Множество объективных и субъективных причин делают систематизацию крайне необходимой.
К объективным причинам относятся:
1) двухуровневая система законодательства, осложняющаяся наличием совместной компетенции федерального центра и субъектов РФ;
2) нестабильность в государстве, следствием которой является постоянное изменение законодательства;
3) многочисленность правотворческих субъектов (отсюда нередкими являются коллизии между нормативными актами, ими издаваемыми);
4) наличие пробелов в нормативных актах и необходимость их устранения;
5) накопление большого количества нормативных актов в процессе преобразований, происходящих в государстве;
6) формирование новых отраслей законодательства;
7) обеспечение удобства пользования нормативными актами.
Субъективные причины таковы:
1) противоречивость нормативных актов разных уровней, а порой и противоречивость положений внутри одного нормативного акта;
2) декларативность актов и невозможность ими реально пользоваться;
|
|
3) несовершенство нормативных актов, а потому их низкая эффективность;
4) засоренность нормативного массива недействующими или дублирующими предписаниями;
5) перекосы в соотношении законов и подзаконных актов и т. д.
Значение систематизации
Систематизация нормативных актов — очень практичная юридическая работа. Ее проведение с большой долей вероятности может привести к успеху, нежели, допустим, создание нового закона, который еще неизвестно как покажет себя на практике. Рассмотрим некоторые выгоды от проведения систематизаторской работы:
1) чтобы иметь возможность использовать юридические нормы, сами юристы и все граждане, которым надлежит соблюдать законы, должны иметь более или менее точное и широкое представление о праве. Первые — по профессиональной необходимости, вторые — в основном для того, чтобы защитить свои права и интересы, а также знать свои обязанности, чтобы избежать неприятностей. Необходимость распространения сведений о праве и углубленного, специализированного знания законов вызывает потребность в систематизации, например в виде сборников;
2) являясь дополнением к мерам гласности в отношении законов и подзаконных актов, систематизация в различных своих видах представляет собой материальную и публичную опору науки права; также она важна для обучения студентов;
3) основной характерной чертой юридической документации, особенно в наше время, является ее безграничность. При бесконечно возрастающем многообразии человеческой деятельности в развитых странах, увеличивающейся сложности вытекающих из этого социальных отношений, наконец, при систематическом вмешательстве отдельных политических режимов право многих современных государств характеризуется почти патологическим гигантизмом. Количество и непостоянство законов, разнообразие их объектов, дробление административных регламентов, увеличение числа особых законов — все это делает точное знание права затруднительным даже для специалистов. Требуется очень серьезная работа по классификации юридической документации, с тем чтобы классификация по возможности стала легко доступной и удобной в обращении;
|
|
4) систематизация важна и для дальнейшего развития права. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности.