Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
познавательная
| коммуникативная
| регулятивная
| личностная
|
осуществляемые действия
| осуществляемые действия
| формируемые
способы
деятельности
| осуществляемые действия
| формируемые
способы
деятельности
| осуществляемые действия
| формируемые
способы
деятельности
| осуществляемые действия
| формируемые
способы деятельности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I. Актуализация знаний и умений.1. Актуализация географического понятия «реки» и плана
| 1. Просит напомнить план анализа географического объекта «реки» (если записан в географический блокнот, то просит его открыть, план может быть записан на доске)
| Во фронтальном режиме (по вызову учителя) озвучивают план анализа географического объекта
| Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы (собственного географического блокнота).
| Слушают отвечающего одноклассника
| Понимают и воспринимают на слух словесные указания учителя
| Самоконтролируют знание плана анализа географического объекта «реки»
| Принимать и сохранять учебную задачу
|
|
|
План анализа географическою объекта «реки» составлен на уроке по теме «Реки».
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализа географического объекта «реки»
|
|
| Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков
|
|
|
|
|
|
|
2. Ставит цель слушания сообщений по теме «Реки», готовившихся в рамках домашнего задания: по ходу ответов учащихся осуществить анализ полноты характеристики объекта «Реки»
| Слушают учителя
| Понимают и воспринимают на слух словесные указания учителя
|
|
|
| Уметь слушать в соответствии с целевой установкой
|
|
|
3. Вызывает учащихся для сообщения по теме «Реки» (2-3 человека)
| Вызванные
учащиеся: отвечают.
Класс: воспринимают информацию отвечающих
| Класс: анализируют информацию на соответствие всем необходимым позициям плана. Вызванные учащиеся: умение строить рассуждения в форме связи простых умозаключений об объекте «реки», его строении, свойствах и связях
| Класс: слушают отвечающих одноклассников.
Вызванные учащиеся: строит монологическое высказывание
| Класс: понимают и воспринимают на слух ответ учащегося. Вызванные учащиеся: интериориза-ция - умение строить понятные для собеседника речевые высказывания
|
| Класс: уметь слушать в соответствии с целевой установкой
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Предлагает определённым учащимся после озвучивания сообщений выступить экспертами -оценить степень полноты и правильности характеристики объекта «Реки» (2-3 человека)
| Вызванные учащиеся:
отвечают. Класс: воспринимают анализ отвечающих
| Класс: анализируют информацию по качеству проводимого анализа
| Класс: слушают отвечающих одноклассников.
Вызванные учащиеся:
строит монологическое высказывание
| Класс: понимают
и воспринимают на слух ответ учащегося.
Вызванные учащиеся: интериориза-ция - умение строить понятные для собеседника речевые высказывания
| Отвечающие «эксперты»:
оценивают степень полноты и правильности характеристики объекта «Реки». Класс: осуществляют самоконтроль совпадения своего мнения с ответами экспертов
| Класс и отвечающие «эксперты»:
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
|
|
|
| 5. Подводит итог качества экспертизы -анализа степени полноты и правильности характеристики объекта. Выставляет отметки
| Слушают учителя
| Понимают и воспринимают на слух словесные указания учителя
|
|
|
| Адекватно воспринимать оценку учителя
|
|
|
Физми-нутка
| Проводит физкультминутку
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Организовывает работу по распознаванию условных знаков с географических карт:
- вывешивает условный знак реки и опрашивает учащихся;
| Во фронтальном режиме (по вызову учителя) озвучивают, как находить на карте условный знак реки
| Идентифицировать географические объекты на карте
| Слушают отвечающего одноклассника
| Понимают и воспринимают на слух словесные указания учителя
| Осуществляют самоконтроль знаний географического объекта «Карта»
| Принимать и сохранять учебную задачу
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| — вывешивает условный знак корабля, опрашивает учащихся и загадывает загадку («Он под парусом летит, ветер в мачтах свистит»)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Демонстрирует движения, которые необходимо выполнить под речёвку: «Поднимаемся на палубу: топ-топ; идем по мокрой палубе: чпок-чпок; волны на реке плещутся: плюх-плюх; плывем вперед...»
| Выполняют команды
| Правильно выполнять команды учителя
| Взаимодействуют во время выполнения команд
| Умение слушать, координировать действия
|
|
|
|
|
2. Актуализация понятия «физическая карта»
| 1. Просит напомнить, чем отличается географическая карта от всех других
| Во фронтальном режиме (по вызову учителя) озвучивают изученное об особенностях географической карты
| Анализировать объекты (географическую карту) с выделением существенных и несущественных признаков
| Слушают отвечающих одноклассников
| Понимают и воспринимают информацию на слух
| Проводят самоконтроль знаний географического объекта «Карта»
| Принимать и сохранять учебную задачу
|
|
|
2. Организует работу по карте.
Предлагает определённым учащимся после показа выступить экспертами
| Вызванные учащиеся:
во фронтальном режиме (по вызову учителя) показывают реки России. Класс: наблюдают за показом
| Идентифицировать географические объекты на карте
|
|
| Эксперты:
контролируют и озвучивают результаты нахождения и правильности показа рек России
| Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило (показа рек на карте) в контроле способа решения-
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Класс: осуществляют самоконтроль знаний нахождения и правильности показа рек России на карте
|
|
|
|
| 3. Подводит итог работы с картой. Выставляет отметки
| Слушают учителя
| Понимают и воспринимают на слух словесную информацию
|
|
|
| Адекватно воспринимать оценку учителя
|
|
|
II. Изучение нового материала (усовершенствование способа деятельности)
| 1. Проводит вводную беседу (актуализация жизненного опыта), позволяющую выяснить:
- знают ли учащиеся ещё какие-либо водные объекты, в том числе и озёра;
- насколько знакомы дети с понятием «озера» и каковы их признаки
| Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя
| Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте «озеро», его строении, свойствах и связях
| Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме
| Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания
| Контролируют правильность ответов учащихся
| Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу
|
|
|
2. Подводит итог обсуждения и организует постановку цели:
- Что мы будем изучать на данном уроке?
— Каким способом мы можем изучить особенности озёр?
| Вызванные учащиеся:
- во фронтальном режиме делают вывод:
- об изучении на данном уроке озёр;
| Идентифицировать способ деятельности по заданным критериям (алгоритм анализа водного объекта)
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - Что для этого нам необходимо сделать?
| - о необходимости использования плана анализа географического объекта;
- о необходимости переработки плана анализа географического объекта «реки» в соответствии с особенностями озёр
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Организует работу по выполнению тестового задания(письменно на карточках), где записывается понятие «озёра»
| В индивидуальном режиме (каждый учащийся самостоятельно) решают тест и дают определение понятию «озёра»
| Умение выделять существенные признаки предмета
|
|
|
|
|
|
|
4. Организует работу по контролю за выполнением тестового задания: предлагает оценить правильность заполнения теста в парах друг у друга
| Осуществляют проверку выполнения тестового задания в парах
| Умение обнаруживать ошибки и отклонения;
вносить соответствующие коррективы (исправления)
| Работают в парах (поменяв партнера)
| Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь, обосновывать и доказывать свою точку зрения
| Рефлексивный контроль
| Умение давать оценку результатов учебной деятельности
|
| Ориентация на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе; формирование границ собственного знания
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Организует разбивку класса на группы (четвёрки) с целью: обсудив особенности озёр, предложить план анализа географического объекта «Озёра»
| Формируют группы в соответствии с порядком, предложенным учителем, и выбирают руководителя группы
| Правильно выполнять команды учителя
| Внимательно слушать учителя
|
|
| Принимать и сохранять учебную задачу
|
|
|
| 6. Мотивирует к составлению плана анализа географического объекта «Озёра»:
- объясняет задание для групп: на основе сравнения с планом анализа географического объекта «Реки» и обсуждённых вместе особенностей озёр составить план анализа географического объекта «Озёра»;
- обсудить сформулированные в ходе индивидуального теста понятия «озёра» и записать окончательный согласованный вариант определения. Выдаёт каждой группе карточку «План анализа географического объекта «Озёра»
| Слушают учителя
| Понимают и воспринимают на слух словесные указания учителя
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7. Контролирует работу групп и при необходимости помогает группам в выполнении заданий
| Заполняют карточку «План анализа географического объекта «озёра»в группах
| Самостоятельное создание способов решения про- блем (свой вариант плана анализа); умение осуществлять сравнение (признаков разных водных объектов) по заданным критериям
| Обсуждают задание в группах
| Строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе вситуации столкновения интересов
|
| Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; планировать свое действие всоответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
| Ориентация на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе и классе
|
8. Разбивает группы на две категории (можно по желанию, но лучше по выбору учителя):
одни группы - «спикеры», представляющие свой план анализа; другие группы - «эксперты», оценивающие представленную характеристику, план и определение понятия «озёра»
|
|
|
|
|
|
| Обдумывают особенности деятельности в составе своей группы
| Идентефицировать (осознавать) принадлежность к группе «спикеров» или «экспертов»
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9. Организует работу по контролю за заполнением карточки
«План анализа географического объекта «Озёра»:
- предлагает одной из групп озвучить характеристику географического объекта «озера»;
- предлагает осталь ным группам(или фронтально по вызо ву учителя) вынести заключение о правильности озвученной характеристики, плана и определения понятия «озёра»
| Руководитель группы «спикеров»: озвучивает характеристику географического объекта «озёра» на основе разработанного плана, все остальные члены группы при необходимости дополняют или уточняют своего спикера.
Руководители групп «экспертов» (3—4 человека):
- озвучивают оценочное суждение о правильности данной характеристики, плана и определения понятия «озёра»;
- записывают на доске совместно выработанное определение понятия «озёра»
| Руководитель
группы «спикеров»: умение строить рассуждения в форме связи простых умозаключений об объекте «озеро», его строении, свойствах и связях
| Взаимодействуют друг с другом и учителем во время опроса
| Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания
| Группы «экспертов»: контролируют правильность ответов учащихся
| Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
|
| Формирование границ собственного знания и «незнания»
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10. Организует сравнение совместно выработанного определения понятия «озёра» с определением, приведенным в учебнике
| В индивидуальном режиме читают определение в учебнике (или зачитывает один из учащихся).
Во фронтальном режиме озвучивают заключение о расхождениях в определениях понятия «озёра»
| Осуществлять сравнение по заданным критериям. Доказывать своё мнение; делать выводы и заключения
| Класс:
- слушают учащихся;
- при необходимости дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания.
Отвечающие: взаимодействуют с учителем во время опроса
| Класс: воспринимать на слух длительные и сложные речевые высказывания.
Отвечающие:
осознанно и произвольно строить рассуждение; уметь формулировать собственное мнение и позицию
| Осуществляют самоконтроль совпадения своего мнения с ответами учащихся
|
|
| Формирование границ собственного знания и «незнания»
|
11. Организует подведение итогов работы с понятием «озёра»
| Во фронтальном режиме дополняют, уточняют или изменяют формулировку понятия «озёра». Записывают окончательную формулировку понятия «озёра» в географический блокнот
|
| Класс:
-слушают учащихся; - при необходимости дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания
| Класс: воспринимать на слух длительные и сложные речевые высказывания.
Отвечающие: осознанно и произвольно строить рассуждение.
| Осуществляют самоконтроль совпадения своего мнения с ответами учащихся
|
|
|
|
Окончание табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Отвечающие:
взаимодействуют с учителем во время опроса
| Формулировать собственное мнение и позицию
|
|
|
|
|
Физми-нутка
| Использует звуковой фон (или подходящее музыкальное сопровождение) - шум воды
| Релаксация в положении сидя, голова на парте
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Закрепление изученного материала
| Рассказывает о самых крупных и известных озерах России, сопровождая показом слайдов, фотографий, видео... (Каспийское море, Байкал, Аральское, Ладожское, Онежское озера)
| Слушают учителя
| Понимают и воспринимают на слух информацию учителя
|
|
|
|
|
|
|
Постановка домашнего задания
| 1. Записать в географический блокнот окончательный вариант «Плана анализа географ ического объекта "Озёра"».
2. Разработать проект «Опрос одноклассников по проблеме охраны водоемов нашего города»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
См. в материалах к уроку.