Иеахрихя НПА в РФ

Нормативные правовые акты. Вопрос № 8.

НПА – специальный письменный документ, принимаемый компетентным органом или населением, содержащий нормы права, обладающий юр.силой, принимаемый в специальном порядке.

Выделяют Нормативно-правовой акт и акт индивидуального регулирования. Их основное отличие в том, что ИПА(Индивидуально-правовой акт) принимается в отношении конкретного лица, а НПА в отношении неопределенного круга лиц. Второе отличие – ИПА расчитан на однократное применение, а НПА расчитан на многократное применение вне зависимости от того, озникли или прекратились правоотношения, предусмотренные данным правовым актом.

Иеахрихя НПА в РФ.

1. Конституция

2. Закон о внесении поправок в Конституцию

3. ФКЗ - Являются продолжением действия конституционных норм; обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия чем другие законы; имеют более высокую юридическую силу в отличии от обычных законов; четко очерченная сфера регламентации,т.е. принимаются только те законы, которые указаны в Конституции; строгоопределенный порядок принятия-отсутсвие права вето Президента, квалифицированное число голосов.(2/3 от числа депутатов Гос Думы и 3/4 от числа депутатов Совета Фед.)

4. ФЗ – принимается простым большинством от общего числа депутатов

В принципе иеахрии НПА действует правило – соответствие нижестоящих актов вышестоящим, т.е. обладающим большей юридической силой.

По юридической силе НПА делятся на законы, подзаконные акты, акты местного самоуправления и локальные нормативные акты.. Закон - это НПА, принимаемый высшим представительным органом государства, в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Подзаконные нормативные акты подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные.

Медленно переходим к вопросу о том, как же издаются законы. И так, законодательный процесс.

Стадии:

1.Законодательная инициатива- внесение закона в гос думу. Законодательной инициативой обладают(ст104 Конст.) Президент, Совет Федерации, члены Совета Фед., депутаты Гос Думы, Правительство РФ, законодательные(представительные) органы субъектов, Конституционный суд, Верховный суд, ВАС(суды по вопросам своего ведения).

2.Предварительное рассмотрение – законопроект подлежащий рассмотрению гос думой направляется Советом Гос Думы в различные комитеты, комиссии, Президенту, Совету Фед.,Правительству для рассмотрения и вынесения замечаений. Подготовленный к рассмотрению законопроект направляется в Совет Гос Думы для внесения на рассмотрение палаты.(субъект выражающий законодательную иницативу в отношении данного законопроекта вправе изменить текст, отозвать на основании письменного заявления).

3.Рассмотрение и принятие Гос Думой – рассмотрение проходит в 3 чтения. В 1ом чтении обсуждается концепция, дается оценка. Во втором чтении вносятся поправки, проходят голосования относительно этих поправок. В 3ем чтении запрещается вносить поправки и вести обсуждения. Еси закон не принят(Гос Думой) то он не подлежит дальнейшему рассмотрению. Одобренный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Фед.(Если законе не подлежит обязательному рассмотрению Сов.Фед. и в течение 14 дней он небыл им рассмотрен, закон передается в течении 5 дней Президенту для подписания и обнародывания.)

4.Рассмотрение и одобрение Сов.Фед. поступивший закон регистрируется в срок не превышающий 48ч. Если закон не обязателен к рассмотрению Сов.Фед. может рассматривать а может и не рассматривать этот закон, но в случае когда рассмотрение считается обязательным, комитет советует либо отклонить либо одобрить закон.

5. Подписание Президентом РФ. – после всех стадий в пятидневный срок доставляется Президенту для подписания и обнародывания.

Действие нормативных актов во времени пространстве и по кругу лиц.

Во времени: закон вступает в силу на всей территории РФ спустя 10 дней после их опубликования, если ими не предусмотренно другое. Важно учитывать обратную силу закона(расспространение его на отношения, которые существовали до момента вступления его в силу). Придание закону обр. Силы возм: 1. Если в самом законе об этом не сказано, 2.Если закон смягкчает или устраняет ответсвтенность.

Нормативные акты утрачивают свою силу: 1. По истечение срока действия акта на который он был принят, 2.В связи с изданием нового, заменяющего акта, 3.На основании прямого указание на отмену.

В пространстве: зависит от: 1.Уровня органа принявший данный акт, 2.Юр.Силы акта. Нормативные акты действуют на: территории всей страны(ФЗ, ФКЗ, иные акты высших органов), на территорию субъекта фед, на территорию указанную в самом акте, на локкальную территорию(предприятия, учреждения, организации).

По кругу лиц:В россии акты действуют в отношении всех граждан, го органов, общественных органицаций, иностранцев, лиц без гражданства. Но существуют акты в отношении специального круга лиц(военнослужащие, пенсионеры, полицейские, преподователи, госслужащие, врачи итп). Важно учитывать следующее: если гражд. России совершил преступление на террит другой страны, он несет ответсвенность согласно Российским законам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: