| Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
| познавательная | коммуникативная | регулятивная | личностная | ||||||
| осуществляемые действия | осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | |
| I. Актуализация знаний и умений.1. Актуализация географического понятия «реки» и плана | 1. Просит напомнить план анализа географического объекта «реки» (если записан в географический блокнот, то просит его открыть, план может быть записан на доске) | Во фронтальном режиме (по вызову учителя) озвучивают план анализа географического объекта | Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы (собственного географического блокнота). | Слушают отвечающего одноклассника | Понимают и воспринимают на слух словесные указания учителя | Самоконтролируют знание плана анализа географического объекта «реки» | Принимать и сохранять учебную задачу |
План анализа географическою объекта «реки» составлен на уроке по теме «Реки».
Продолжение табл.
| Анализа географического объекта «реки» | Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков | ||||||||
| 2. Ставит цель слушания сообщений по теме «Реки», готовившихся в рамках домашнего задания: по ходу ответов учащихся осуществить анализ полноты характеристики объекта «Реки» | Слушают учителя | Понимают и воспринимают на слух словесные указания учителя | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой | ||||||
| 3. Вызывает учащихся для сообщения по теме «Реки» (2-3 человека) | Вызванные учащиеся: отвечают. Класс: воспринимают информацию отвечающих | Класс: анализируют информацию на соответствие всем необходимым позициям плана. Вызванные учащиеся: умение строить рассуждения в форме связи простых умозаключений об объекте «реки», его строении, свойствах и связях | Класс: слушают отвечающих одноклассников. Вызванные учащиеся: строит монологическое высказывание | Класс: понимают и воспринимают на слух ответ учащегося. Вызванные учащиеся: интериориза-ция - умение строить понятные для собеседника речевые высказывания | Класс: уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
Продолжение табл.
| 4. Предлагает определённым учащимся после озвучивания сообщений выступить экспертами -оценить степень полноты и правильности характеристики объекта «Реки» (2-3 человека) | Вызванные учащиеся: отвечают. Класс: воспринимают анализ отвечающих | Класс: анализируют информацию по качеству проводимого анализа | Класс: слушают отвечающих одноклассников. Вызванные учащиеся: строит монологическое высказывание | Класс: понимают и воспринимают на слух ответ учащегося. Вызванные учащиеся: интериориза-ция - умение строить понятные для собеседника речевые высказывания | Отвечающие «эксперты»: оценивают степень полноты и правильности характеристики объекта «Реки». Класс: осуществляют самоконтроль совпадения своего мнения с ответами экспертов | Класс и отвечающие «эксперты»: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | |||
| 5. Подводит итог качества экспертизы -анализа степени полноты и правильности характеристики объекта. Выставляет отметки | Слушают учителя | Понимают и воспринимают на слух словесные указания учителя | Адекватно воспринимать оценку учителя | ||||||
| Физми-нутка | Проводит физкультминутку | ||||||||
| 6. Организовывает работу по распознаванию условных знаков с географических карт: - вывешивает условный знак реки и опрашивает учащихся; | Во фронтальном режиме (по вызову учителя) озвучивают, как находить на карте условный знак реки | Идентифицировать географические объекты на карте | Слушают отвечающего одноклассника | Понимают и воспринимают на слух словесные указания учителя | Осуществляют самоконтроль знаний географического объекта «Карта» | Принимать и сохранять учебную задачу |
Продолжение табл.
| — вывешивает условный знак корабля, опрашивает учащихся и загадывает загадку («Он под парусом летит, ветер в мачтах свистит») | |||||||||
| 7. Демонстрирует движения, которые необходимо выполнить под речёвку: «Поднимаемся на палубу: топ-топ; идем по мокрой палубе: чпок-чпок; волны на реке плещутся: плюх-плюх; плывем вперед...» | Выполняют команды | Правильно выполнять команды учителя | Взаимодействуют во время выполнения команд | Умение слушать, координировать действия | |||||
| 2. Актуализация понятия «физическая карта» | 1. Просит напомнить, чем отличается географическая карта от всех других | Во фронтальном режиме (по вызову учителя) озвучивают изученное об особенностях географической карты | Анализировать объекты (географическую карту) с выделением существенных и несущественных признаков | Слушают отвечающих одноклассников | Понимают и воспринимают информацию на слух | Проводят самоконтроль знаний географического объекта «Карта» | Принимать и сохранять учебную задачу | ||
| 2. Организует работу по карте. Предлагает определённым учащимся после показа выступить экспертами | Вызванные учащиеся: во фронтальном режиме (по вызову учителя) показывают реки России. Класс: наблюдают за показом | Идентифицировать географические объекты на карте | Эксперты: контролируют и озвучивают результаты нахождения и правильности показа рек России | Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать правило (показа рек на карте) в контроле способа решения- |
Продолжение табл.
| Класс: осуществляют самоконтроль знаний нахождения и правильности показа рек России на карте | |||||||||
| 3. Подводит итог работы с картой. Выставляет отметки | Слушают учителя | Понимают и воспринимают на слух словесную информацию | Адекватно воспринимать оценку учителя | ||||||
| II. Изучение нового материала (усовершенствование способа деятельности) | 1. Проводит вводную беседу (актуализация жизненного опыта), позволяющую выяснить: - знают ли учащиеся ещё какие-либо водные объекты, в том числе и озёра; - насколько знакомы дети с понятием «озера» и каковы их признаки | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте «озеро», его строении, свойствах и связях | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме | Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания | Контролируют правильность ответов учащихся | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу | ||
| 2. Подводит итог обсуждения и организует постановку цели: - Что мы будем изучать на данном уроке? — Каким способом мы можем изучить особенности озёр? | Вызванные учащиеся: - во фронтальном режиме делают вывод: - об изучении на данном уроке озёр; | Идентифицировать способ деятельности по заданным критериям (алгоритм анализа водного объекта) |
Продолжение табл.
| - Что для этого нам необходимо сделать? | - о необходимости использования плана анализа географического объекта; - о необходимости переработки плана анализа географического объекта «реки» в соответствии с особенностями озёр | ||||||||
| 3. Организует работу по выполнению тестового задания(письменно на карточках), где записывается понятие «озёра» | В индивидуальном режиме (каждый учащийся самостоятельно) решают тест и дают определение понятию «озёра» | Умение выделять существенные признаки предмета | |||||||
| 4. Организует работу по контролю за выполнением тестового задания: предлагает оценить правильность заполнения теста в парах друг у друга | Осуществляют проверку выполнения тестового задания в парах | Умение обнаруживать ошибки и отклонения; вносить соответствующие коррективы (исправления) | Работают в парах (поменяв партнера) | Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь, обосновывать и доказывать свою точку зрения | Рефлексивный контроль | Умение давать оценку результатов учебной деятельности | Ориентация на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе; формирование границ собственного знания |
Продолжение табл.
| 5. Организует разбивку класса на группы (четвёрки) с целью: обсудив особенности озёр, предложить план анализа географического объекта «Озёра» | Формируют группы в соответствии с порядком, предложенным учителем, и выбирают руководителя группы | Правильно выполнять команды учителя | Внимательно слушать учителя | Принимать и сохранять учебную задачу | |||||
| 6. Мотивирует к составлению плана анализа географического объекта «Озёра»: - объясняет задание для групп: на основе сравнения с планом анализа географического объекта «Реки» и обсуждённых вместе особенностей озёр составить план анализа географического объекта «Озёра»; - обсудить сформулированные в ходе индивидуального теста понятия «озёра» и записать окончательный согласованный вариант определения. Выдаёт каждой группе карточку «План анализа географического объекта «Озёра» | Слушают учителя | Понимают и воспринимают на слух словесные указания учителя |
Продолжение табл.
| 7. Контролирует работу групп и при необходимости помогает группам в выполнении заданий | Заполняют карточку «План анализа географического объекта «озёра»в группах | Самостоятельное создание способов решения про- блем (свой вариант плана анализа); умение осуществлять сравнение (признаков разных водных объектов) по заданным критериям | Обсуждают задание в группах | Строить понятные для собеседника высказывания; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе вситуации столкновения интересов | Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; планировать свое действие всоответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | Ориентация на выполнение моральных норм, регулирующих поведение в группе и классе | |||
| 8. Разбивает группы на две категории (можно по желанию, но лучше по выбору учителя): одни группы - «спикеры», представляющие свой план анализа; другие группы - «эксперты», оценивающие представленную характеристику, план и определение понятия «озёра» | Обдумывают особенности деятельности в составе своей группы | Идентефицировать (осознавать) принадлежность к группе «спикеров» или «экспертов» |
Продолжение табл.
| 9. Организует работу по контролю за заполнением карточки «План анализа географического объекта «Озёра»: - предлагает одной из групп озвучить характеристику географического объекта «озера»; - предлагает осталь ным группам(или фронтально по вызо ву учителя) вынести заключение о правильности озвученной характеристики, плана и определения понятия «озёра» | Руководитель группы «спикеров»: озвучивает характеристику географического объекта «озёра» на основе разработанного плана, все остальные члены группы при необходимости дополняют или уточняют своего спикера. Руководители групп «экспертов» (3—4 человека): - озвучивают оценочное суждение о правильности данной характеристики, плана и определения понятия «озёра»; - записывают на доске совместно выработанное определение понятия «озёра» | Руководитель группы «спикеров»: умение строить рассуждения в форме связи простых умозаключений об объекте «озеро», его строении, свойствах и связях | Взаимодействуют друг с другом и учителем во время опроса | Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания | Группы «экспертов»: контролируют правильность ответов учащихся | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | Формирование границ собственного знания и «незнания» |
Продолжение табл.
| 10. Организует сравнение совместно выработанного определения понятия «озёра» с определением, приведенным в учебнике | В индивидуальном режиме читают определение в учебнике (или зачитывает один из учащихся). Во фронтальном режиме озвучивают заключение о расхождениях в определениях понятия «озёра» | Осуществлять сравнение по заданным критериям. Доказывать своё мнение; делать выводы и заключения | Класс: - слушают учащихся; - при необходимости дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания. Отвечающие: взаимодействуют с учителем во время опроса | Класс: воспринимать на слух длительные и сложные речевые высказывания. Отвечающие: осознанно и произвольно строить рассуждение; уметь формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль совпадения своего мнения с ответами учащихся | Формирование границ собственного знания и «незнания» | |||
| 11. Организует подведение итогов работы с понятием «озёра» | Во фронтальном режиме дополняют, уточняют или изменяют формулировку понятия «озёра». Записывают окончательную формулировку понятия «озёра» в географический блокнот | Класс: -слушают учащихся; - при необходимости дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания | Класс: воспринимать на слух длительные и сложные речевые высказывания. Отвечающие: осознанно и произвольно строить рассуждение. | Осуществляют самоконтроль совпадения своего мнения с ответами учащихся |
Окончание табл.
| Отвечающие: взаимодействуют с учителем во время опроса | Формулировать собственное мнение и позицию | ||||||||
| Физми-нутка | Использует звуковой фон (или подходящее музыкальное сопровождение) - шум воды | Релаксация в положении сидя, голова на парте | |||||||
| III. Закрепление изученного материала | Рассказывает о самых крупных и известных озерах России, сопровождая показом слайдов, фотографий, видео... (Каспийское море, Байкал, Аральское, Ладожское, Онежское озера) | Слушают учителя | Понимают и воспринимают на слух информацию учителя | ||||||
| Постановка домашнего задания | 1. Записать в географический блокнот окончательный вариант «Плана анализа географ ического объекта "Озёра"». 2. Разработать проект «Опрос одноклассников по проблеме охраны водоемов нашего города» |
См. в материалах к уроку.






