Определение и условия монополистической конкуренции

Оглавление.

Введение.

1. Совершенная и несовершенная конкуренция.

2. Определение и условия монополистической конкуренции.

3. Определение цены и объема производства.

4. Издержки монополистической конкуренции.

5. Неценовая конкуренция. "Реклама – двигатель торговли".

Заключение.

Список литературы.


Введение.

Двумя противоположными моделями рынка являются совершенная конкуренция и монополия, между которыми существуют промежуточные этапы, на которых рынок не контролируется единственным продавцом, но и не является полностью конкурентным. Таковые модели встречаются намного чаще. Монополии, какими бы владетельными они не являлись, не смогут надолго удержать рынок в своем влиянии, а на рынке совершенной конкуренции, в результате постоянных делений и, напротив, слияний, в конечном итоге образуются более и менее влиятельные продавцы.

Относительно недавно, в 1930-х годах, началось исследование модели монополистической конкуренции. Основоположником теории монополистической конкуренции является Эдвард Чемберлин, американский экономист. В 1933 году он выпустил книгу "Теория монополистической конкуренции", которая завоевала огромную популярность, в течение тридцати лет только в США она переиздавалась восемь раз.

Данная работа посвящена рассмотрению именно этой модели.


1. Совершенная и несовершенная конкуренция.

Отправной точкой для рассмотрения монополистической конкуренции можно выбрать рассмотрение рынка монополии и совершенной конкуренции, так как, будучи промежуточным звеном, монополистическая конкуренция опирается именно на эти модели рынка.

Одна из самых простых и распространенных в экономической теории классификаций типов рынка – это классификация по степени влияния каждого отдельного продавца или покупателя на рыночную цену. Таким образом рынок будет являться рынком совершенной конкуренции, если ни один покупатель или продавец не способен оказать существенное влияние на цену товара. Такой рынок характеризуется несколькими условиями[1]:

1. Большое количество продавцов.

2. Однородная продукция.

3. Отсутствие контроля над ценой.

4. Свободный вход и выход из отрасли.

5. Абсолютная информированность производителей и покупателей.

Если какое-либо из этих условий не соблюдается, то мы имеем дело с несовершенной конкуренцией.

Основными типами рыночных структур несовершенной конкуренции являются:

1. Монополия.

Монополией называется такое строение рынка, при котором существует только один продавец определенного товара, не имеющего близких заменителей. Монополист обладает полной рыночной властью, то есть располагает никем не ограниченной возможностью назначать цену.[2]

2. Олигополия.

Олигополия – это тип строения рынка, при котором отрасль представлена небольшим числом крупных предприятий-продавцов однородной продукции. Особенность олигополии заключается во всеобщей взаимозависимости поведения предприятий-продавцов.[3]

3. Монополистическая конкуренция.

При таком типе строения рынок характеризуется множеством продавцов, и, как следствие, большим количеством действительных или воображаемых различий в продукции[4].

Некоторыми исследователями так же выделяется такая модель рынка как дуополия – это рынок, на котором существуют только два производителя или продавца данного товара или услуги и множество покупателей[5].

Если представить эти рыночные структуры в виде точек на оси координат, то крайние позиции займут совершенная конкуренция и чистая монополия, на промежуточном интервале расположатся монополистическая конкуренция (ближе к совершенной конкуренции) и олигополия (ближе к чистой монополии).

Под несовершенной конкуренцией понимается такая рыночная ситуация, при которой продавцы получают бо́льшую свободу в назначении рыночной цены и бо́льшую рыночную власть, чем при совершенной конкуренции. Но при этом они не являются единственными производителями конкретного товара или услуги, как при монополии.

Перейдем к рассмотрению, собственно, монополистической конкуренции.


Определение и условия монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция – это тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, по структуре своей наиболее близкий рынку совершенной конкуренции.

Она основывается на нескольких допущениях, которые представляют собой некоторую комбинацию допущений модели совершенной конкуренции и допущений монополии.

Допущения модели совершенной конкуренции следующие:

1. Относительно свободный вход на рынок и уход с него.

Это, однако, не значит, что ограничения на вступление в отрасль отсутствуют вовсе. Роль таких ограничений могут играть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма, торговые марки. Но патенты не носят исключительный характер (в отличие от монополии).

2. Наличие множества независимых продавцов и покупателей.

3. Совершенная информированность продавцов и покупателей (это допущение, однако, принимается только в простейших моделях монополистической конкуренции)

4. Выпускаемая продукция неоднородна, дифференцирована, таким образом монополистическая конкурентная отрасль представляет группу предприятий, продающих разные продукты, являющиеся близкими заменителями. Отличаться друг от друга производимые продукты могут как по одному свойству, так и по ряду свойств[6].

Так как каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса на его продукцию имеет отрицательный наклон, и он сам определяет цену и объем предложения. Однако раз продукция, производимая монополистическими конкурентами легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию зависит не только от цены установленной данным монополистом, но и от того, какие цены на свой товар устанавливают его конкуренты. Это можно проследить в сдвиге кривой спроса на его товар в случае изменения цен у конкурентов. При снижении цен на товар конкурентами кривая спроса сдвинется влево, при повышении, соответственно, вправо. Границы смещения кривой спроса называются функциями максимального и минимального спроса.

Минимальная функция спроса выражает зависимость между объемом спроса и ценой продукции фирмы при нулевой цене товара конкурента. Максимальная фунция спроса выражает зависимость между объемом спроса и ценой продукции фирмы при "запретительной" цене продукции конкурента.


3. Определение цены и объема производства.

Итак, монополистическая конкуренция похожа по своему строению на монополию, так как отдельные фирмы могут контролировать цену на свой товар. Однако монополистическая конкуренция при этом имеет черты, сходные с характеристиками совершенной конкуренции: товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.

Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса (Dc) параллельна оси Q0, то при монополистической конкуренции она приобретает небольшой отрицательный наклон (прямая Dm). То есть кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем при совершенной монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта или услуг.

Дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены.

Рисунок 1

 
 

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукции: если при совершенной конкуренции производится Qc по цене Pc, то в условиях монополистической конкуренции – Qm по цене Рm. (см. рисунок 1).

 
 

Рисунок 2.

Рисунок 2 отражает различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции. Прямая AB является графиком спроса при полной монополии, тогда как ломанная CDEK - кривая спроса при монополистической конкуренции.

На отрезке Q2Q3 производитель чувствует себя монополистом, однако если он решит

снизить объем до Q1, с тем, чтобы цена была P`1, часть покупателей уйдет к конкурентам и цена установится на уровне P1.

Соответственно при установлении низкой цены P4 производитель рассчитывает производить Q`4, однако его конкуренты тоже снизили цену и ему приходится увеличить объем до Q4.

В условиях монополистической конкуренции новые фирмы появляются до тех пор, пока из производства извлекается прибыль. Появление на рынке новых фирм снижает спрос и предельный доход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: