double arrow

Профессиональная этика юриста

Понятие этики

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос». Изначально этика понимается как место проживания, затем как порядок, обычай, а ещё позже как нрав.

Впервые термин «этика» в смысле нрава ввёл Аристотель и произошло это в IV веке до нашей эры. Для него (Аристотеля) это некая сумма знаний и поучения, касающихся духовных качеств человека. В научном обиходе понятие этика закрепляют стоики (III век до нашей эры, философская школа). Именно они стали считать этику, наряду с физикой и логикой, одной из трёх частей философии.

Любопытный момент заключается в том, что понятие мораль фактически является смысловой калькой понятия этика.В I веке до нашей эры именно в таком виде использовал данные термины Цицерон при переводе текстов Аристотеля.

В XVIII веке в русском языке возникает термин «нравственность» и, что примечательно, его этимология совершенно аналогична своим старшим прототипам, поэтому мы и употребляем их как синонимы.

Под этикой обычно понимаем теоретические знания, наука, а понятиями морали и этики мы изучаем предмет науки, а именно особую форму общественного сознания либо человеческой деятельности.

Этика является учением о морали, нравственном основании человеческой реальности, действительности. Именно потому Аристотель утверждал, что целью этики являются не знания, а поступки людей. Этика призвана решать те нравственные проблемы, которые возникают перед каждым человеком в жизни: как следует поступать в том или ином случае, что следует считать добром, а что злом, в чем смысл жизни. Поэтому этику называют часто «практической философией» в отличие от чисто теоретического знания о мире. Со временем в этике начали выделять два рода проблем: собственно теоретические вопросы происхождения и сущности морали и вопросы о том, как должен поступать человек, какими идеалами, моральными принципами и нормами поведения ему руководствоваться (нормативная этика).

Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию, гносеологию, этику и эстетику. Этика — это философская дисциплина, которая в той или иной мере решает многие философские вопросы, в том числе и вопросы онтологии и теории познания.

Предмет этики

Предметом этики является нравственность.

Нравственность – особый духовно-практический, а именно ценностный способ освоения мира. Другими словами – деятельность, обусловленная мировоззрением. Именно совокупность идеалов, принципов, взглядов и убеждений определяет поведение человека, делая его в высшей степени осмысленным.

Мировоззрение человека формируется обществом, поэтому истоки нравственности следует искать в отношениях между людьми. Совместная жизнедеятельность людей требует различных способов регуляции их поведения. Именно в этом истоки происхождения и права, и религии, и нравственность здесь не исключение.

Нравственность – это один из подобных регулятивов, которая определяет поведение людей с помощью представления о ценном (об идеалах, о принципах, о нормах) и о должном (об обязанностях, об ответственности). Нравственность как предмет этики не является чем-то застывшим, а, как любое историческое явление, является развивающимся элементом, как правило, отражая прогрессивную динамику общественной жизни.

Основу предмета этики составляет учение о социальной природе нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания, отражающиеся в категориях этики. Явления, рассматриваемые этикой, чрезвычайно сложны и многообразны, связаны с тонкими аспектами межличностных отношений, поэтому определение любого такого явления не может вместить в себя всей палитры существующих характеристик.

Вот почему этика стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит предназначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т. д. Этика также изучает источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни общества и человека.

Она как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Вместе с тем этика не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступить в том или ином случае, она формулирует лишь общие принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации. В качестве теории морали этика и является исследованием основных категорий, в которых можно описывать моральные оценки и критерии различия добра и зла.

В рамках этики строится и исследуется также система понятий, в которых можно выразить моральные законы и логику их применения к оценке поведения человека в условиях конкретной ситуаций.

Основные этапы исторического развития этических учений

В истории развития этики как науки можно выделить этапы, для каждого из которых характерно свое представление о сущности морали:

− предэтика,

античная этика,

средневековая этика,

этика Нового времени,

современная этика.

Подробнее далее.

Понятие и содержание основных категорий этики

Основными категориями этики являются: «добро», «зло», «благо», «справедливость», «долг», «совесть», «ответственность», «честь», «достоинство», «смысл жизни», «счастье».

Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Добро — категория этики, объединяющая все, что имеет положительное нравственное значение, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящее злу. Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные.

Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали и заслуживающем осуждения.

Благо — все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения цели, при этом есть и природные блага, и духовные (образование, познание, предметы культуры и т. д.). При таком подходе добро — разновидность духовного блага. В этическом же плане понятие «благо» зачастую является синонимом добра.

Справедливость означает такое положение вещей, которое рассматривается как должное, неотъемлемое право человека, соответствие между деянием и воздаянием за добро и зло, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. Справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой общественным мнением. «Общий принцип справедливости, — писал. Вл. Соловьев, — требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим». Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества, справедливость считают синонимом правоохранительной деятельности, правосудия.

Недаром правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно воплощать справедливое решение в жизнь. В правоохранительной, юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу целого ряда обстоятельств могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым.

Долг — категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг — это нравственная задача, которую человек формулирует для себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Долг может быть социальным: патриотический долг судьи, долг следователя, долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский.

Совесть — это категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с точки зрения соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой. Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность.

Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу. Ответственность предполагает учитывать ряд факторов: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; способен ли человек эти последствия предвидеть. Ответственность — философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно взаимосвязаны. Например, теоретическое обоснование уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

Понятие достоинства личности опирается также на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, на запрете унижать его достоинство независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека - одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признанием за ним моральных заслуг (честь офицера, честь судьи, честь следователя, честь оперативного работника, честь адвоката).

Честь и достоинство тесно взаимосвязаны, однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. Понятие «честь» означает чтить, почитать.

Общечеловеческие начала этики

а) Добро. Знание и содержание понятия. Добродетель. Милосердие. Добрый ли ты?

б) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. Правдивый ли ты?

в) Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре; к друзьям и близким знакомым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается, ко всему живому. Любовь к природе (живой и неживой) как умение понимать, беречь и заботиться о природе. Кого и что ты любишь?

г) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное отношение к тем, кого мы «приручили». Твои друзья. Отношения мальчиков и девочек между собой.

д) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких. Твоё отношение к труду.

е) Отражение нравственности в поведении человека – в поступках, делах, деятельности. «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания.

Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста. Долг, совесть, ответственность в работе юриста.

Юрист не должен допускать сделок с совестью, поддаваться какому-либо влиянию, допускать компромиссов. Он должен руководствоваться исключительно чувством долга, служить только закону и справедливости.

Специфика работы юриста такова, что в ней встречаются особые нравственные ситуации, которых нет у представителей других профессий. Если в общечеловеческой нравственности осуждаются такие явления, как ложь, притворство, скрытность, то, например, в оперативной работе криминальной милиции допускается конспиративность (скрытность), дезинформация (ложь) по отношению к преступникам. Такая нравственная специфика этой профессии не противоречит общим принципам морали, а является их конкретизацией и дополнением применительно к условиям юридической деятельности.

Понятие и сущность морали

Мораль (от лат. moral's — нравственный, mores — нравы) является однимиз способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные существенные свойства.

Мораль — это система принципов, норм, определяющих характер между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.

В структуре нравственности выделяются:

- нравственное сознание (общественное и индивидуальное);

- нравственная практика;

- нравственные отношения.

Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, отражающей нравственное бытие людей. Особенность этого сознания — в восприятии всех явлений с точки зрения ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причин, а в его оценке. Ценностное отношение к действительности — важная характеристика нравственного сознания. Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном. Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (или общества).

Исходя из этого, нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (в категориях добра и зла). Это является важной характеристикой, предписывая модель действия. Нравственное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивидуальной. Общественное сознание является элементом социальной жизни. В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт многочисленных поколений, позволяющий отдельного человека воспитывать как полноценную личность.

В общественном нравственном сознаний выделяется два уровня: обыденный и теоретический.

Первый уровень представляет собой так называемую «житейскую мудрость» и «здравый смысл», повседневные суждения и оценки, непосредственно связанные с жизнью людей. Его представления зачастую нечетки, неустойчивы и противоречивы, что связано с жизненными обстоятельствами. Второй уровень — теоретический — характеризуется системностью, рациональностью. На этом уровне решаются «смысложизненные» вопросы бытия. В теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, т. е. этика.

При этом нужно учитывать, что индивидуальное нравственное сознание рефлексивно, относится к внутреннему миру и состоит из нескольких компонентов:

- рационального, в котором выражаются мировоззрение личности, нравственные представления. Базовым элементом этого компонента являются идеалы, оценки, принципы, установки, представления о моральных качествах, о добре и зле;

- эмоционального, выражающего совокупность нравственных переживаний человека (отзывчивость, сострадание, совесть, стыд, достоинство, честь).

- волевого, благодаря которому субъективный нравственный мотив реализуется в действии, на практике, иногда вопреки давлению объективных обстоятельств.

Нравственная практика является результатом объективации морального сознания, а базовый элемент практики — поступок.

Структура нравственной практики может состоять из следующих составляющих:

- замысел (намерение или постановка цели);

- мотивация, обоснование замысла;

- выбор цели, средств;

- принятие решений;

- действия, реализующие нравственную установку и линию поведения человека.

Нравственные отношения предполагают совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.

Нравственные отношения можно классифицировать:

- по содержанию, определяя обязанности человека в той или иной сфере деятельности;

- по характеру требовательности к себе и другим;

- по характеру связи в зависимости от уровня и интеллекта общения.

Таким образом, структура «нравственное сознание — нравственное действие — нравственное отношение» образует единое целое, а ее элементы взаимно регулируются.

Соотношение морали и права

Мораль и право – основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют и общие черты, и различаются, и находятся в определённом взаимодействии, а иногда и противодействии.

Общие черты. Они определяются тем, что:

1. Во-первых, и мораль, и право относятся к социальным нормам поведения.

2. Являются основными регуляторами поведения.

3. Имеют общую цель (что вытекает из второй общей черты) – регулировать поведение людей во избежание межличностных и внутрисоциальных конфликтов.

4. Базируются на справедливости как высшем нравственном принципе.

5. Именно они – мораль и право – выступают мерой свободы индивида, определяют границы этой самой свободы (общий постулат: наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого).

Что касается различий. Нам необходимо чёткое понимание того, что всё-таки мораль формируется раньше права, раньше правового сознания и государственной организации общества. Хотя многие учёные высказывают позицию о том, что мораль в чистом виде (когда именно разум становится основным критерием морали) возникает примерно в одну историческую эпоху, что и право.

Кроме того, в пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле более неоднородна, более разнообразна. В обществе может существовать несколько моральных систем, в зависимости от социальных групп, классов… Но мы не должны забывать, что существует так называемая «господствующая мораль», которая касается всех.

Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде (обществе) взглядом, представлений о добре и зле, справедливости, чести и долге и других категорий этики. При этом процесс формирования моральных систем идём спонтанно, в недрах общественного сознания.

По-другому происходит с формированием правовых систем. Этот процесс неоднороден и достаточно сложен, но, тем не менее, право в единстве своей формы предстаёт как результат официальной деятельности государства, то есть фактически является выражением его воли.

Мораль живёт в общественном сознании, которая и является его формой. И в этом плане трудно различить мораль как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где эту границу можно провести достаточно чётко. Эту границу мы проводим именно как между самим правом как системой норм и правосознанием. То есть право по сравнению с моралью имеет более чёткие формы выражения и закрепления вовне.

Следующее различие – не совпадают предметы регулирования морали и норм права.

Различие с точки зрения внутренней организации. Мы говорим о том, что мораль не обладает такой логически стройной и достаточно жёсткой структурой, как система права.

Ещё одно различие – по средствам и методам обеспечения реализации соответствующих норм. Если, как известно, право обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения.

Мораль и право взаимодействуют. По большому счёту, если говорить в идеологическом смысле, то право является формой осуществления господствующей морали. В то же время мы должны чётко признать, что мораль признаёт противоправное поведение безнравственным.

Между тем не исключены и противоречия между нормами морали и между нормами права. В определённых ситуациях нормы морали успевают сосредоточить и сформировать общественное время ранее, чем закрепляется это в нормах права, либо наоборот, законодатель вводит такое положение, которое определяет последующее развитие норм морали (9 апреля убрали статью о лжепредпринимательстве – декриминализация преступления).

Нравственная свобода выбора

Нравственная культура — умение грамотно и творчески применять знание нравственных норм и принципов к конкретным ситуациям на практике, превращая простые нормы нравственности в собственные мировоззренческие убеждения.

Наиболее сложной является проблема осуществления нравственного выбора сотрудником правоохранительных органов в условиях нетипичной, тем более экстремальной конкретной ситуации. И одна из главных трудностей в этом вопросе связана с конфликтом нравственных норм с интересами общества и личности, а также между самими нормами, что вынуждает личность самостоятельно выбирать, какой из нравственных норм отдать предпочтение или же, наоборот, перейти к антинормам.

Очевидно, что переход к антинорме осуществляется в нестандартных ситуациях, когда в интересах общества при пресечении противоправных деяний сотруднику правоохранительных органов приходится принимать решения, оперируя такими нормами нравственности, как нормы-меры, которые исходят из конкретных реальных возможностей социальной жизнедеятельности и показывает нижнюю границу, перейдя которую деяние, какой бы целесообразностью оно ни оправдывалось, становится безнравственным.

Именно поэтому нравственная культура сотрудника должна быть профессиональным качеством, позволяющим осуществлять свою деятельность так, чтобы профессиональная деятельность сочеталась с гуманистическими ценностями и в то же время не была бы и ущемлена в результате ложно, абстрактно понимаемых нравственных ценностей и норм.

Понятие, признаки и виды социальных норм. Их иерархия. Моральное сознание и моральная практика. Понятие и виды профессиональной этики.

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику. Термин «профессиональная этика» обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Таковы, к примеру, «клятва Гиппократа», «Кодекс профессиональной этики адвоката».

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, в которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

Существование нравственных кодексов определенных профессий — свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований.

Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д.

Таким образом, профессиональная этика — это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Д. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что следует различать понятия «профессиональная мораль (нравственность)» и «профессиональная этика», понимая под последней лишь раздел этической науки.

Профессиональная этика — это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования.

Особенности профессии юриста и их нравственное значение. Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.

Профессиональная этика юриста или юридическая этика является специфической формой проявления морали в целом. В данном случае речь идёт о совокупности конкретизированных общих нравственных принципов, норм применительно к правоохранительной и правоприменительной деятельности юриста. Они и составляют основное содержание этого вида этики.

Рассуждая о сущности юридической этики, необходимо коснуться вопроса о ее задачах. Их можно выделить несколько, как это делают Л.Д. Кокорев и Д.П. Котов.

Так, по мнению учёных, к задачам профессиональной этики юриста в области уголовного процесса следует отнести:

1. Решение проблем, связанных с необходимостью полного, широкого внедрения общих принципов и норм морали в уголовный процесс; разработка проблем регулирования профессиональной деятельности следователей, судей, прокуроров, адвокатов и управления ею в соответствии с нравственными основами судопроизводства; выявление и определение нравственных принципов и норм деятельности юриста в уголовном процессе; создание учения о его профессиональном долге.

2. Всестороннее раскрытие нравственной сущности уголовно-процессуального закона; содействие дальнейшему совершенствованию процессуальных норм.

3. Исследование роли нравственных начал в обеспечении законности в уголовном процессе; раскрытие высоконравственного смысла принципа законности в деятельности всех участников уголовного процесса.

4. Исследование нравственных отношений участников уголовного процесса, взаимосвязи правовых и нравственных отношений; определение должных взаимоотношений между всеми участниками уголовного процесса с точки зрения моральных принципов; изучение моральных норм как основы нравственных отношений в уголовном судопроизводстве.

5. Разработка требований, которым должно соответствовать нравственное сознание следователя, прокурора, судьи, адвоката; содействие формированию необходимых для данной профессии нравственных черт; предупреждению и искоренению деформационных качеств, появляющихся в результате длительного выполнения профессиональных функций, а также вследствие невысокой общей, правовой и нравственной культуры отдельных лиц.

6. Изучение проблем, связанных с повышением эффективности нравственного воспитания в уголовном процессе.

7. Исследование проблемы взаимоотношений общественных и личных интересов в уголовном процессе.

В России начало основательной разработке судебной этики и ее преподаванию было А. Ф. Кони в 1902 г. Его по праву можно назвать отцом судебной этики в России. В советский период юридическая этика длительное время не разрабатывалась. Ее последовательным и влиятельным противником был Вышинский. Идейное «обоснование» ненужности и несостоятельности исследования нравственных особенностей юридической профессии состояло в том, что «этика в советском обществе едина, это социалистическая этика» (такой аргумент использовал, в частности, И. Т. Голяков в предисловии к книге «Адвокат в советском уголовном процессе», изданной в 1954 году). Однако в 70-е годы появились первые монографические работы по судебной этике. Сегодня необходимость основательного исследования проблем профессиональной юридической этики вряд ли может быть оспорена.

В понимании содержания юридической этики, пределов ее действия и даже в терминологии есть немало дискуссионного.

Наряду с мнением, что юридическая этика представляет собойприменение общих понятий о нравственности в сфере юридической деятельности, существует и мнение, что она охватывает специфические нравственные нормы профессиональной деятельности и внеслужебного поведения юристов. Представляется, что в основе решения этой проблемы должны учитываться некоторые принципиальные по-зиции.

Все требования морали, присущей данному обществу, полностью, без каких-либо изъятий распространяются на представителей юридической профессии. Эти требования определяют все поведение юриста как в сфере служебной деятельности, так и в повседневной внеслужебной жизни. Судья, прокурор, следователь и вне выполнения должностных функций остаются судьей, прокурором, следователем.

Принятый в 2004 году Кодекс судейской этики Российской Федерации вполне определенно распространяет требования этики судьи и на его непрофессиональную деятельность.

Специфика профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя, адвоката сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий, но обычны в сфере судопроизводства. Например, судья не вправе ни в какой* форме разглашать тайну совещания судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в условиях, когда подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против подсудимого и т. д.

Следовательно, профессиональная этика юриста должна включать и специфические нравственные нормы, определяющие поведение людей этой профессии в свойственных только для нее ситуациях. Специфические нравственные правила, адресованные работникам юридической профессии, не могут противоречить общим для всех принципам и нормам морали. Они лишь дополняют и конкретизируют их применительно к условиям юридической деятельности.

К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.

В литературе, посвященной проблемам этики работников юридической профессии, нет единства терминологии. Можно встретить следующие термины: этика представителей права, профессиональная этика юриста, юридическая этика, правовая этика, судебная этика.

Ряд авторов пишут о следственной этике, экспертной этике, адвокатской этике. Обычно под юридической этикой понимается как сам свод нравственных требований, которые распространяются на работников юридической профессии, так и соответствующая отрасль знания, наука, изучающая эти правила. В принципе, не может быть возражений и против конкретизации этических требований применительно к определнной юридической специальности в рамках единой правовой профессии (этика судьи, прокурора, следователя, адвоката).

Таким образом, юридическая этика — это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области.

Профессиональную этику юриста можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей. В пределах единой юридической профессии существуют специальности: судья, прокурор, адвокат, следователь, юрисконсульт, арбитр, нотариус; сотрудники органов внутренних дел, сотрудники органов контрразведки, выполняющие правоприменительные функции; работники органов Министерства юстиции, судебные приставы, научные работники — правоведы, преподаватели правовых дисциплин и др.

Профессиональная этика юриста представляет собой совокупность нравственных представлений и установок, находящих своё проявление в поведении представителей определённой социальной группы общества – юристов, обусловленных их принадлежностью к данной профессии. Причём, наряду с общими нормами моральных отношений в любой профессиональной деятельности, юридическая этика формулирует дополнительные требования и нормы, вытекающие из качественного своеобразия профессии юриста.

В то же время вполне правомерно говорить отдельно об этике судьи, о прокурорской этике, следственной этике, этике адвоката. Наряду с этим существует и этика арбитра, юрисконсульта, нотариуса и т. д. Правда, для ряда юридических специальностей научная разработка их нравственных принципов находится лишь на начальной стадии, хотя они стихийно складываются и соблюдаются на основании единых для всех нравственных норм.

Значение профессиональной этики юриста состоит в том, что она придает нравственный характер деятельности по осуществлению правосудия, выполнению прокурорских функций, следственной работе, а также и другим видам деятельности, осуществляемой юристами-профессионалами. Нравственные нормы наполняют правосудие и юридическую деятельность в целом гуманистическим содержанием.

Профессиональная этика юриста, раскрывая и пропагандируя гуманные начала правоотношений, складывающихся в различных областях жизни, оказывает позитивное воздействие как на законодательство, так и на правоприменение.

Профессиональная этика юриста способствует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации.

Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста. Социальный характер моральных норм. Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста. Служебный этикет юриста. Нравственное содержание правовых норм. Профессионально необходимые качества юриста, их нравственное содержание. Соотношение правовых норм и норм нравственности.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и под-держиваемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Соотношение общей и профессиональной этики

Мораль — форма общественного сознания, представляющая совокупность норм, правил и принципов, которыми руководствуются люди в своем поведении по отношению к обществу и друг к другу.

Профессиональная мораль — исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий.

С этой точки зрения профессиональная мораль является частью общей морали и имеет определенную специфику в конкретных сферах.

Определяющая роль общей морали по отношению к профессиональной выражается в следующем:

- общественные нравственные отношения и сознание определяют нравственное содержание профессиональной деятельности;

- общая структура морали определяет и структуру профессиональной морали (сознание, отношения и нравственная деятельность наполняются лишь специфическим содержанием);

- общие функции морали (регулятивная, познавательная, воспитательная и др.) присущи и профессиональной морали.

Вместе с тем специфика профессиональной морали юриста является результатом преломления общих принципов и норм морали в служебной деятельности и внеслужебном поведении и выражается:

- в специфике труда юриста и обусловливает детальную регламентацию всех сторон его жизни и быта (здесь нормы поведения являются строго обязательными и определенными);

- моральные нормы в условиях правоохранительной деятельности юридически оформлены, подкрепляются твердыми законоположениями, установленными государством;

- нормы и принципы профессиональной морали юристов носят повелительный характер;

- действия юристов должны быть справедливыми и понятными окружающим людям, должны быть непримиримыми к нарушениям законности и антигуманности;

- при контактировании юристов с людьми нередко происходит проникновение в подробности их духовной и личной жизни, что требует особенно тонких средств индивидуального подхода к людям, наличия определенной нравственной культуры;

- юрист должен обладать в максимальной степени объективностью, при применении права он должен смотреть на то или иное событие с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий, близости и родства, рассматривая дело с позиций нравственности и справедливости.

Правила поведения юристов в профессиональной деятельности. Кодекс профессиональной этики юриста. Происхождение и эволюция нравственности.

Культура. Уникальность этого явления заключается в том, что оно сугубо человеческое, у других живых организмов культуры нет, да и она им объективно не нужно, потому что, что и как делать записано в их особых биологических программах поведения, инстинктах. Культура возникает на определённом историческом этапе как совершенно новый небиологический способ детерминации поведения. В процессе эволюции инстинкты постепенно подавляются, их функции берут на себя социальные институты первобытного общества и теперь уже они предписывают человеку, как и что ему делать в той или иной ситуации. Именно смена биологических регулятивов социальными привела к достаточно эффективной адаптации человека к окружающей среде.

На начальном этапе власть общества над своими членами была абсолютна, действовал совершенно жёсткий поведенческий стереотип, более того, он регулировал жизнь первобытного человека во всех сферах, то есть фактически создавал определённый мировоззренческий комплекс, который исследователи называют прототипом культуры (он содержал в себе и социальные, и политические, и религиозные и иные идеи, но все эти идеи существовали в примитивном, нерасчленённом виде).

В этот первобытный поведенческий синкретизм (соединение) входили представления о нравственном, поэтому неудивительно, что первоначальные формы нравственности являлись и первоначальными формами права, религии и так далее. Такие синкретические представления чётко нашли своё закрепление в «табу». Это не просто запреты, это немотивированные запреты, репрессивным образом определяющим поведение первобытного человека. Даже если табу нарушалось случайно, последствия это влекло очень жёсткие. Именно поэтому табу существовали в самых важных сферах обществах (запрет на каннибализм, инцест…). То, что могло повлиять на существование всего общества.

Поэтому на ранней стадии развития первобытного общества табу, являясь универсальной системой регламентацией общественной жизни, кроме того, существовали и иные формы регуляции (обычай, традиции…).

Обычаи, традиции – это некие виды социального ритуала общепринятого стереотипа поведения в рамках конкретного общества, зачастую они выражаются в форме правил, заповедей и так далее. Все заповеди (10 заповедей) в запретительной форме.

В целом традиционные представления ориентировали на уважение к старшим, на коллективизме, на трудолюбии и всё это, соответственно, находило своё отражение в фольклоре.

Обычаи и традиции, заповеди отличаются от современных нравственных норм тем, что они конкретны, детально регламентированы, тесно связаны с другими сторонами жизни человека. Кроме того, они требуют от человека необходимого действия, однако не касаются внутренней мотивации. И ещё одно отличие – традиции, обычаи и заповеди всё-таки распространяются на ограниченное количество людей, более того, на других, за пределами данного социума, не действуют эти нормы. Главным отличием традиционных форм нравственности от современных является их нерефлексивность, то есть они воспроизводятся в силу массовой привычке, властью общественного мнения либо какого-либо авторитета, а не в результате осмысленного, разумного вывода.

Важным этапом становления нравственности стало выдвижение в качестве нравственного критерия разума. Нельзя, конечно, сказать, что разум раньше не участвовать в такой деятельности, но до этого момента такой обычай не критиковали – его оценивали, но не критиковали. Именно критический взгляд на традиционную систему нравственных отношений привёл к вычленению её существенных элементов. Именно с этого момента возникает нравственность в современном смысле этого слова, поэтому многие исследователи табу, традиции, обычаи полагают не нравственными нормами, а их предпосылками.

Благодаря новому статусу разума начинает происходить отбор и формулировка норм, лишённых каких-либо этнических или социальных особенностей, то есть формулируются универсальные и общеобязательные нормы. В различных цивилизациях данный этап в разные периоды, но началом послужил IV век до нашей эры, деятельность Древнегреческих софистов, в особенности Сократа, приводят к тому, что множество обыденных нравственных представлений подвергается критическому осмыслению. Исследования Сократа способствовали освобождение нравственных норм от религиозного влияния. Религиозная норма, в отличие от нравственной, не терпит критического осмысления.

Безусловно, важнейший этап – это возникновение мировых религий. Религии средневековья – христианство и ислам – способствуют распространению идеи равенства людей вне зависимости от происхождения, расы, нации, класса (равенство перед богом).

Идея естественных прав в Новом Времени как этап становления, фактически – во всех буржуазных конституциях это было закреплено.

Важнейшим этапом является развитие классической немецкой философии XVIII-XIX века. Творчество немецких мыслителей отразило и фактически обозначило момент самоопределения нравственности, Эммануил Кант уже рассматривает мораль как автономную, независящую от религии, права, экономики область. Фактически, такое признание свидетельствует о том, что наука этика выделила свой предмет, а нравственность утвердилась как самостоятельная форма общественного познания, что и позволяет нам в настоящее время её обсуждать и анализировать.

Структура нравственности

В структуру нравственности входят три составные части:

1. Нравственное сознание, которое в свою очередь подразделяется на общественное и индивидуальное.

2. Нравственная практика.

3. Нравственные отношения.

Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, является отражением нравственного бытия людей. Особенностью этого сознания является то, что всякое явление воспринимается с точки зрения его ценности.

Главная задача состоит не в объяснении явления, не в раскрытии его причин, а в его оценке. Ценностное отношение к действительности – важнейшая характеристика нравственного сознания.

Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном, об идеале. Эта идея определяет конечную цель деятельности человека и не только человека, но и общества в целом, тем самым предавая ей смысл. Исходя из обозначенной цели, нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей в категориях добра и зла, а также предписывает людям определённые действия в качестве их долга.

Общественная и индивидуальная форма нравственного сознания

Общественное сознание является элементом социальной жизни. В нём аккумулирован и систематизирован нравственный опыт многочисленных поколений. Именно он позволяет влиять на представления и поведение отдельного человека, воспитывать полноценную личность.

В общественном нравственном сознании выделяют два уровня: обыденный и теоретический.

1. Обыденный уровень. Обыденный представляет из себя так называемую житейскую мудрость, здравый смысл. По сути это повседневные суждения и оценки, непосредственно связанные с жизнью людей. Его представления зачастую нечётки, неустойчивы, а порой и противоречивы, что обусловлено зависимостью от конкретных жизненных обстоятельств.

2. Теоретический уровень. Второй уровень – теоретический. Характеризуется большей чёткостью и системностью, большей рациональностью. На этом уровне разрешаются так называются «смысложизненные» вопросы, вопросы человеческого бытия, и именно в теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, то есть то, что мы называем этикой (чем мы здесь, по хорошему, и занимаемся).

Индивидуальное нравственное сознания. Индивидуальное нравственное сознание рефлексивно, относится к внутреннему миру человека и состоит из нескольких компонентов.

Первый компонент – рациональный компонент, который из себя представляет систему определённых понятий, в которой выражается мировоззрение личности, те или иные нравственные представления.

Базовым элементом этой структуры является требованием, или то, что мы называем нормой. Кроме него в рациональную структуру индивидуального нравственного сознания входят воспринятые в качестве личных идеалы, оценки, принципы, установки, представления о добре и зле, представления о моральных качествах человека.

Следующий компонент – эмоциональный компонент, он представляет из себя совокупность нравственных переживаний человека. Именно отсюда и альтруистичность, направленность на самоограничение (сострадательность и т.д.). В качестве социального механизма самоконтроля выступают особые контролирующие переживания (совесть, стыд и т.д.).

Ещё один компонент – это волевой компонент. Именно благодаря волевому компоненту субъективный нравственный мотив реализуется в действиях, причём зачастую вопреки давлению объективных обстоятельств.

Нравственная практика. Нравственная практика является объективизацией нравственного сознания. Базовый элемент практики – поступок.

Структура (алгоритмом):

1. Замысел, намерение или постановка цели. Возникает какое-то намерение, ставятся какие-то цели.

2. Мотивация. То есть внутреннее субъективное обоснование замысла.

3. Выбор. Представляет из себя поиск адекватных намеченной цели средств.

4. Принятие решения. То есть возникает готовность реализовать замысел.

5. Совершается действие.

Совокупность поступков, реализующих стратегическую нравственную установку, составляет линию поведения человека.

Третий элемент структуры нравственности – это нравственные отношения.

Нравственными отношениями мы обозначаем совокупность зависимостей и связей, которые возникают в процессе нравственной практики.

Эти взаимосвязи складываются между людьми вне зависимости от сферы их деятельности (будь то профессиональная деятельность, семейные отношения и так далее) и уровня (то есть личностные, групповые отношения…).

Нравственные отношения принято классифицировать:

Во-первых – по содержанию. Оно определяется обязанностями человека в той или иной сфере деятельности. Например, профессиональные обязанности акцентируют внимание на отношении к труду, гражданские – на патриотизме.

Второе – по характеру (мере) требовательности, или, как говорят в науке, императивности. Требовательность зависит от того, как выражено нравственное требование, например, это может быть норма какая-либо, может быть указание авторитета и т.д.

Третье – по характеру связи. Это может быть оценка поступка, причём оценить можно по-разному, можно применить какие-то санкции (нравственные осуждение, показать пример…).

Эти элементы структуры образуют единое целое, а её элементы взаимоколеруются, то есть оказывают друг на друга взаимное влияние.

Основные свойства нравственности

«Не делай другим того, чего себе не желаешь». Это золотое правило нравственности.

Что в первую очередь обращает на себя внимание в этой формулировки? Требовательность или императивность, повелительность этого правила. Причём эта требовательность свойственна всем нравственным нормам, нельзя представить предписание, которое начиналось бы «хорошо бы» или «а давайте попробуем».

Следующее, что обращает внимание – то, что данное требование универсально, оно не локализовано ни ситуативно, ни во времени. Моральная норма всегда вневременна, всегда универсальна.

Ещё одной значимой чертой золотого правила является его общечеловеческая значимость. Для него нет исключений. Адресатом требования является каждый человек, независимо от его социального или финансового положения, независимо от его настоящих или прошлых заслуг.

Причём ещё одним значимым фактором является выполнение того или иного предписания дело сугубо добровольное, личное. Доброе дело, совершённое под принуждение, перестаёт быть добрым, теряет своё нравственное содержание. Нравственным считается тот человек, который совершает должный поступок из опасения потерять самоуважение и уважение других людей (а не потому, что боится тюрьмы или загробных мук).

Ещё одно свойство золотого правила. Учёные называют его «антиномичность», то есть противоречивость. С одной стороны, нормы нравственности требуют от человека личной незаинтересованности, своеобразного бескорыстия в их выполнении. С другой стороны, соблюдение данных норм способствует лучшей адаптации человека в обществе, то есть приносит определённые выгоды. Шопенгауэр (философ) говорил, что в циничном выражении золотое правило таково: ты – мне, я – тебе.

Коротко про золотое правило:

1. Императивность. Нормы нравственности всегда формулируются в повелительном наклонении.

2. Универсальность. Неизменны в любой сфере человеческого бытия. Не локализованы ни ситуативно, ни во времени.

3. Общезначимость. Распространяются на всех людей без исключения. Для нравственности неприемлема избирательность и «двойная мораль».

4. Антиномичность. Противоречивость. Необходимо делать добро, потому что это выгодно и целесообразно, но оно должно быть бескорыстно. Боец Собра или преступник – действия механические одни и те же, но нравственная оценка различна.

5. Внеинституциональность. Нравственность, в отличие от других форм общественного сознания, социально не структурирована, её нормы не фиксируются в специальных документах, не обеспечиваются мерами принуждения с помощью специального аппарата, не контролируются должностными лицами в особых учреждениях. Нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения или личной убеждённостью человека, то есть носят неофициальный характер. Их нарушение не наказывается, но приводит к применению моральных санкций. Причём это моральное обсуждение может высказать как один человек, как группа, так и общество в целом.

Функции нравственности и задачи этики

Будучи явлением социальной и духовной жизни нравственность выполняет ряд значимых и разнообразных функций.

Основные из них:

1. Регулятивная функция. Она заключается в том, что нравственность с помощью ценностного подхода к человеческой деятельности гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми, причём это осуществляется на основе общих идеалов, общих принципов, общих установок.

2. Познавательная функция. Она заключается в том, что, вступая в совершенно разнообразные нравственные отношения, человек знакомится со всем многообразием культурного опыта, накопленного человечеством, в связи с чем получает особое нравственное знание.

3. Воспитательная функция. Нравственное знание является одним из основных условий формирования личности, приобщения её к высшим ценностям. Вне нравственного поля человек не может быть ни полноценным учёным, ни полноценным художником, ни полноценным юристом. Нравственность придаёт всякой деятельности общечеловеческий смысл.

4. Оценочная функция (либо, как её ещё называют учёные, ценностно-ориентирующая). Исходя из нравственных представлений, человек постоянно сравнивает реальное с идеальным, сущее с должным. Именно это позволяет ему корректировать своё поведение, определять вектор своего духовного развития.

Кроме этого выделяется множество функций.

5. Гуманизирующая функция. То, что приподнимает человека над обыденностью, раскрывает подлинный смысл жизни.

6. Мировоззренческая.

7. Коммуникативная.

8. И ещё много каких…

Функции нравственности частично совпадают с задачами этики как нравственной теории.

Но существуют и отдельные цели и задачи, которые свойственны этике именно как науке.

1) Во-первых, это эмпически-описательная функция. Сущность её (суть её) состоит в сборе информации о многообразных явлениях нравственного мира.

2) Теоретическая функция. Суть её заключается в систематизации накопленного материала и построении на основе этого материала соответствующих теоретических (адекватных, соответствующих нравственным оценкам) моделей поведения.

3) Нормативная функция. Выработка требований, их построение.

4) Ему мы основе систематизированного материала занимается выработкой инструментов, то это в рамках методологической функции.

5) Прогностическая функция. Когда всё вышеперечисленное выполнено, можно прогнозировать.

Категории этики

Каждая наука оперирует своими категориями.

Категория – высказывание или признак предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные связи реальной действительности и познания.

Категории этики теоретически обобщают связи и отношения, существующие в морали, отражающие существенные свойства и закономерности морали.

Учитывая тот факт, что человеческое сознание можно рассматривать в двух категориях (обыденное и теоретическое), исходя из этого категории этики рассматриваются в двух уровнях – обыденное (житейские знания людей, принципы морального и чувственного поведения людей в нём) и теоретическое (характеризуется глубиной этических категорий на уровне теории, постижение этики как науки).

Категории любой науки определяют её структуру, строение, выполняют определённые функции.

Функции этических категорий:

1) Этические категории – ступени нравственной стороны общественной жизни.

2) Специальный инструмент познания.

3) Специальная форма движения морального сознания от менее глубокого к более глубокому.

Характерные черты:

1. Универсальность. Категории данной науки по сфере проникновения способны дать оценку любым поступкам.

2. Категории этики выступают инструментом познания, обращённому к индивиду, к духовному миру конкретной личности (добро, зло, совесть, справедливость). У каждого человека индивидуальное должно соотноситься с общими нормами. Характерная форма движения морального сознания от сущего к должному, что подчиняет субъекта и объективных поступков, в этом и сложность моральных категорий – лишь конкретные ситуации подчиняют связь реального и идеального.

3. Категории морали и права отражают реализации действительных моральных качеств личности, то есть в этих категориях находит отражение процесс воли субъективной стороны морали в поведении постоянно проявляются различные качества людей: моральные связи, моральные поступок, моральные последствия, нравственные санкции. Обращаем внимание на взаимосвязь между уровнем морального сознания, его проявление в нравственных отношениях и реализуется в конкретных поступках.

Свобода выбора в системе нравственных категорий. Совесть как этическая категория. Деонтология как раздел этической науки. Взаимосвязь этических категорий. Характерные особенности пред этики.

Уже в поэмах Гомера, отражающих высшую стадию имущественного расслоения первобытного общества, обнаруживается очень важное противоречие. С одной стороны, герои Гомера в высшей степени моральны. Они, принадлежа к своему племени, борятся за его благо и это является смыслом их жизнедеятельности. Отечество, честь племени, слава воина, дружба, благо семьи составляют основу их поведения.

С другой стороны, ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» нет какого-либо четкого, определенного морального кодекса, соблюдение которого считалось бы критерием моральности. Поэмы Гомера лишены назидательного этического начала, а моральная терминология находится в зачаточном состоянии: выражения, обозначающие положительные и отрицательные качества личности и общие моральные понятия - немногочисленны.

Иная картина у Гесиода, который принадлежит уже к эпохе классовой цивилизации. Его поэмы пронизаны моральным смыслом. В качестве основных ценностей Гесиод выдвиг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: