Содержание правовых отношений в обществе

1. Понятие правоотношения, его предпосылки и структура.

2. Система права Российской Федерации. Система законодательства и формы ее систематизации.

3. Правонарушения, их признаки, виды и принципы квалификации. Юри­дическая ответственность и ее виды.

1. Принятие нормативных правовых актов, призванных регулировать те или иные общественные отношения, еще не означает, что эти отно­шения подвержены реальному правовому воздействию. Нормы права со­здаются для их реализации.

Реализация норм права это воплощение содержащихся в них пред­писаний в поведение людей. Путь к реализации правовой нормы лежит через сознание людей, где норма обретает свое истинное бытие. Лишь став частью мировоззрения человека, норма права может стать нормой его поведения. В идеале это есть не что иное, как процесс самореализа­ции норм, означающий, что каждый, на кого направлена норма, сам без дополнительных мер осуществляет свои права и исполняет обязанности по совершению или несовершению действий, которые предписываются или запрещаются данной нормой. Процесс самореализации правовых норм называют непосредственной реализацией. Реализация права обеспечивает­ся законностью.

Законность строгое и точное исполнение законов всеми участни­ками общественных отношений. Результатом законности является пра­вопорядок.

Правопорядок состояние фактической упорядоченности обществен­ных отношений, наступившее в результате практического осуществле­ния требований права и режима законности.

Практика реальной жизни показывает, что далеко не все нормы пра­ва воплощаются в поведении людей путем непосредственной реализа­ции. В ряде случаев возникает необходимость в особой процедуре, назы­ваемой применением норм права.

Применение норм права — это властная деятельность компетентных органов государства по реализации правовых норм относительно конк­ретных жизненных обстоятельств или индивидуально-определенных лиц. Обычно органами правоприменительной деятельности являются суд, администрация города, правоохранительные органы и т. п.

Общественные отношения, на которые направлено воздействие пра­вовых норм и в которые эти нормы реально воплощаются путем реализа­ции и применения норм права, являются правовыми отношениями. Гра­ницы этой области общественных отношений совпадают с границами сферы законодательного регулирования.

Правоотношениерегулируемая нормами права юридическая связь между лицами, которые обладают взаимными правами и обязанностями.

Таким образом, правоотношение является средством «перевода» объективного права (т. е. совокупности правовых норм) в субъективные права и обязанности участников, общественных отношений (т. е. в плос­кость их личностных установок).

Правосознание — особая форма общественного и индивидуального сознания, представляющая собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к право­вым явлениям общественной жизни. По отношению к общественному сознанию правосознание предстает в виде правовой идеологии, а по от­ношению к индивидуальному сознанию — в виде правовой психологии. С субъективной стороны категория правосознания характеризует психо­физическое состояние личности, при котором реализация норм права становится внутренней потребностью человека. Норма права при этом сливается с его жизненными принципами, становится частью мировоз­зрения. Поэтому ее выполнение не стимулируется никакими внешними факторами (например, угрозой наказания, осуждения и другими санк­циями).

Правоспособность — способность лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных в нормах права. Под субъективным правом понимается, с одной стороны, принадлежность определенного объема прав конкретному лицу, с другой — возможность пользоваться предоставленным набором прав. Под юридической обязан­ностью понимается необходимость выполнения общепринятых норм и правил поведения. Правоспособность граждан в большинстве случаев возникает с момента рождения и прекращается только со смертью. Что­бы стать полноправным участником правоотношений, необходимо не только иметь права, но и быть способным их осуществлять. Поэтому дру­гим потенциальным свойством, которым должна обладать личность, яв­ляется дееспособность.

Дееспособность — способность лица самостоятельно, осознанно и целенаправленно осуществлять свои права и обязанности, а также спо­собность предвидеть и оценивать последствия своих действий. По рос­сийскому законодательству дееспособность граждан возникает по дости­жении ими определенного возраста. В отличие от правоспособности, ко­торую никто не может отнять, дееспособность может прекращаться при признании судом гражданина недееспособным, если он вследствие пси­хического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Более узким понятием по отношению к дееспособности является деликтоспособность.

Деликтоспособность — способность лица отвечать за совершенные им действия, а также нести ответственность за противоправные деяния в установленном законом порядке. Общим понятием для правоспособнос­ти и дееспособности является понятие правосубъектности.

Правоспособность и дееспособность являются важными, но не един­ственными предпосылками возникновения правоотношений. Наряду с ними предпосылками правоотношений являются юридические факты.

Юридические факты — это факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельства, с которыми действующее за­конодательство связывает возникновение, изменение или прекраще­ние правоотношений. Юридические факты формулируются в гипоте­зах правовых норм. Юридические факты подразделяются на события и действия.

События — юридические факты, происходящие независимо от воли людей (например, наводнения, землетрясения, если они произошли в населенной людьми местности). Если эти же стихийные бедствия про­изошли в безлюдной местности, они не будут являться юридическими фактами.

События подразделяются на абсолютные (события совершенно не зависящие от воли людей), и относительные (события, толчком для ко­торых явились неосторожные действия людей, после чего события при­нимали необратимый и неуправляемый характер, например, крупные аварии на АЭС).

Действия — юридические факты, которые совершаются осознанно и

по воле человека. Действия подразделяются на правомерные и неправо­мерные.

К правомерным действиям относятся: юридические поступки; юри­дические акты.

Юридические поступки — правомерные действия, которые независимо от намерений лица влекут наступление юридических послед­ствий (например, опубликование автором своего произведения влечет

возникновение права авторства).

Юридические акты — правомерные действия, совершаемые с целью достижения определенных юридических последствий (т. е. возник­новения, изменения или прекращения правоотношений).

Среди юридических актов выделяют административные акты и граж­данско-правовые акты.

Административные акты — действия органов государственного уп­равления и органов местного самоуправления.

Гражданско-правовые акты — правомерные действия граждан и орга­низаций, направленные на заключение договоров, контрактов, согла­шений в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных

отношений.

К неправомерным действиям относятся: причинение вреда, преступ­ление, нарушение договорных обязательств, приобретение имущества

на незаконных основаниях и т. п.

Часто возникновение, изменение или прекращение правоотноше­ний обусловлено несколькими юридическими фактами. Такая совокуп­ность юридических фактов называется юридическим составом.

Таким образом, только при наличии всех предпосылок, а именно:

норм права, правоспособности и дееспособности лиц, а также юриди­ческих фактов могут возникать и функционировать правоотношения.

Структура правоотношений состоит из трех элементов: субъекты правоотношений; объекты правоотношений; права и обязанности участ­ников правоотношений.

Субъекты правоотношений — отдельные индивиды, обладающие пра-восубъектностью (т. е. правоспособностью и дееспособностью), и орга­низации, обладающие правоспособностью. Правоспособность организа­ций возникает с момента их регистрации в порядке, предусмотренном законом. Субъектом правоотношений может выступать и государство в лице его полномочных представителей.

Объекты правоотношений — определенная совокупность материаль­ных и нематериальных благ, на которые направлено действие субъектов

правоотношений.

Права и обязанности составляют содержание правоотношений. Од­ним из главных принципов права является единство.прав и обязаннос­тей. Права и обязанности принадлежат субъектам правоотношений, ко­торых называют управомоченными и правообязанными субъектами. Объем и пределы прав и обязанностей субъектов правоотношений устанавлива­ются действующим законодательством.

2. Право представляет собой определенную систему.

Система права — структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли)

Отрасль права — относительно самостоятельная совокупность пра­вовых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений. Одним из критериев деления системы права на отрасли права является отличие общественных отно­шений друг от друга по содержанию, конкретным целям и задачам. В свою очередь отрасли права различаются по предмету правового регули­рования.

Предмет правового регулирования качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определен­ной отрасли права. Предмет регулирования является главным объектив­ным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. Например, нормы права, предметом регулирования которых являются отношения между работником и работодателем, составляют одну отрасль права; правовые нормы, предметом регулирования которых являются общественные отношения в сфере имущественных отношений, состав­ляют другую отрасль права; и т. д.

Система права Российской Федерации четко структурирована и имеет свою иерархию.

Ведущей отраслью права является конституционное право. Эта отрасль права устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Ведущий характер конституционного пра­ва состоит в том, что основным его источником является Конституция государства, содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят свое конкретное воплощение и развитие. Именно поэтому конституционное право представляет собой ядро сис­темы права.

Далее система права подразделяется на три основных отрасли, кото­рые составляют первый уровень системы права:

1. Административное право, которое регулирует отношения в сфере государственного управления как между государственными органами, так и между государством и гражданами.

2. Гражданское право, которое регулирует имущественные и связан­ные с ними личные неимущественные отношения.

3. Уголовное право, которое регулирует отношения охраны обществен­ной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья

граждан и нормы которого определяют характер преступлений и уста­навливают размеры наказаний.

Каждая из этих отраслей права имеет еще два уровня (второй и тре­тий), на которых располагаются вполне самостоятельные, но все же про­изводные от основных отрасли права.

Гражданское право — самое большое по охвату регулирования обще­ственных отношений — содержит определяющие начала для следующих отраслей права:

1. Трудовое право. Регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности людей. Трудовое право могло бы считать9я час­тью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавли­вали жесткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую административную зависимость работника от работодателя.

2. Хозяйственное право. Регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота. Хозяйственное право суще­ственно дополняет и конкретизирует гражданское право.

3. Жилищное право. Регулирует общественные отношения, возникаю­щие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недви­жимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регу­лируется нормами гражданского права.

4. Земельное право. Регулирует отношения, связанные с использова­нием и охраной земли.

5. Семейное право. Регулирует имущественные и некоторые неимуще­ственные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи.

6. Таможенное право. Регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможен­ную границу государства.

Определяющая роль гражданского права по отношению к указанным отраслям права состоит в том, что в случае пробелов в законодательстве какой-либо из этих отраслей применяются нормы гражданского права.

Близкими к административному праву можно считать финансовое право, банковское право, налоговое право и др. В основном объектами этих отраслей права являются деньги, Но в отличие от гражданского пра­ва, в котором государство не вмешивается в действия лиц по перерас­пределению имущества, в перечисленных отраслях права применяются административные методы регулирования. Например, согласно нормам финансового права, государство определяет размер бюджета и распреде­ляет его.

Второй уровень уголовного права представлен уголовно-исполнительным правом, нормы которого регулируют отношения, связанные с осу­ществлением правосудия по уголовным делам, определяют порядок от­бывания осужденными уголовного наказания.

Третий уровень указанных основных отраслей права представлен сле­дующими отраслями процессуального права: 1) гражданское и арбит­ражное процессуальное право; 2) административно-процессуальное право;

3) уголовно-процессуальное право. Отрасли процессуального права регули­руют порядок судопроизводства по гражданским, административным и уголовным делам.

Существует традиция разделять отрасли системы права на частное право и публичное право. К частному праву относят отрасли права, кото­рые призваны обеспечивать интересы отдельных граждан или организа­ций: гражданское право, трудовое право, жилищное право, семейное и другие отрасли права. К публичному праву обычно относят конституци­онное право. Подобное разделение отраслей права носит условный ха­рактер.

Отдельно от всех отраслей права стоит международное право, кото­рое также подразделяется на частное и публичное. Нормы международ­ного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств.

Представленный вариант системы права не единственный. В других вариантах дается иное представление о связях между отраслями права. Но это не отражается на содержании отраслей права, которые выделяются по трем основным признакам:

а) по предмету — что регулируется;

б) по методу — как регулируется;

в) по наличию специальных нормативных актов — чем регулируется.

По самым скромным подсчетам в системе российского права более двадцати отраслей права.

Понятие «система законодательства» близко к понятию «система права».

Если система права состоит из отраслей права, то система законода­тельства представляет собой упорядоченную совокупность источников отраслей права.

Источники отраслей права официальные государственные доку­менты, в которых закрепляются юридические нормы, призванные регу­лировать общественные отношения в отдельной отрасли права. В целях упорядочивания и совершенствования правовых норм государство про­водит их систематизацию, что и позволяет говорить о системе законода­тельства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: