double arrow

Нравственные отношения


Мораль – это система принципов, норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.

Мораль, ее структура и функции

Таким образом, этика – это философская наука, объектом изучения которой являются мораль и нравственность.

Познавательная функция этики состоит в том, что она изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. С этой точки зрения этика исследует нравственную жизнь человека в плане ее соответствия моральным нормам.

Нормативная функция этики проявляется в разрешении моральных ситуаций. Задача этики состоит в том, чтобы в каждый конкретный исторический период оказать помощь человеку в понимании, что есть истинное благо и найти свой путь к его достижению.

Мораль является:

-одним из способов нормативного регулирования поведения человека;

- особой формой общественного сознания;

- видом общественных отношений.




Соответственно, существует ряд определений понятия «мораль», в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Поскольку нравственность – это, с одной стороны, понятия, убеждения, намерения, а с другой стороны – поступки, практические действия, то соединение слова и дела составляет суть нравственных отношений между людьми. В морали в неразрывном единстве находятся сознание, деятельность и отношения.

Другими словами, в структуре морали выделяются:

-нравственное сознание (общественное и индивидуальное);

-нравственная практика;

Нравственное сознаниепредставляет собой субъективную сторону нравственности, особенностью которой является восприятие всех явлений с точки зрения ценности. Главное – не объяснение явления, не раскрытие его причин, а его оценка. Ценностное отношение к действительности – важная характеристика нравственного сознания.

Нравственная практика является результатом морального сознания, а базовый элемент практики – поступок. Структура нравственной практики имеет следующие составляющие:

· замысел (намерение или постановка цели);

· мотивация (обоснование замысла);

· выбор цели, средств;

· принятие решений;

· действия, в которых реализуются нравственные установки личности, линия поведения человека.

Нравственные отношения –совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, которые проявляются в понимании своего долга, ответственности перед собой, другими людьми и обществом в целом.



Таким образом, выделенная нами структура «нравственное сознание – нравственное действие – нравственное отношение» образует единое целое, а ее элементы взаимосвязаны и взаимно регулируются.

Для выявления сущности морали важную роль играет понимание функций, которые она выполняет. Принято выделять пять функций морали: оценочную, познавательную, регулятивную, воспитательную и ценностно-ориентирующую.

Оценочная функция морали заключается в понимании того, что такое добро и зло, справедливость, долг, совесть. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным. Моральные оценки носят универсальный характер и распространяются на все действия человека. Моральная оценка опирается на моральные убеждения человека и авторитет общественного мнения (взгляды, убеждения и представления, которые разделяются большинством населения).

Познавательная функция направлена на постижение культурного опыта, накопленного человечеством. В познавательной функции морали большую роль играют чувства, вера, интуитивное восприятие многообразия связей и отношений между людьми.



Регулятивная функция – одна из ведущих функций морали, которая корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей и общества. Поведение индивида регулирует не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание, т.е. все формы общественного сознания. Но только мораль регулирует все сферы деятельности человека, чего не скажешь, например, о праве, эстетическом сознании или политике. Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.

Регулятивная функция морали осуществляется при опоре не на авторитет общественного мнения, а на совесть человека. Мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.

Воспитательная функция морали участвует в формировании человеческой личности. Мораль способствует установлению смысла жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, осмыслению необходимости уважения к правам других людей, их достоинству.

Ценностно-ориентирующая функция, исходя из нравственных представлений, нацеливает человека постоянно сравнивать реальное с идеальным, сущее с должным, что позволяет корректировать свое поведение, определять направление своего духовного развития. Эту функцию еще называют мотивационной, так как нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать

Функции морали тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.







Сейчас читают про: