Субъекты систематизации можно разделить на следующие две группы:
1) частные лица (граждане, организации), которые проводят правосистематизаторскую работу по собственной инициативе. Ее результатом обычно является издание сборников. Такую систематизацию еще называют неофициальной. Этими сборниками можно и нужно пользоваться, однако ссылаться на них при решении юридических дел нельзя;
2) компетентные органы. Их компетенция на проведение систематизации (которую еще называют официальной) устанавливается каким-либо правовым (нормативным или индивидуальным) актом. Такими органами являются, например, Государственная Дума, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд и др.
Практика последнего десятилетия показывает, что доля и значение официальной систематизации неуклонно снижаются. Работу по систематизации (за исключением кодификации) практически всех видов правовых документов берут на себя частные лица. Это связано с распространением компьютерных технологий, развитием частного издательского дела и другими причинами. Частные лица действуют более оперативно и предлагают очень удобные формы систематизации.
|
|
Общие этапы проведения систематизации
Этапы проведения систематизации можно обрисовать лишь в самом общем виде, поскольку они трансформируются в зависимости от того, какой вид систематизации проводится. Непреложным принципом является последовательность их выполнения.
Общие этапы проведения работы по систематизации таковы:
1) составление плана систематизации;
2) составление перечня правовых актов, которые необходимо систематизировать;
3) сбор этих правовых актов;
4) изъятие устаревших актов;
5) внесение в правовые акты изменений и дополнений;
6) анализ правовых актов;
7) ревизия правовых актов;
8) выбор критериев систематизации;
9) размещение материала по рубрикам.
Конечным результатом проведенной работы может быть сбалансированная и гармоничная система правовых актов.
§ 2. Причины и значение систематизации