Способы изложения правовых норм

Тема 2

1. Сущность права, его признаки и функции.

2. Соотношение права и морали.

3. Принципы права.

1. Право — одно из самых сложных общественных явлений. Более чем двухтысячелетняя история юридической науки знает множество пра­вовых теорий, но ни одна из них до конца не раскрывает сущности права. Можно лишь констатировать, что все представления о праве опираются на общую основу: право всегда выступало как определенный порядок в об­ществе. При этом право понимается в двух смыслах: субъективном и объек­тивном.

Субъективное право это право конкретного лица, которое имеет возможность свободно выбирать для себя формы поведения в рамках за­кона. Таким образом, в субъективном смысле право выступает как мера свободы человека, как масштаб дозволенного поведения личности. И. Кант определил субъективное право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по обще­му для них правилу свободы. Платон задолго до этого заметил, что свобо­да размахивать руками для одного человека заканчивается там, где начи­нается нос другого. Юридическое понимание свободы дано в Деклара­ции прав и свобод человека и гражданина (1789 г.), где записано, что свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому чело­веку. Однако субъективное право, может быть, неосознанно для самого субъекта возникает в силу принятых в обществе общеобязательных норм, устанавливающих меру этой свободы.

Общеобязательная система правил поведения, выраженных в зако­нодательных актах, принимаемых или санкционированных государством, представляет собой объективное право.

Разногласия в понимании сущности права начинаются с вопроса: чью волю выражает право? Одним из самых древних считается подход к пра­ву, согласно которому нормы и правила поведения людей есть отраже­ние законов природы и естественного порядка вещей. Такой подход по­лучил название теории естественного права. Представители этой теории — Гегель, Монтескье, Гольбах — считали, что существуют постоянно действующие, независимые от государства правила поведения и прин­ципы жизнедеятельности, которые выражают волю высшего разума. За­дача органов государственной власти не разрабатывать свои нормы, на­женияя их гражданам, а возводить в ранг закона уже существующие нор­мы поведения людей.

Как реакция на естественную теорию возникла историческая школа права. Ее видными представителями были немецкие юристы Густав Гуго и Карл Савиньи. Г. Гуго, например, считал, что нормы взаимоотноше­ний между людьми возникли не в силу чьего-либо предписания, а, по­добно языку, образовались в ходе исторического процесса общественно­го развития. Задача органов государства — путем анализа и изучения уже существующих правил поведения придать им формальное выражение в нормативных актах.

Можно выделить еще рационалистическую теорию права, согласно которой правила поведения разрабатываются людьми в зависимости от того, какие цели они ставят перед собой. В данном случае у кого больше силы и власти, тот и подгоняет правила поведения под свои цели и интересы.

Можно указать и на психологическую теорию права. Она, как и анало­гичная теория происхождения государства, выводит право из психоло­гических установок, из потребности людей жить по определенным пра­вилам, подчиняться воле другого либо подчинять других своей воле.

История знает еще и марксистско-ленинскую теорию права, соглас­но которой право — это совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса.

В современной юридической науке наиболее распространены два противоположных подхода к сущности права: а) социологическая тео­рия; б) нормативистская теория.

Основатель социологической теории права Эрлих (начало XX в.) ут­верждал, что государство не должно творить законы. Оно должно изучать сложившиеся отношения между людьми, выработанные практикой обы­денной жизни, а затем придавать правилам, по которым совершаются эти отношения, общеобязательную силу закона.

Представители нормативистской теории права, напротив, считают, что обстоятельства реальной жизни не должны мешать правотворческому процессу. Австрийский юрист Г. Кельзен считал, что государство есть персонифицированное право. С этим положением трудно спорить. По­скольку государство является политической организацией власти и об­ладает аппаратом (механизмом) управления обществом, то необходи­мо, чтобы воля государственной власти могла быть доступной для всех, кто должен эту волю выполнять. Для этого и был разработан такой инст­румент, как право. Таким образом, также как слово является материаль­ной действительностью мысли, так и право является материальным воп­лощением воли государства. Причем процесс возникновения права про­исходил одновременно с процессом становления государства.

Каждая из теорий права отражает какую-то грань его сущности. Пра­во— это одна из форм общественного сознания и социальной регуляции, вы­раженная в юридических нормах, воплощающихся в системе реально суще­ствующих прав и обязанностей участников регулируемых общественных от­ношений.

Признаки права. Под признаками права понимается ряд отличитель­ных черт, которые выражают его специфику и выделяют право среди других регулятивных образований, например правил этикета, нравствен­ных установок, технических норм, стандартов и т. Д.

Основные признаки права:

1. Право есть результат правотворческой деятельности исключитель­но соответствующих органов государственной власти (парламент, пра­вительство, президент). Негосударственные структуры или обществен­ные объединения не имеют таких полномочий.

2. Право имеет общеобязательный характер для всех граждан незави­симо от идеологических, религиозных, личностных убеждений, классо­вой или социальной принадлежности. Действие права распространяется на всю территорию государства (единое правовое пространство).

3. Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется государ­ством в лице его компетентных органов, в том числе с помощью официальных форм принуждения. Все иные нормы (например, моральные) могут лишь поддерживаться государством. Соблюдение гражданами норм морали государство не обеспечивает и тем более не вправе применять меры государственного воздействия за их несоблюдение.

4. Право является инструментом государственного аппарата, позво­ляющим ему исполнять свои властные полномочия.

5. Основным свойством права является нормативность. Это значит, что право может быть выражено только в письменной форме и только в специально предназначенных для этого официальных документах, исхо­дящих от уполномоченных государством органов печати.

Функции права в целом соответствуют функциям государства, но имеют свою специфику. Чаше всего выделяют две функции права: регу­лятивную и охранительную.

Регулятивная функция заключается в упорядочении общественных отношений. Она подразделяется на подфункции:

1. Регуляция экономических отношений, связанных с перераспреде­лением собственности, ведением хозяйственной и предпринимательс­кой деятельности.

2. Регуляция политических отношений в сфере государственной и об­щественной деятельности (юридическая регистрация партий, обществен­ных объединений, законодательная регламентация и контроль избира­тельных кампаний, референдумов и т. Д.). Говоря о связи права и полити­ки, важно подчеркнуть, что право является юридическим обоснованием существующей в государстве политической власти. Без юридического обоснования никакая власть существовать не может. Она становится не-легитимной.

3. Регуляция социальных отношений представляет собой государствен­но-властные предписания, регулирующие поведение людей в обществе.

4. Регуляция мировоззренческих ориентации личности относится к сфере субъективного права.

Охранительная функция права заключается в пресечении и предот­вращении противоправного поведения и защите позитивных отношений. Действие этой функции выражается:

а) в определении запретов;

б) в установлении юридических санкций за возможное неправомер­ное поведение;

в) в применении юридических санкций за совершенные неправо­мерные деяния.

Иногда выделяют и третью функцию права — воспитательную, или, как ее еще называют, предупредительную. Она осуществляется путем информирования населения о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.

2. Соотношение права и морали. Известно, что общественные от­ношения регулируются не только правом, но и моральными нормами, установками.

Общие черты права и морали:

1. Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества или государства.

2. Право и мораль являют собой высказывания в повелительной фор­ме и призывают людей к совершению определенных действий либо к воздержанию от них.

3. Критерии оценок поведения людей с точки зрения соответствия как нормам права, так и нормам морали определяют общество и госу­дарство, а не отдельный индивид.

4. Право и мораль в целом совпадают по объекту воздействия. Это отдельные индивиды, социальные группы, коллективы и т. Д. Различия между правом и моралью:

1. Если право — это система наведения порядка в обществе, обеспе­ченная государством принудительной силой, то мораль — это система представлений о поведении людей, и соблюдение норм морали не может быть навязано кому-либо помимо его воли.

2. Право и мораль не совпадают по сфере действия. Мораль охваты­вает все сферы человеческого поведения, а право — только те сферы, где есть необходимость и возможность регуляции общественных отно­шений.

3. Они не совпадают по происхождению. Моральные нормы склады­ваются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести и совести, справедливости. Правовые нормы принимаются уполномо­ченными на их принятие государственными органами.

4. Право и мораль различаются по форме выражения. Право получает свое выражение в официальных документах государственных органов, а нормы морали для своего установления не требуют закрепления их в официальных актах.

5. Право и мораль не имеют общего содержания. Практика реальной жизни показывает, что поведение человека с точки зрения морали мо­жен быть безнравственным и в то же время с юридической точки зрения вполне правомерным. С другой стороны, бывает, что с точки зрения мо­жени человек заслуживает определенных благ, заработанных своим тру­дом, а в соответствии с нормами права его лишают этих благ, ценнос­тей, имущества и т. П. Например, если мужчина и женщина прожили совместно до глубокой старости в незарегистрированном браке и один из них умирает, то оставшийся в живых не имеет права наследования имущества и порой остается без крыши над головой.

3. Принципы права представляют собой основные исходные поло­жения, юридически закрепляющие объективные закономерности обще­ственной жизни. Принципы права пронизывают все правовые нормы и являются стержнем правовой системы государства. К числу основных принципов права относятся следующие:

1. Принцип демократизма, находящий свое выражение в правовых

нормах, предоставляющих населению наиболее полный объем граждан­ских прав и политических свобод, дающий гражданам возможность ши­рокого участия в управлении общественными делами и государством.

2. Принцип гуманизма, отражающий заботу государства о нуждах и ин­тересах граждан и устанавливающий обязанность государства принимать меры по защите жизни, здоровья, чести и достоинства своих граждан.

3. Принцип социальной свободы, призванный обеспечивать социальную защищенность личности, находит свое выражение в предоставлении граж­данам максимальной свободы в выборе рода деятельности, места жи­тельства, свободы волеизъявления, вероисповедания и т. Д. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации от 22 ноября 1991 г., этот принцип обязывает все государственные органы обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.

4. Принцип равенства всех перед законом, означающий, что никакие лица, социальные слои, группы населения не могут пользоваться пре­имуществами и привилегиями, противоречащими закону.

5. Принцип законности, содержащий требования строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Все органы управления государством должны строить свою деятельность на основе закона и во имя исполнения закона.

6. Принцип единства юридических прав и обязанностей — суть этого принципа в том, что говорить о реальности чьего-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему обязанности. Например, право граж­дан на судебную защиту только потому реально, что у судов есть обязан­ность осуществлять эту защиту.

7. Принцип социальной справедливости, имеющий морально-правовое содержание. В реальной жизни данный принцип трудновыполним, так как все люди по своей природе разные и нельзя ко всем подходить с одной меркой. Следовательно, чтобы быть справедливым, право должно быть неравным, что противоречит принципу равенства всех перед зако­ном. Однако при решении конкретных юридических дел этот принцип может быть реализован (например, при назначении пенсий, пособий, выделения жилья, определения меры наказания и т. Д.).

8. Принцип юридической ответственности только за виновные действия, означающий, что применение юридических санкций допускается только к лицам, вина которых доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Все принципы права тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Так, например, реализация принципа гуманизма невозможна без приведения в действие принципа демократизма, социальной справедли­вости и др.

Тема 3

1. Нормы права, их структура, виды и способы изложения.

2. Нормативно-правовые акты, их виды и требования, предъявляемые к ним.

3. Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве.

1. Для того, чтобы право было воспринято сознанием, оно должно быть материально оформленным. По аналогии с тем, как формой суще­ствования материи являются пространство и время, так и формой суще­ствования (выражения) права являются письменно оформленные офи­циальные документы, исходящие от государственных органов и содер­жащие нормы права. Таким образом, форма права выраженная вовне и закрепленная в законах воля государства (которое в идеале должно быть выразителем воли народа).

Норма права — государственно-властное предписание, общеобяза­тельное правило, направленное на регулирование общественных отно­шений. Норма — это «первокирпичик» права, атомарная его частица. Процесс формирования правовой нормы состоит из трех стадий:

1. Возникновение правовой идеи. Например, еще в первобытном обще­стве созрела идея о неприкосновенности личности. Механизм и предпо­сылки зарождения правовых идей изучает теория права.

2. Формулирование правовой нормы. На этой стадии идет процесс син­теза существующих в общественном сознании правовых идей и поиск средств их формализации, изучение порядка и принципов разработки правовых норм, определение процедуры их принятия и т. д. Образно го­воря, это стадия «производства» правовых норм.

3. Введение в действие правовой нормы означает ее активное примене­ние в реальных общественных отношениях с целью их регулирования.

Структура нормы права — это ее составные части, конструкция которых может быть представлена в виде следующей схемы: «Если..., то..., иначе...». Непосредственно в такой формулировке нормы права могут и не встречаться, но данная внутренняя логическая схема обязательно под­разумевается. Составные части нормы права определены следующими терминами: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза часть правовой нормы, содержащая указания на обстоя­тельства, при которых следует руководствоваться данной нормой.

Диспозиция часть правовой нормы, указывающая, каким может или должно быть поведение субъекта права при наличии условий, ука­занных в гипотезе.

Санкция часть правовой нормы, в которой указываются меры го­сударственного воздействия, применяемые в случае невыполнения пред­писаний, содержащихся в диспозиции.

Обозначенные части правовой нормы могут быть простыми, слож­ными и альтернативными.

Части правовой нормы считаются простыми, если они указывают только на одно условие действия нормы, содержат только одно предпи­сание, как действовать в этих условиях, и предполагают применение толь­ко одного вида наказания за невыполнение предписаний.

Части правовой нормы считаются сложными, если они указывают на два и более условия, при которых норма применяется, а также содержат несколько вариантов поведения в указанных условиях и предусматрива­ют наступление двух и более видов наказания одновременно (например, лишение свободы и конфискация имущества).

Части правовой нормы считаются альтернативными, если они дают возможность выбора условий, при которых норма может применяться, а также содержат несколько вариантов поведения на усмотрение лица и предусматривают несколько видов наказания, только одно из которых

может быть применено.

Виды норм права определяются по характеру содержащихся в нормах правил поведения. По этому признаку выделяют три вида норм права:

1. Диапозитивные (управомочивающие). Предоставляют участникам отношений определенный объем прав, которыми они при желании мо­гут пользоваться. Например, граждане имеют право на судебную защиту, но законодатель предоставляет им право самим решать возникающие между ними спорные вопросы без обращения в суд.

2. Императивные (обязывающие). Устанавливают для участников об­

щественных отношений непременное требование придерживаться опре­деленного поведения. Ключевыми словами таких норм являются: «дол­жен», «обязан». Например, ст. 57 Конституции РФ: «Каждый обязан пла­тить законно установленные налоги и сборы».

3. Запрещающие, т. е. устанавливающие обязанность лица воздержать­ся от определенных действий или бездействий.

Способы изложения правовых норм.

1. Прямой способ изложения. Суть его в том, что в содержании самой нормы дается подробная характеристика правил поведения, указывает­ся на все обстоятельства, при которых можно совершать те или иные действия, а также дается полный перечень мер воздействия за неиспол­нение этой нормы. Например, ст. 129 Уголовного кодекса РФ «Клевета».

2. Отсылочный способ изложения состоит в том, что содержание ста­тьи полностью не раскрывается, а дается ссылка на другие статьи, кон­кретизирующие ее требования. Например, ст. 258 ГК РФ: «При прекра­щении крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с выходом из него всех его членов... общее имущество подлежит разделу по правилам, предусмотренным ст. 252 и 254 настоящего Кодекса».

3. Бланкетный способ изложения. При этом статья представляет со­бой как бы незаполненный бланк, который «заполняется» при обраще­нии к другим нормативным актам. Статья не отсылает к конкретным нор­мам и не указывает нормативного акта. Например, ст. 174 КЗоТ РФ: «Не­совершеннолетние... в области охраны труда, рабочего времени, отпус­ков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установлен­ными настоящим Кодексом и другими актами трудового законодатель­ства».

2. Содержание норм права выражается в статьях. Совокупность ста­тей, сгруппированных по определенным принципам, представляет от­дельный нормативно-правовой акт. Термин «акт» в юриспруденции по­нимается в двух смыслах: 1) как правотворческое действие органов госу­дарственной власти; 2) как официальный документ, закрепляющий (ус­танавливающий) результаты тех или иных действий либо предписываю­щий, обязывающий или запрещающий совершать те или иные действия. Термин «нормативный» означает, что данный официальный документ (акт) содержит нормы права. Термин «правовой» является синонимом термина «юридический». Поэтому иногда правовой акт называют норма­тивным юридическим актом.

Нормативно-правовой акт — содержащий юридические нормы офи­циальный документ, который создается в результате правотворческой деятельности государства или всенародного волеизъявления (референду­ма). Нормативно-правовой акт является основной формой права. Кроме нормативно-правовых актов, формами права являются санкционирован­ный обычай, судебный прецедент, нормативный договор.

Санкционированному обычаю государство придает обязательное зна­чение и соблюдение его гарантирует своей принудительной силой. В на­стоящее время такая форма права почти не используется.

Судебный прецедент — придание конкретному решению суда обяза­тельного значения. На это решение суда можно ссылаться как на статью закона при решении аналогичных дел. Само слово «прецедент» перево­дится как «факт, имевший пример в прошлом». Такая форма права ши­роко распространена в Великобритании. В Российской Федерации судеб­ный прецедент не является формой права.

Нормативный договор — это либо международный договор, либо до­говоры о разграничении предметов ведения между субъектами федера­ции. Данная форма права больше относится к выполнению внешних фун­кций государства и к организации формы государственного устройства.

Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуально-пра­вовых актов и актов применения норм права.

Индивидуально-правовые акты имеют три характерных признака:

1) в них не содержатся правила поведения (т. е. нормы);

2) они являются актами одноразового и кратковременного действия;

3) носят строго адресный, персонифицированный характер, т. е. об­ращены к конкретным лицам.

Назначение индивидуально-правовых актов:

а) определять порядок проведения одноразовых мероприятий (на­пример, постановление главы местной администрации о проведении праздника в честь Дня города);

б) регистрировать юридические факты (например, все документы, имеющие отношение к сфере нотариальных действий);

в) представлять разрешение возникающих споров (например, реше­ния и постановления судебных органов, за исключением постановлений Верховного Суда РФ, которые могут иметь нормативный характер).

Иногда в юридической литературе для краткости индивидуально-пра­вовой акт называют правовым, а нормативно-правовой акт называют нор­мативным.

Акт применения норм права официальный правовой документ,

содержащий индивидуальное государственно-властное предписание ком­петентного органа, которое формулируется на основе норм права в от­ношении конкретных обстоятельств или персонально определенных лиц (например, акты парламента, главы государства, органов исполнитель­ной власти, судебные решения, акты прокурорского надзора и др.).

Акты применения норм права отличаются от нормативно-правовых актов:

Во-первых, акты применения норм права имеют исключительно по­велительный характер. Нормы, содержащиеся в них, отличаются катего­ричностью. Это либо императивные, либо запретительные нормы права. Они не дают права выбора лицу, в отношении которого применяются. Например, вступившее в силу решение суда по конкретному делу обяза­тельно для исполнения всеми сторонами.

Во-вторых, исполнение требований, содержащихся в актах примене­ния норм права, в необходимых случаях обеспечивается принудительно.

В-третьих, акты применения норм права издаются только в уста­новленной форме, а именно: 1) они должны иметь полное и точное название с указанием органа, выдавшего этот акт, и с указанием конк­ретного адресата, к которому в данном акте предъявляются требова­ния; 2) в содержании акта применения норм права должны быть изло­жены фактические обстоятельства дела и указаны все статьи законов, на основании которых принималось решение по этому делу. К подоб­ным актам относятся решения и постановления судебных органов. Од­нако постановления Пленума Верховного Суда РФ и заключения Кон­ституционного Суда РФ в' пределах их ведения могут иметь норматив­но-правовой характер.

Акты применения норм права отличаются от индивидуально-право­вых актов, хотя общих черт между ними больше, чем различий:

во-первых, они являются письменными официальными правовыми документами;

во-вторых, актами одноразового применения;

в-третьих, они не имеют общеобязательного характера, так как сфе­ра их действия распространяется лишь на ограниченный круг лиц или даже на одно лицо.

Различие в том, что акт применения норм права содержит нормы права, что сближает его с нормативно-правовым актом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: