынести заключение о правильности озвученной характеристики, плана и определения понятия «озёра» Руководитель группы «спикеров»: озвучивает характеристику географического объекта «озёра» на основе разра­ботанного пла­на, все осталь­ные члены груп­пы при необхо­димости допол­няют или уточ­няют своего спи­кера. Руководители групп «экспер­тов» (3—4 чело­века): - озвучивают оценочное суждение о правильности данной характеристики, плана и определения понятия «озёра»; - записывают на доске совместно выработанное определение понятия «озёра» Руководитель группы «спикеров»: умение строить рассуждения в форме связи простых умо­заключений об объекте «озеро», его строении, свойствах и связях Взаимодействуют друг с другом и учителем во время опроса Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания Группы «экспертов»: контролируют правильность ответов учащихся Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспек­тивной оценки   Формирование границ собственного знания и «незнания»

Продолжение табл.

                   
  10. Организует сравнение совместно выработанного определения понятия «озёра» с определением, приведенным в учебнике В индивидуальном режиме читают определение в учебнике (или зачитывает один из учащихся). Во фронтальном режиме озвучи­вают заключение о расхождениях в определениях понятия «озёра» Осуществлять сравнение по заданным критериям. Доказывать своё мнение; делать выводы и заключения Класс: - слушают учащихся; - при необходимости дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания. Отвечающие: взаи­модействуют с учителем во время опроса Класс: воспринимать на слух длительные и сложные речевые высказывания. Отвечающие: осознанно и произвольно строить рас­суждение; уметь форму­лировать соб­ственное мне­ние и позицию Осуществляют самоконтроль совпадения своего мнения с ответами учащихся     Формирование границ собственного знания и «незнания»
11. Организует подведение итогов работы с понятием «озёра» Во фронтальном режиме дополняют, уточняют или изменяют формулировку понятия «озёра». Записывают окончательную формулировку понятия «озёра» в географический блокнот   Класс: -слушают учащихся; - при необ­ходимости дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания Класс: воспринимать на слух длительные и сложные речевые высказывания. Отвечающие: осознанно и произвольно строить рассуждение. Осуществляют самоконтроль совпадения своего мнения с от­ветами уча­щихся      

Окончание табл.

                   
        Отвеча­ющие: взаимодей­ствуют с учителем во время опроса Формулиро­вать собствен­ное мнение и позицию        
Физми-нутка Использует звуковой фон (или подходящее музыкальное сопровождение) - шум воды Релаксация в положении сидя, голова на парте              
III. За­крепле­ние изу­ченного мате­риала Рассказывает о самых крупных и известных озерах России, со­провождая показом слайдов, фотографий, видео... (Каспийское море, Байкал, Араль­ское, Ладожское, Онежское озера) Слушают учи­теля Понимают и восприни­мают на слух информацию учителя            
Поста­новка домаш­него за­дания 1. Записать в географический блокнот окончательный вариант «Плана анализа географ ического объекта "Озёра"». 2. Разработать проект «Опрос одноклассников по проблеме охраны водоемов нашего города»                

См. в материалах к уроку.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: