Издержки монополистической конкуренции

Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Если в условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам, то при монополистической конкуренции цена больше предельных издержек.

Рисунок 3.

 
 

По рисунку 3 легко можно увидеть, что Pm больше минимальной величины издержек (кривая АС), тогда как в условиях совершенной конкуренции они равны.

Это означает, что при монополистической конкуренции возникает неполная загрузка производственных мощностей. И чем круче угол наклона кривой спроса, тем дальше влево сдвигается объем производства от оптимальных размеров, которые достигаются в точке минимума АС.

Таким образом, покупатель вынужден покрывать издержки производства дополнительных единиц продукции, и потому терпит определенные убытки. Это в том случае, если производитель решает производить дополнительные единицы продукции. Если же производитель все же не использует полностью свой потенциал – это все равно ухудшает материальное положение покупателей, так как влечет за собой установление более высоких цен и сокращение предложения.

Это и являются платой за дифференциацию продукта[7]. Однако, чем сильнее дифференциация экономических благ, тем в большей мере промышленность способна удовлетворить многообразные интересы и вкусы покупателей.


5. Неценовая конкуренция. "Реклама – двигатель торговли".

Основным видом конкуренции в рассматриваемой нами модели рынка является неценовая конкуренция.

Под неценовой конкуренцией подразумевают такую форму конкуренции, когда два или более производителей продают товары или услуги по одинаковой цене и в то же время борются за расширение своей доли рынка с помощью рекламы, предпринимаемых мер по продвижению своего сбыта, повышения качества товара или услуги и (когда речь идет о товаре) улучшение упаковки, бесплатного обслуживания и установки, а так же бесплатной раздачи или предоставления этих или других услуг.

Неценовая конкуренция играет важную роль в дифференциации продукта. Потребитель заинтересован в покупке такого товара, который не вызовет у него чересчур много хлопот при его потреблении. Если купленный товар ломается, то первостепенное значение приобретает проблема гарантийного ремонта – таким образом, наличие таких услуг оказывается не менее важным, чем более низкая цена товара.

Одним из ведущих способов неценовой конкуренции является реклама. Именно она играет ведущую роль в продвижении товаров и услуг на рынке.

Реклама пытается приспособить потребительский спрос к новому продукту. Фирма заинтересована в рекламе, поскольку реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене.

По поводу рекламы существуют разные точки зрения.

Сторонники считают рекламу необходимой, так как она стимулирует изменение продукта, способствует конкуренции, ослабляет монопольную власть, помогает потребителям ознакомиться с новой продукцией, а кроме того финансирует национальные системы связи (это печать, радио, телевидение).

Противники рекламы, в свою очередь, отмечают такие отрицательные ее стороны как необъективность (то есть она скорее дезинформирует, нежели просвещает); высокие расходы, отражающиеся на цене, которую уплачивает потребитель; создание финансовых барьеров для вступления в отрасль; стремление к самонейтрализации ("Фанта", "Спрайт", "Кока-кола" и т. п.); и, наконец, засорение средств массовой информации.


Заключение.

Являясь промежуточным звеном между такими рыночными структурами как чистая конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но, являясь при всем этом самостоятельной структурой, монополистическая конкуренция приобрела свои собственные свойства, такие, к примеру, как использование в качестве основных неценовые методы конкуренции.

К положительным явлениям монополистической конкуренции можно отнести следующие ее черты:

1. Дифференциация продукта в определенный момент времени.

2. Улучшение продукта с течением времени.

3. Незначительность монопольной власти отдельных фирм, а следовательно, и убытков от такой власти.

4. Возможность широкого выбора среди разнообразных конкурирующих товаров и их марок.[8]

На практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, объема производства и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия, где много возможностей изменения параметров товара (его модификации, качества, внешнего вида).


Список использованной литературы.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., 2005.

Курс экономической теории, под ред. Чепуприна М.Н., Киселевой Е.А., Киров, 1995.

Курс экономической теории, под ред. Плотницкого М.И., Минск, 2003

Басовский Л.Е. Экономика отрасли. М., 2009

Бизнес.// Толковый словарь под ред. Осадчей И.М. М., 1998.


[1] Курс экономической теории, ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Киров, 1993. С 106-107

[2] Басовский Л.Е. Экономика отрасли. М., 2009 С.18

[3] Басовский Л.Е. Экономика отрасли. М., 2009. С.37

[4] Курс экономической теории, ред. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Киров, 1993. с.154

[5] Бизнес. //Толковый словарь под ред. Осадчей И.М. М. 1998.

[6] Басовский Л.Е. Экономика отрасли. М., 2009. С.58

[7] Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., 2005. С.234

[8] Курс экономической теории, ред.М.И.Плотницкий, Минск, 2003. С. 193


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: