Происхождение и развитие чувства неполноценности и его следствия

Основными положениями "Учения об органической неполноценности" [7] рассматриваются причины, функционирование, внешний вид и измененные формы работы неполноценных органов. Помимо прочего, я пришел к представлениям о компенсации через центральную нервную систему, и к этой компенсации подключается рассмотрение психогенеза. В итоге обнаружились примечательные отношения между неполноценностью органов и психической сверхкомпенсацией, в результате чего я определил фундаментальный принцип: чувство неполноценности органов становится постоянным стимулом развития психики индивида. В физиологическом аспекте здесь рассматривается количественное и качественное усиление нервных стволов, при этом изначальная неполноценность этих стволов может выражать их тектонические и функциональные особенности в целом. Психические же аспекты этой компенсации и сверхкомпенсации становятся понятными только при помощи психологического разбора и анализа.
После подробных описаний неполноценности органов как этиологии невроза в более ранних моих трудах, особенно в [1], в "Инстинкте агрессии" [4], в "психическом гермафродитизме" [4], в "невротической предрасположенности" [4] и в "психическом лечении невралгии тройничного нерва" [6] - я могу ограничиться в настоящей работе теми моментами, которые помогают более глубоко вскрыть отношения между неполноценностью органов и психической компенсацией и имеют значение для проблемы невротического характера. В качестве обобщения отмечу, что описываемая мною органическая неполноценность включает в себя: "соответствующее недоразвитие органов, остановку в развитии, которая часто может быть доказана; гистологические или функциональные дефекты формирования органов; функциональную недостаточность в послеутробном периоде; с другой стороны - повышение тенденции роста, обусловленное необходимостью компенсации и корреляции; часто - гиперфункциональность, а также фетальный характер органов и систем органов". В каждом случае при наблюдении детей или сборе анамнеза у взрослых можно доказать, что наличие неполноценных органов рефлекторно воздействует на психику ребенка - понижает его самооценку и повышает степень его психологической неуверенности. Но именно невысокая самооценка приводит к развертыванию борьбы за самоутверждение, которая принимает несравненно более резкие формы, чем можно было бы ожидать. Когда в целях компенсации количественно и качественно активизируется деятельность неполноценного органа и задействуются средства защиты - и его собственные, и целого организма, то предрасположенный ребенок, испытывая чувство неполноценности, извлекает из своих психических возможностей порой поразительные средства для повышения ощущения собственной значимости, и среди этих средств в первую очередь нужно отметить невротические и психотические.
Идеи о врожденной неполноценности, патологической предрасположенности и слабости конституции уже появляются в научной медицине. И если мы отказываемся здесь от многих значительных достижений, несмотря на то, что они содержат часто основополагающие точки зрения; то только по той причине, что они лишь констатируют связь органических и психических заболеваний, но ни в коей мере не объясняют ее. В частности, это взгляды на патологию, опирающиеся на общее понятие дегенерации. Штиллер в своем учении об астеническом хабитусе идет гораздо дальше и пытается связать его с этиологией.
Учение о компенсации Антона ограничивается системой корреляций внутри центральной нервной системы; но все-таки он и его последователь Отто Гросс предприняли достойные внимания попытки понять на этой основе картины психических состояний. Брадитрофия Бухарда, экссудативный диатез, описанный Понфиком, Эшерихом, Черни, Моро и Штрюмпелем и объясненный как болезненная готовность, инфантильный артритизм Комби, ангионевротический диатез Крейбиха, лимфатизм Гойбнера, статус тимико-лимфатикус Палтауфа, спазмофилия Эшериха и ваготония Гесс-Эппингера - все это успешные попытки последних десятилетий описать картины состояний, связав их с врожденной неполноценностью. Все эти исследователи ссылаются на наследственность и инфантильные свойства. Но несмотря на то, что нечеткость границ при описанных предрасположенностях подчеркнута самими представителями этих школ, нельзя отмахнуться от впечатления, что схвачены примечательные типы, которые со временем станут относить к одной большой группе - группе малых вариантов.
Чрезвычайно важными для знаний о врожденной неполноценности и болезненной готовности стали исследования желез внутренней секреции, дающих морфологические и функциональные отклонения. Это щитовидная и паращитовидные железы, половые железы, хромафинная система и гипофиз. С точки зрения неполноценности этих органов легче увидеть общую картину и более отчетливо выявляются отношения компенсации и корреляции в масштабе всего организма.
В числе прочих авторов, которые за основу своих взглядов приняли не primum movens [Primum movens (лат.) - первопричина, перводвижение (прим.ред.)] а взаимодействие и взаимовлияние между различными неполноценными органами, прежде всего можно назвать Мартиуса. Точно так же, как и в моей работе о неполноценности органов (1907), на передний план у него выдвинута координация синхронной неполноценности нескольких органов. Тот факт, что "синхронно неполноценные органы как будто состоят друг с другом в тайном союзе", нельзя недооценивать. С этим согласен, в частности, Бартелъ, который так далеко развил свои, значительно обогатившие науку, взгляды на статус тимико-лимфатикус (конституциональный тип ребенка, связанный с нарушением иммунитета), что их границы давно пересекают границы систем других авторов. К тем же самым результатам, которых добился я на основе своих наблюдений, независимо пришел Кирли, руководствуясь совершенно новыми данными патологии, - а именно, что при неполноценности сексуального аппарата и других органов координация между ними нередко выражена лишь незначительно, но обнаруживается так часто, "что я вынужден утверждать, что не бывает органической неполноценности без сопровождающей неполноценности сексуального аппарата".
Что касается более поздних обращений к этой теме, то здесь я должен упомянуть еще взгляды Фрейда, который подчеркивает значение "сексуальной конституции" для возникновения невроза и психоза, понимая под этим различную по количеству и качеству комбинацию парциальных сексуальных инстинктов. Такое понимание соответствует только одному его постулату: образование извращенных влечений и их "неудачное вытеснение" в бессознательное должно в итоге дать картину невроза, а само из себя представлять primum movens для невротической психики. Из нашего изложения будет видно, что извращение [2], поскольку и насколько оно образуется в неврозе и психозе, не обусловлено врожденной силой инстинктов, но конституируется некой фиктивной конечной целью; а также - что вытеснение происходит как побочное явление, под давлением личностного чувства. Но то, что в аномальном сексуальном поведении можно считать биологическим фактором (то есть большая или меньшая чувствительность, повышенная или пониженная рефлексия, функциональная полноценность), а также компенсаторная психическая надстройка, непосредственно сводится к врожденной неполноценности половых органов [7].
Та или иная болезненная готовность при органической неполноценности - результат действующего "принципа соглашения". Принятое мною положение [7] в большей степени, чем точки зрения других авторов, подчеркивает защитную роль некоего выравнивания путем компенсации. "Сразу после отторжения от материнского организма для таких неполноценных органов и систем органов начинается борьба с окружающим миром, вспыхивающая в силу необходимости и протекающая более бурно, чем при нормально развитом аппарате. Этой борьбе сопутствуют повышенные цифры заболеваемости и смертности. Однако фетальный характер одновременно предоставляет повышенную возможность компенсации и сверхкомпенсации, повышает приспособляемость и сопротивляемость обычным и необычным способом и обеспечивает образование новых и более высоких форм и функций. Таким образом, неполноценные органы представляют собой неисчерпаемый пробный материал, и, обрабатывая, выбраковывая, улучшая его, организм старается прийти в согласие с постоянно меняющимися жизненными условиями. Причина (при случае) сверхполноценности органов коренится в вынужденной постоянной тренировке, в вариабельности и повышенной тенденции роста, часто присущих неполноценным органам, и в усиленном формировании связанных с ними нервных и психических комплексов благодаря внутреннему вниманию и концентрации".
Ущерб, связанный с конституциональной неполноценностью, проявляется в разнообразных заболеваниях и болезненных предрасположенностях. На первый план выступает то состояние физической или умственной слабости, то гипервозбудимость нервных стволов, то неуклюжесть, неловкость или раннее созревание. Масса детских дефектов кооперируется с болезненной готовностью и тесно примыкает, как я показывал, к органической или функциональной неполноценности. Косоглазие, рефракционные аномалии органа зрения или светобоязнь с ее следствиями [29], глухонемота, заикание и другие дефекты речи, тугоухость, органические и психические изъяны, связанные с разрастанием аденоидов, развитая апросексия, частые заболевания органов чувств, дыхательных путей и пищеварительного тракта, бросающаяся в глаза некрасивость и уродства, периферические признаки дегенерации и невусы, которые могут свидетельствовать о неполноценности глубоких органов (Адлер, Шмидт), леворукость, гидроцефалия, рахит, аномалии осанки в виде сколиоза, сутулости, О- или Х-образное искривление голеней, косолапость, продолжительная инконтиненция стула и мочи, уродства гениталий, следствия гипоплазии артерий (Вирхов) и многочисленные распространенные следствия неполноценности желез внутренней секреции, описанные Вагнер-Жаре, Пинеле, Франкл-Гохвартом, Хвостеком, Бартелем, Эшерихом и другими, - все эти явления позволяют увидеть во всей их чудовищной полноте и в разных вариантах связей большой круг болезненных симптомов, раскрывшийся перед врачом благодаря пониманию неполноценности органов. Особенно это касается педиатров и патологов, которые первыми обратили внимание на эти связи. Но и для неврологии и психиатрии понимание "дегенерации" становится все более важным; эта линия начинается с учения Мореля о признаках дегенерации и продолжается вплоть до концепции нервных заболеваний, основанной на принципе неполноценной конституции.
Отметим здесь только статистическую работу Тими-ха-Биркса и публикации Потпешнига о судьбе детей, которые в годовалом или двухлетнем возрасте лечились от тетании [Тетания - повышенная мышечная возбудимость, связанная с нарушением обмена кальция в организме, приступы судорог (прим. ред.)]. Только малая часть этих детей стала абсолютно здоровой. Большинство же обнаружили впоследствии четкие признаки физической и умственной неполноценности, психопатические и невропатические черты. В качестве таковых указанные авторы приводят: инфантилизм, косоглазие, тугоухость, дефекты и нарушения речи, слабоумие, ночные страхи, сомнамбулизм, энурез, повышенные рефлексы, тик, эпилепсию, обмороки, а также пугливость, вспыльчивость, патологическую лживость, инстинктивный побег. Готт и другие авторы пришли, кроме того, к заключению, что дети со спазмофилией имеют предрасположенность к тяжелым невро- и психопатическим состояниям. Черни и другие отмечают, что подобная связь обнаруживается и у детей с желудочно-кишечными заболеваниями. Бартель сумел проследить поразительно частую встречаемость статуса тимико-лимфатикуса и специфической гипоплазии половых органов у самоубийц. Что касается молодых самоубийц, то данные об их физической неполноценности приводили я, Нетолитцки и другие. Франкл-Гохварт описал возбужденные состояния, раздражительность, беспорядочные галлюцинации при тетании. Французские авторы приписывают детям с пастозным, торпидным хаби-тусом отвращение ко всему, вялость, сонливость, рассеянность, тупоумие, флегматичность; детям с эрети-ческим хабитусом - беспокойство, бойкость, раздражительность, раннее созревание, перепады настроения, аффективность, неуживчивость, странности характера и односторонние способности. Пфаундлер отмечает те тревожные, назойливые и мучительные состояния, в которые ввергаются конституционально неполноценные дети вследствие кожной сыпи, колик, нарушений сна и функциональных аномалий. Черни, обративший внимание на связь кишечных расстройств с неврозами у детей, особо подчеркивает значение психотерапии для детей, которые стали нервозными в ходе течения конституциональных заболеваний. Гамбургер упомянул свойство честолюбия у нервозных детей, Странски - связь миопатии и психических проявлений.
Эти краткие ссылки дают нам общий взгляд на попытки современных исследователей подчеркнуть и принять к сведению связь психических аномалий детского возраста с конституциональной неполноценностью. Первую основополагающую концепцию этой связи я опубликовал в "Учении о неполноценности органов", где указал на то, какого особенного интереса и постоянного внимания требует неполноценный орган. В этой и других работах я показал, как неполноценность какого-либо органа постоянно оказывает влияние на психику - в поступках и мыслях, сновидениях, выборе профессии, художественных склонностях и способностях [1; 30]. Наличие неполноценного органа требует такой тренировки принадлежащих ему нервных стволов и психической надстройки, что последняя компенсаторно становится как бы "оплодотворенной", если дана возможность компенсации. Но тогда мы должны в усиленном виде обнаруживать психической надстройке определенные принадлежащие органу связи с внешним миром. Изначально неполноценному органу зрения соответствует усиленно визуальная психика, неполноценному пищеварительному аппарату будет сопутствовать большая психическая работа во всем, что связано с питанием, то есть будут резко выражены гурманство, страсть к приобретению, а также - в порядке денежного эквивалента - бережливость и жадность. Работоспособность компенсирующей центральной нервной системы проявится в квалифицированных (Адлер) и условных (Биккель) рефлексах, в чувствительных реакциях и обостренных ощущениях. Компенсирующая психическая надстройка будет в повышенной степени разворачивать психические феномены предчувствования и предвидения и их действующие факторы, такие как память, интуиция, интроспекция, вчувствование, внимание, повышенная чувствительность, заинтересованность - одним словом, все защитные психические механизмы. К такой защите принадлежат также фиксация и усиление тех черт характера, которые образуют полезные ориентации в хаосе жизни и таким образом снижают неуверенность.
Нервозный человек вырастает из этой сферы неуверенности; в детстве он был под давлением конституциональной неполноценности. В большинстве случаев это легко удостоверить. В других случаях пациент ведет себя так, как будто он был неполноценным. Но его желания и помыслы однозначно выстроены на фундаменте чувства неполноценности. Это чувство всегда следует понимать как относительное, оно развивается из отношения к окружающему миру или к своим целям. Оно исходит из соразмерения, сравнения себя с другими - сначала с отцом, самым сильным в семье; иногда с матерью, с братьями и сестрами, позже - с любым лицом, с которым сталкивается пациент.
При ближайшем рассмотрении можно увидеть, что любой ребенок - и особенно стеснительный от природы - производит резкую самооценку. Конституционально неполноценный ребенок - с которым на одну доску мы можем поставить детей некрасивых, воспитанных в строгости и избалованных, с таким же психически замедленным умственным развитием и равным образом предрасположенных к неврозу, - усерднее, чем здоровый ребенок, старается избежать многих несчастий своей детской жизни. И он стремится изгнать в далекое будущее идею поражения в жизни, которое ему мерещится. Он нуждается во вспомогательных средствах, чтобы в суматохе дней, в неориентированности своего бытия, иметь перед глазами четкий образ. Он вынужден прибегнуть к вспомогательной конструкции. В своей самооценке он учитывает итог всех несчастий и представляется сам себе неспособным, неполноценным, униженным и незащищенным. Для того чтобы найти какую-то ориентацию, он берет за второй фиксированный пункт отца или мать, которых наделяет всеми возможными в этом мире силами. И, нормируя эту ориентацию своих помыслов и поступков, стараясь подняться из своей неуверенности до ранга всемогущего отца и превзойти его, он одним махом отрывается от реальной почвы и повисает в петле фикции.
Такие же наблюдения, но в смягченной форме, можно сделать и относительно нормальных детей. Они тоже хотят быть большими, сильными, повелевать "как отец", и руководствуются этой конечной целью. Их поведение, манера держать себя - в физическом и духовном смысле, постоянно направлены на эту конечную цель, так что можно различить имитирующую мимику и идентичные психические жесты. Образец делается проводником к цели. В конце концов каждое желание становится по сути стремлением к компенсации, желанием погасить чувство неполноценности.
Необходимо указать еще на специальную психическую работу ребенка, которая совершается до и во время установки ориентации на превосходство. Это явление вряд ли можно понять лучше, чем приняв за гипотезу, что уже в первые часы внеутробной жизни отказ в удовлетворении инстинктивных потребностей организма толкает ребенка на враждебную, воинственную позицию по отношению к его окружению. Результатом этого становится напряжение и повышение всех природных способностей - c'est la guerre![C'est la guerre! (фр.) - "вот вам и война!" (прим. ред.).] - как я описал в работе об "инстинкте агрессии" [4]. Der Agressionstrieb im Leben und in der Neurose ]. Во временных лишениях и ощущениях неудовольствия первых лет жизни следует искать толчок, который прежде всего развивает некоторое количество общих характерных черт агрессора. Но вскоре ребенок, в своей слабости и беспомощности, в своем страхе и неспособности ко многим вещам, научается ценить средства, которые могут обеспечить ему помощь и поддержку близких, защитить его интересы. В негативном поведении, упрямстве и невоспитанности он находит удовлетворение от сознания своей власти и благодаря этому освобождается от мучительного чувства неполноценности. Обнаруживая свою слабость и подчиняясь, он привлекает на себя заботу окружающих. Таким образом, обе главные линии поведения ребенка - упрямство и послушание [4. Trotz und Gehorsam ] - гарантируют ему повышение личностного чувства и помогают ощупью двигаться к конечной цели - или к ее эквиваленту. У конституционально неполноценных детей пробуждающееся личностное чувство постоянно сбивается, а самооценка занижена, потому что их возможности получать удовлетворение гораздо более скудные, чем у нормальных детей. Только подумайте о бесчисленных ограничениях, курсах лечения, болях у детей с желудочно-кишечными заболеваниями; об изнеженности хилых и болезненных детей и о той тепличной атмосфере, в которой они существуют; о детях с неполноценностью аппарата дыхания, о мучительном зуде при пруриго и других экзантемах, о многих унизительных детских дефектах, о том, как опасаются инфекции родители таких детей, и это постоянное опасение, как правило, приводит к тому же, к чему и нередкие погрешности в воспитании, а также непокорность таких детей: к изоляции и нелюбви среди товарищей и в кругу семьи. Подобным образом наносят ущерб самоощущению неуклюжесть, обусловленная рахитом, врожденное ожирение и небольшая степень отставания в умственном развитии. В большинстве случаев ребенок вносит в это свою лепту, усвоив пренебрежение, которому он научился от родителей, что порой облегчается из-за его определенной позиции среди детей в семье - первый ребенок, второй ребенок, единственная девочка среди мальчиков или наоборот, а также, особенно часто, если это поздний или самый младший ребенок, - по-разному в каждой ситуации.
Враждебная агрессия, раздраженная и усиленная у конституционально неполноценного ребенка, интимно сливается у него со стремлением стать таким же большим и сильным, как глава семьи, усиливает и подчеркивает те побуждения, которые лежат в основе детского честолюбия. Позднее ход мыслей и образ действий невротика обнаруживаются в той же композиции, что и его детские требования и заявки. "Возвращение на круги своя", типичность судьбы лучше всего можно понять на примере нервозного человека. Его чувство неполноценности по отношению к людям и обстоятельствам, его неуверенность в этом мире толкают его к усилению ориентации. Он всю жизнь цепляется за это, чтобы приобрести уверенность в себе, чтобы ориентироваться в этом мире, опираясь на свою веру и суеверия, чтобы расстаться со своим чувством неполноценности и спасти свое личностное чувство, чтобы был предлог избежать унижения, которого он опасается. Ему никогда не удавалось это так, как в детстве. Поэтому его фикция - поступать так, как будто ему необходимо превзойти всех - может выражаться также в форме такого поведения, как будто он ребенок. Например, привычка мочиться в постель, боязнь пространства, неврозы страха и т. д. - детские способы удовлетворения стремления к власти берутся за образец и усиливают ориентацию.
Было бы ошибкой предполагать, что только невротик обнаруживает такие ориентации. Здоровый человек тоже потерялся бы в этом мире, если бы не сопоставлял с фикциями свою картину мира и свои переживания. То, что он получил их точно так же на основании своего старого опыта, уже было показано ("регрессия"). В минуты неуверенности эти фикции проступают отчетливее, они становятся императивами веры, идеала, свободной воли, но кроме того они действуют обычно и в тайном, в подсознании. Как и все психические механизмы - фикции являются, по сути, их словесными символами.
Рассуждая логически, их можно рассматривать как абстракции, как симпликации, на которые ложится задача: решать жизненные трудности по аналогии с простейшими случаями. Предковую форму простейших случаев, тенденциозный "механизм петли" воспринимающей памяти мы нашли в детских попытках справиться со своими трудностями. Неудивительно, что мы находим их у дикарей, у примитивных народов, так как все человеческие проблемы, связанные со стремлением к власти, требуют решения. Фантастические гипотезы филогенеза Юнга и Фрейда оказываются ненужными и вводят в заблуждение. Каждый человеческий жест создается в каждом индивидууме заново. В сновидении этот способ апперцепции очевиден, мы еще увидим это.
Невротик постоянно пребывает в чувстве неуверенности. Отсюда вытекает его "аналогическое мышление", сильнее и отчетливее становятся его попытки решений по аналогии со старым опытом. Его мизонизм [Мизонизм - страх нового (прим. ред.).] (Ломброзо), его страх перед решениями и испытаниями - которые имеются всегда, - рождены из недостаточной веры в самого себя. Он так сильно прикован к своим ориентациям, принимает их буквально и старается реализовать только их, что, сам того не зная, отказывается от непредвзятого, без предубеждений, решения реальных проблем. Необходимые ограничения действительности, при которых жестко сталкиваются самые разные вещи, тоже толкают его, соответственно его установке, не к устранению предвзятой фикции, а только к превращению себя в пессимиста. Еще последовательнее пытается осуществить реализацию своей фикции психотический пациент. Невротик барахтается среди реалий, цепляясь за им самим созданную ориентацию, и достигает мнимого расщепления своей личности тем, что хочет удовлетворить и реальным, и воображаемым требованиям, чтобы затормозиться через эту двойственность и застрять в ней. Форма и содержание невротической ориентации рождаются из впечатлений ребенка, который чувствует себя обиженным. Эти впечатления, неизбежно возникающие из изначального чувства неполноценности, вызывают агрессивную позицию в жизни, цель которой - преодоление одной большой неуверенности. В этой агрессивной позиции находят свое место все попытки ребенка, которые обещают повышение его личностного чувства: удачные попытки, подстрекающие к их повторению; неудачные, служащие отпугивающим Memento [Memento (лат.) - напоминание (прим. ред.).]; тенденции, подготавливающие защитную конечную цель, которые получились из назойливых органических недостатков или душевного гнета и которые переходят в сумму психических готовностей, и тенденции, перенятые у других людей. Все проявления невроза происходят из этих подготовительных средств, которые устремлены к конечной цели - к превосходству. Это умственные установки, всегда готовые вести борьбу за личностное чувство; они повинуются команде управляющей фикции, которая с их помощью старается осуществиться из этих реакций, подготовленных в детстве. В развитом неврозе фикция разжигает все эти установки, которые сами по себе тоже принимают вид конечных целей. Страх, который раньше должен был защищать - страх одиночества, унижения, страх почувствовать свою малость, - гипостазируется; навязчивая, изначально фиктивная попытка сделать высокомерный вид, умножая бессмысленные трудности, становится самостоятельной; в обмороках, параличах, истерических болях и функциональных нарушениях символически представлен псевдо-мазохистский способ пациента проявить себя или избежать принятия пугающего решения. Большое значение неуверенности в жизни невротика, как я ее понял и описал, вынуждает к такого рода усилению готовности, что изначально незначительные явления функционального порядка претерпевают поразительное развитие, как только этого требует внутренняя необходимость. Всегда налицо исключающая тенденция - действовать по облегченному варианту.
Из-за чувства неуверенности взгляд невротика направляется еще дальше в будущее. Жизнь в настоящем кажется ему только подготовкой, приобретением навыков. Это обстоятельство стимулирует его фантазию и способствует его отчуждению от реального мира. Как и религиозные люди, он - не от мира сего, и так же, как они, не может оторваться от своего божества - возвышения личностного чувства. Из этой сущности, отвлеченной от действительности, неизбежно возникает множество общих черт характера. Прежде всего - великое почитание средств, служащих его фикции. Невротик позаботится о своем тщательно вымеренном поведении, будет точен и педантичен - с одной стороны, чтобы не преумножать "бесконечные жизненные трудности", с другой, и это главное, - чтобы выделяться на фоне других в работе, одежде, морали и таким образом ощутить чувство превосходства.
Эти черты закономерно создают ему ощущение чрезмерной нагрузки, которая вкупе с его болезненным состоянием позволяет ему вообразить себя в роли героя и мученика. В преодолении этой аранжированной, самостоятельно созданной трудности он опять же ищет и находит возвышение своего личностного чувства. По крайней мере он всегда может сослаться на огромную, непреодолимую гору симптомов, спрятаться за ней, если к нему воззвать: "Где же ты был, когда делили мир!"
Усиленная черта характера нужна еще для того, чтобы он мог сойтись с "врагом", заставить созреть такие ситуации, которые приведут его в контакт с окружающими, чтобы он мог выдвинуть им "справедливые" упреки. Одновременно эти бесконечные упреки помогают ему держать настороже внимание и эмоции, подобрать себе доказательства, что им пренебрегают, с ним не считаются. Эту черту находят у некоторых невротиков уже в детстве, когда она помогает кому-нибудь что-нибудь вменить в обязанность. Например, мать должна каждый вечер поступать со своей одеждой строго предписанным образом, она должна всегда присутствовать, соблюдать паритет в обращении с детьми и т. д. В этом случае невротическая акция часто выливается в такую форму, что пациент идет по жизни как живой укор, обнаруживая и свои пороки, и неправоту других людей.
Подобным образом часто обнаруживаются страх и робость, и я вынужден здесь, вопреки всем другим попыткам объяснения, настаивать, что, как только появляется угроза какого-то физического ущерба, психический феномен страха возникает из галлюцинаторного возбуждения той готовности, которая в детстве вырастает из маленьких ростков соматически, но позднее этот феномен, и особенно в неврозе, обусловлен конечной целью - избежать дискредитации личностного чувства, подчинить себе других людей и посредством соответствующего вчувствования в боязливый настрой позволить себе уклониться от жизненных требований. Страх - совершенно интеллигентная функция, которая, как и все жизненные акции, отчасти изображает устремленность - из фазы чувства неполноценности к превосходству.
Ясно, что все заявленные требования могут достигать чудовищной степени, но достигнутое редко приносит удовлетворение. Можно смело сказать, что каждый невротик "хочет иметь все". Эта алчность прикрывается его управляющей фикцией - желанием быть сильнейшим. Для него имеют значение только самые сильные доказательства его превосходства. Если он пугается предприятия, обещающего выигрыш, чуть ли не как преступления или аморального поступка, то это потому, что он опасается за свое личностное ощущение. По тем же причинам он часто боится лгать, но, чтобы идти напрямик и не свернуть на окольный путь, может лелеять в себе мысль, что он способен на великий порок и преступление [Что облегчается недостатком социального чувства, безразличием или ненавистью к ближним (здесь и далее при отсутствии пометки прим. ред. примечание сделано А. Адлером.).]. Присоединяющееся чувство вины в неврозе всегда имеет в виду ту же конечную цель превосходства, что и высокопарная религиозность. "У меня же есть совесть!" Или это чувство нужно, чтобы уклониться от предстоящей задачи. "Угрызения совести неприличны", - считает Ницше. Может быть, он имел в виду как раз такое положение вещей. Видно как на ладони, что такое жесткое следование фикции наносит социальный ущерб. Оно ведет через тенденциозное преувеличение и софистические измышления к неспособности трудиться и отрешенности.
Эгоизм нервозных людей, их зависть, жадность, часто ими осознаваемая, их тенденция девальвировать людей и обстоятельства, проистекают из их чувства неуверенности и предназначены защищать, управлять, стимулировать и позволить себе возгордиться. Поскольку эти люди с головой погружены в фантазии и живут будущим, то неудивительна и их рассеянность.
Перемена настроения зависит от игры их воображения, которое то перебирает мучительные воспоминания, то взвивается до небес в ожидании триумфа, аналогично колебаниям и сомнениям невротика, которые служат лучшим средством уклониться от принятия решения. Выдающуюся роль при этом играют его чувствительность и пессимизм. Те специфические черты характера, которые не чужды человеческой психике вообще, кажутся словно загипнотизированными конечной целью и тенденциозно усиленными.
Раннее сексуальное созревание и влюбленность есть формы выражения повышенной тенденции пленять. Мастурбация, импотенция и извращенные влечения лежат на направляющей линии опасения перед партнером, страха принятия решения, при этом садизм представляет собой попытку сыграть "мужчину-дикаря", чтобы заглушить чувство неполноценности, и, как любая перверзия, является попыткой нерешительного человека считать дурную привычку нормой. Гомосексуализм, который в наши дни встречается все чаще, тоже можно понимать как неосознанное уклонение от ситуации, в которой опасность угрожает тщеславию нервозного человека. Это положение индивидуальной психологии пока еще находится в противоречии с гипотезами других исследователей [2; 5; 6. Uber Homosexualitat ].
До сих пор в качестве управляющей силы и конечной цели невроза, вырастающего из чувства неполноценности, мы рассматривали возвышение личностного чувства, которое всегда старается напитаться особенной властью. Мы не упустили при этом, что это лишь форма выражения стремлений и желаний, истоки которых глубоко коренятся в человеческой натуре. Сама форма выражения и углубление этой руководящей мысли, которую можно было бы назвать "волей к власти" (Ницше), показывает нам, что компенсаторно тут замешана особая сила, которая намерена положить конец внутренней неуверенности, свойственной человеку вообще. Посредством жесткой формулировки, которая обычно проникает на поверхность сознания, невротик пытается найти точку опоры, чтобы перевернуть мир. Не имеет большого значения, в какой степени невротик осознает эту движущую силу. Механизма он все равно не знает, и так же не в состоянии в одиночку объяснить и сломать свое поведение и восприятие, аналогичные детскому. Это удается только индивидуально-психологическим методом, который позволяет разгадать и понять детскую аналогию с помощью абстракции, редукции и симплификации (упрощения), с помощью констатации почти бессодержательного движения души. При этом, как правило, оказывается, что невротик воспринимает и оценивает мир по аналогии некой противоположности, то есть придает значение преимущественно антагонистическим отношениям. Это примитивное ориентирование в мире, соответствующее антитезе Аристотеля, а также пифагорейским антагонистическим таблицам, точно так же возникает из чувства неуверенности и представляет собой попросту трюк логики. К такому способу апперцепции, работающему по принципу антагонизма, сводится то, что я описывал как полярный, гермафродитический антагонизм [ 4. Der psychische Hermaphroditismus ], Ломброзо - как биполярность, Блейлер - как амбивалентность. В этом нельзя, как это ни заманчиво, усмотреть сущность истинного положения вещей, но можно распознать примитивный метод работы, такую форму мировоззрения, которая любой предмет, силу, событие соразмеряет с их аранжированными антитезами.
Чем дальше углубляется анализ, тем более явной становится одна из антагонистических пар, исходную форму которой мы установили: возвышение личностного чувства против чувства неполноценности. Понятие о явно ощутимых антагонистических парах соответствует примитивным попыткам ребенка ориентироваться в мире и таким образом защититься. Среди таких пар я регулярно находил две: 1) верх-низ; 2) мужское-женское. Всегда можно найти воспоминания, побуждения и поступки, сгруппированные - с точки зрения пациента, но не в смысле их универсальности - по типу:

НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ - НИЗ - ЖЕНСКОЕ МОЩЬ - ВЕРХ - МУЖСКОЕ

Это важно: такая группировка - а она может быть сколь угодно фальсифицирована - искажает картину мира, из-за чего невротик всегда может придерживаться позиции обиженного - аранжируя и произвольно расставляя акценты. Вполне естественно, что в этом ему оказывают помощь переживания, связанные с его конституциональной неполноценностью, как и постоянно растущая агрессия со стороны окружающих, беспрестанно подстрекаемая нервозными выходками пациента.
Иногда у невротика отсутствует полное осознание его мнимого или действительного поражения. В таком случае его гордость, личностное чувство отказываются признать поражение. Тем не менее он поступает так, как если бы принял к сведению новое унижение, и чтобы понять его "загадочный" нервный припадок, необходимо прежде всего учесть этот факт. Вряд ли можно добиться излечения, извлекая эти "вытесненные" ощущения из бессознательного, разве что в том случае, если пациент сам видит связь с детским механизмом этой готовности к припадкам. Иногда даже следует мнимое ухудшение, причина которого в том, что пациент направляет свои установки против врача, потому что тот задел его личностное чувство и пытается заставить его идти другим путем - созерцательным.
Надо ответить еще на один важный вопрос. С чем связывает невротик свое чувство неполноценности? Когда пациент может ухватить некоторую связь только при неполноценности органов, настойчиво создающей болезненную готовность, то он постоянно теряется в догадках. Он не столько будет искать причину своей неполноценности, скажем, в нарушении секреции, сколько вообще, в целом начнет обвинять свою слабость, малый рост, уродства, небольшие размеры или аномалии гениталий, выделения, дефицит мужественности, свою принадлежность к женскому полу, женские черты физического или психического свойства, родителей, наследственность, иногда - отсутствие любви и плохое воспитание в детстве и вообще то, что он недополучил ребенком, и т. д. И его невроз, что означает в нашем понимании: обострение готовностей на аналогичном детскому фундаменте, символическое мышление, готовность ощущать и готовность к успеху - все это выразится в конкретной акции, как только пациент побоится унижения в какой-то ситуации или испытает его и обратится в бегство. Он получил, так сказать, прививку чувством неполноценности и анафилактически реагирует на любое снижение своего личностного чувства. В промедлении, колебании, сомнении и дискредитации людей, женщин, человечества, а также в любой вспышке невроза или психоза он находит убежище и защиту от огромного чувства неудовольствия, которое он мог бы испытать; от убеждения в явно ощутимой неполноценности. Таким образом нетрудно выделить и указать типичные поводы для вспышки неврозов и психозов.

  • I. Поиски половых различий, неясное понимание собственной половой роли, сомнение в своей мужественности обусловливают возбуждение чувства неполноценности. Ощущение в себе черт, которые считаются женскими, и их группировка, полная колебаний и сомнений апперцепция гермафродитического типа и гермафродитическая готовность. Психические элементы женской роли и готовность к ней сообщают постоянно растущую пассивность, боязливое ожидание и т. д., но вызывают мужской протест, более сильную эмоциональность (Гей-манне).
  • П. Начало менструаций.
  • III. Сроки менструации.
  • IV. Половые сношения, мастурбация.
  • V. Способность к браку и супружество.
  • VI. Беременность.
  • VII. Послеродовым период и лактация.
  • VIII. Климакс, снижение потенции, старость.
  • IX. Экзамены, выбор профессии.
  • X. Угроза смерти [Здесь, говоря о перманентном страхе невротика принимать решения за и против себя и своей жизни, необходимо сказать о понимании военного невроза и психоза. Милитаристическая установка военной неврологии Должна была привести к трагическому результату - электрическим пыткам.] и утрата близких.

Все эти периоды и события усиливают или изменяют предварительные жизненные установки. Они связаны общим ожиданием новых, обязательно социальных., явлений, к которым невротик не вполне готов из-за недостаточно сформированного социального чувства, и поэтому они всегда означают для него новую борьбу, новую опасность быть побежденным. Он тут же приступает к интенсивной защите, высшая степень которой - самоубийство. Вспышки психозов и неврозов представляют собой усиление его невротической готовности, в которой также, как правило, можно найти защитные, "заградительные" черты характера, такие как: сверхчувствительность, повышенная осторожность, вспыльчивость, педантизм, упрямство, бережливость, недовольство, нетерпение и др. Так как эти черты легко можно обнаружить, они особенно годятся для констатации прочности какого-то психогенного заболевания. Отрешенность от предстоящих требований жизни, откладывание решения жизненных проблем или поиск смягчающих обстоятельств становятся вторичной, идеальной целью, ради которой развивается эгоизм пациента, снижается интерес к другим людям.
Выше мы пришли к заключению, что чувство неуверенности есть то, что вынуждает невротика усиленно привязываться к фикциям, ориентациям, идеалам, принципам. Эти ориентации видятся и здоровому человеку.
Но для него они modus dicendi, трюк, чтобы различать верх и низ, левое и правое, хорошее и плохое, и у него хватает объективности в момент принятия решения освободиться от этих абстрактных фикций. Явления мира не настолько представляются ему в жестком противопоставлении; напротив, он всегда старается отделить свои помыслы и поступки от ирреальной ориентации и привести их в гармонию с действительностью. Тот факт, что он вообще пользуется фикциями как средством достижения цели, объясняется пригодностью фикции для жизненных расчетов. Иначе обстоит дело с невротиком, который, подобно беспомощному ребенку, еще не приспособленному к миру, подобно примитивному разуму первобытного человека, хватается за фикцию как за соломинку, гипостазирует ее, произвольно придает ей ту же цену, что и реальности, и пытается реализовать ее в мире. Но для этого она не пригодна, и еще хуже, если ее, как это бывает в психозе, возводят в догму, антропоморфизируют. "Поступай так, как будто ты пропащий, как будто ты самый великий и самый преследуемый". Символ как modus dicendi царствует в нашем языке и мышлении. Невротик принимает это буквально, а в психозе делается попытка этот символ осуществить. В своих работах о природе неврозов я постоянно придерживаюсь этой позиции и подчеркиваю ее. По счастливой случайности я познакомился с гениальным трудом Файхингера "Философия "Как будто"" [34] - произведением, в котором вводится в научный оборот ход мыслей, хорошо знакомый мне на примере невротиков.
После того, как мы установили, что фиктивная, руководящая цель невротика есть безграничное возвышение личностного чувства, непосредственно выродившаяся в эгоистическую "волю к видимости" (Ницше), мы можем перейти к следующему этапу и рассмотреть понятийный аппарат этой жизненной проблемы. Так как в поисках половых различий почти всегда отдается предпочтение роли мужчины, то уже очень рано появляется метаморфоза соответственно противопоставлению "мужчина - женщина", что в результате оказывается для невротика конкретной формулой: я должен поступать так, как будто я совершенный мужчина (или хотел бы им стать). Чувство неполноценности и его следствия идентифицируются с ощущением женственности, которое компенсаторно включает защиту в психической надстройке, чтобы удержаться в мужской роли, и смысл невроза часто скрыт в двух основных мыслях-антагонистах: я женщина (или как женщина), а хочу быть мужчиной. Эта руководящая конечная цель создает необходимые психические жесты и готовности, что отражается в манере держаться и поступках, физическом облике и мимике. И с этими готовыми жестами, авангардом которых являются такие невротические черты характера, как честолюбие, чувствительность, недоверчивость, враждебность, себялюбие, воинственность и т. д., невротик противостоит жизни и людям, ожидая с явно повышенным напряжением, будет ли он признан мужчиной. Большую роль играет проведение "пробных показательных боев"; это делается, чтобы поупражняться, чтобы извлечь урок из других или подобных обстоятельств, стать осторожнее, и на примере получить в руки обманчивые, как во сне, аргументы, что он имеет право и не отважиться на главную битву, перенести арену борьбы. Сколько он при этом аранжирует, преувеличивает и обесценивает - в определенном смысле творя произвол, как при этом подтасовывает факты и старается осуществить свою фикцию - предмет особого разговора, и я излагал это в специальном разделе и в "Практике и теории индивидуальной психологии" [6]. Но тот факт, что в мужском протесте невротика скрыта исходная компенсирующая воля к власти - которая даже переоценивает ощущения и может превратить удовольствие в неудовольствие, - объясняется теми нередкими случаями, когда прямолинейная попытка вести себя по-мужски наталкивается на значительное сопротивление и приходится пользоваться окольным путем: роль женщины ценится выше, усиливаются пассивные свойства, всплывают мазохистские, пассивно гомосексуальные влечения, с помощью которых пациент надеется приобрести власть над мужчинами и женщинами, короче говоря: мужской протест пользуется женскими средствами. А то, что этот трюк диктуется волей к власти, проистекает из остальных невротических черт, изо всех сил добивающихся господства и превосходства. Но такая апперцепция по шаблону мужское-женское привносит в невроз сексуальный жаргон, который можно понять символически и распространить, и эротика оттесняется в какое-нибудь направление, отвечающее сущности индивида.
Параллельным или доминирующим способом апперцепции является у невротиков пространственное противопоставление "верх-низ". Этой примитивной попытке ориентироваться, которую невротик обостряет и акцентирует, также находятся аналогии у примитивных народов. Но если мужской принцип легко идентифицируется с полноценностью, то относительно тождественной идентификации понятия "верх" мы можем только догадываться. Существует некоторая вероятность, что имеется в виду ценность и значимость головы, находящейся наверху, в противопоставлении к ногам. Еще более важным кажется мне то, что оценка понятия "верх" и его тождественность с полноценностью происходит из страстного желания людей возвыситься, взлететь, то есть совершить невозможное. Универсальные мечты человечества о полете и его стремления в этом направлении, пожалуй, подтверждают это предположение. Тот факт, что при половом контакте понятие "верх" непосредственно сливается с мужским принципом, несомненно тоже имеет значение [По поводу этого последнего скромного замечания, правильность которого каждый психолог легко может проверить, Фрейд высказывает несколько незначительных критических слов. Господину Фрейду не везет с моими устными высказываниями. О моем известном социалистическом мировоззрении он говорит с трудно понятной, полемичной целью. И мой мягкий отказ: "нет удовольствия стоять в его тени" - то есть из-за совместной работы в нейропсихологии разделить вину за все бессмыслицы фрейдизма, он мгновенно истолковывает как признание моего взбунтовавшегося тщеславия, чтобы преподнести его ничего не подозревающим читателям. Так как до сих пор никто из знатоков не допускал возможности неудачи их - но не моего, как это часто ошибочно утверждается, - учителя, я вынужден сам разрушить легенду.].
Усиление фикции в неврозе является причиной концентрации внимания на тех точках зрения, которые нервозный человек считает важными. Благодаря этому происходит сужение поля зрения, что является моторной и психической готовностью.
Одновременно вступает в действие усиленный невротический характер, который проводит защиту, входит в соприкосновение с враждебными силами и, далеко распространяясь во времени и пространстве, будучи вторичной ориентацией на осторожность, дает толчок воле к власти. В конечном счете невротический припадок, сопоставимый с борьбой за власть, имеет задачей не допустить дискредитации личностного чувства и отодвинуть, полагать недостижимым решение о личной значимости.
Наблюдая в действии нападающего или потерпевшего, невротик получает впечатление, что жизнь особенно враждебна. Его включение в социум встречает препятствия; профессия, общество и любовь не отвечают его позиции борца, чаще всего он застенчиво их обходит или в лучшем случае воспринимает как игровую площадку для честолюбивого упоения своей властью. Глубоко пессимистическое мировоззрение и человеконенавистничество лишают невротика всех радостей полноправного участника игры. Настрой "хотеть - и взять!" заполняет его целиком, отравляет недовольством и заставляет всегда думать только о себе и никогда - о других. Итак, из конституциональной неполноценности и из действующих подобно ей факторов детства вырастает чувство неполноценности, которое требует компенсации в смысле повышения личностного чувства. При этом фиктивная конечная цель стремления к власти приобретает огромное влияние и оттягивает все психические силы в своем направлении. Рожденная защитной тенденцией, эта цель организует психические установки для целей защиты, среди которых невротический характер, так же как и функциональный невроз, выделяются как поразительные трюки. Управляющая фикция имеет простую, инфантильную схему и оказывает влияние на апперцепцию и механизм памяти. В мире, который кажется враждебным, усиливается интерес к собственной персоне, убывает интерес к другим людям.


Печатается по изданию: Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем./Предисл.А.В.Брушлинского. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1996. - 336 с. - (Б-ка зарубежной психологии.) Стр.134-157

Душа и земля*

Постановка вопроса "Душа и земля" звучит несколько поэтично. По контрасту здесь невольно напрашивается мысль о "небесной обусловленности" души, подобно тому как в китайском учении о душе различают души шен и гуй, первая из которых относится к небу, а последняя - к земле. Но так как мы, люди Запада, ничего не знаем о субстанциях души, а потому и не можем ответить на вопрос, есть ли в душе нечто от неба и, наоборот, нечто земное, то, видимо, нам придется довольствоваться тем, что будем вести речь о двух различных способах рассмотрения или о двух внешних аспектах сложного феномена, называемого нами душой. Вместо того, чтобы говорить о небесной душе, можно рассматривать душу как не имеющую причинных связей творческую сущность, а вместо того, чтобы постулировать душу гуй, можно понимать ее как некое существо, возникшее в силу определенных причин и воздействий. В соответствии с нашей постановкой вопроса последний способ рассмотрения, пожалуй, вполне пригоден; это значит, что душу следует понимать как приспособительную систему, обусловленную внешними земными причинами. Наверное, мне не стоит специально подчеркивать, что такой подход в причинном отношении будет односторонним; даже если он достигнет своей цели, будет верно схвачена только одна сторона души. Другуюсторону проблемы придется оставить без внимания, поскольку она не относится к поставленному мною вопросу.
Что касается самого предмета рассмотрения, то есть душевного феномена, то, пожалуй, было бы нелишним определить, что же следует понимать под "душой". Ведь существуют такие воззрения, в которых "душевное" целиком ограничивается сознанием. Сегодня, однако, мы вряд ли можем согласиться с подобным ограничением. Современная психопатология располагает огромным количеством наблюдений за душевной деятельностью, которая совершенно аналогична по функциям сознанию и все же является бессознательной. Можно бессознательно воспринимать, мыслить, чувствовать, вспоминать, принимать решения и поступать. Все, что происходит в сознании, может происходить также и бессознательно. Почему это так - проще всего понять, если представить функции и содержания души в виде ночного ландшафта, на который падает световой конус прожектора. То, что высвечивается и воспринимается, является осознанным, а то, что находится вне восприятия, в темноте, - это и есть бессознательное, которое тем не менее живет и действует. Если сместить световой конус влево или вправо, то содержания, только что бывшие осознанными, погружаются в бессознательное, а новые содержания попадают в поле света сознания. Исчезнувшие в темноте содержания продолжают действовать дальше, но уже косвенно, проявляясь обычно в виде симптомов, чаще всего таких, что были описаны Фрейдом в "Психопатологии обыденной жизни". Существование бессознательных установок и барьеров можно доказать и экспериментально, с помощью ассоциативного эксперимента.
Итак, если принять в расчет опыт психопатологии, то Душа предстает перед нами в виде обширной области так называемых психических феноменов, отчасти осознанных, отчасти же бессознательных. Разумеется, бессознательное пространство души недоступно непосредственному наблюдению - иначе оно и не было бы бессознательным, - о нем можно только лишь судить на основании тех воздействий на сознание, которые являются следствием бессознательных процессов. А наши выводы гласят: "Это так, как если бы..." - и не более того.
Здесь я должен остановиться на сущности и структуре бессознательного более подробно, ибо в противном еду. чае я не смогу дать удовлетворительный ответ на вопрос о земной обусловленности души. В этом вопросе речь, пожалуй, должна идти об истоках и фундаментах души, то есть о вещах, которые с древних времен скрыты от. нас в потемках, а не о тех банальных фактах восприятия органами чувств и сознательного приспособления к внешнему миру. Последние являются предметом психологии сознания, а я - как уже было сказано - не хочу сводить душу к сознанию. Душа представляет собой гораздо более обширную и непонятную область опыта, чем строго ограниченный световой конус сознания. К душе относится также и бессознательное.
В предыдущем очерке я попытался дать общее представление о структуре бессознательного. Его содержания - архетипы - это, так сказать, скрытые в глубине фундаменты сознательной души, или - если употребить другое сравнение - ее корни, опущенные не просто в землю в узком смысле этого слова, но и в мир в целом. Архетипы представляют собой системы установок, являющихся одновременно и образами и эмоциями. Они передаются по наследству вместе со структурой мозга, более того, они являются ее психическим аспектом, С одной стороны, они формируют чрезвычайно сильное инстинктивное предубеждение, а с другой - являются самым действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления. В сущности, они представляют собой, если можно так выразиться, атоническую часть души, то есть ту ее часть, через которую душа связана с природой или, по крайней мере, в которой связь души с землей и миром наиболее заметна. Влияние земли и ее законов на душу проявляется в этих первообразах, пожалуй, особенно отчетливо.
Данная проблема не только очень запутанна, но и весьма деликатна. При обсуждении этого вопроса мы должны считаться с совершенно необычными трудностями, и прежде всего с тем фактом, что архетип и его функцию скорее следует понимать как часть доисторической, иррациональной психологии, а не как рационально продуманную систему. Позвольте мне следующее сравнение: нам нужно описать и объяснить здание, верхний этаж которого был сооружен в XIX столетии, первый этаж датируется XVI веком, а внимательное изучение каменной кладки раскрывает тот факт, что оно было перестроено из башни XI столетия. В подвале мы обнаруживаем римский фундамент; под подвалом находится засыпанная пещера, в верхних слоях почвы которой встречаются каменные изделия, а в глубоких - остатки фауны того времени. Этот образ дает представление о нашей душевной структуре: мы живем на верхнем этаже и лишь смутно осознаем, что нижний этаж является чем-то очень древним. То, что лежит под поверхностью, нами совершенно не осознается. Разумеется, это сравнение, как и всякое, хромает; ведь в душе ничто не является мертвым реликтом, все живо, и наш верхний этаж - сознание - находится под постоянным влиянием живого и действующего фундамента. Оно, как и все здание, на нем держится. И подобно свободно возвышающемуся над землей зданию, наше сознание тоже в известной степени находится над землей в воздушном пространстве, имея перед собой широкие просторы. Но чем глубже мы опускаемся, тем уже становится горизонт и тем больше мы погружаемся в сумерки близлежащих предметов и наконец дотрагиваемся до обнаженной каменистой почвы и тем самым соприкасаемся с глубокой древностью, когда охотники за оленями влачили свое убогое существование, защищаясь от стихийных сил суровой природы. Эти люди находились во власти своих животных инстинктов, без которых их существование было бы невозможным. Неограниченное господство инстинктов не уживается с сильным и развитым сознанием. Сознание первобытного человека сродни сознанию ребенка - оно имеет спорадическую природу. И его мир ограничен так же, как мир ребенка. Более того, в нашем детстве, в соответствии с филогенетическим законом, вновь раздается отголосок предыстории развития рода и человечества в Целом. В филогенетическом отношении мы произрастаем из тёмных и тесных глубин земли. В результате этого самые непосредственные факторы превратились в архетипы, а эти первообразы и влияют на нас в первую очередь; потому-то они и кажутся необычайно сильными. Я говорю "кажутся", поскольку то, что в психическом отношении представляется нам самым важным, не обязательно должно было быть или, по крайней мере не обязательно должно оставаться таким на самом деле.
Что же представляют собой самые непосредственные архетипы? Этот вопрос прямиком ведет нас к проблеме функций архетипов и тем самым в сердцевину проблемы. Но из чего, собственно, мы должны исходить, отвечая на этот вопрос? Из позиции ребенка, или из позиции первобытного человека, или же, наконец, из позиции развитого современного сознания? Каким образом мы можем распознать архетип? И когда вообще мы должны обращаться за помощью к нашей гипотезе?
Я бы хотел высказать предложение: любую психическую реакцию, несоразмерную с вызвавшей ее причиной, необходимо исследовать относительно того, не была ли она обусловлена в то же время и архетипом [Ср.: Instinkt und Unbewvfttes. - Авт.].
То, что я под этим подразумеваю, мне хочется пояснить следующим примером. Один ребенок испытывал страх перед своей матерью. Убедившись, что никакой рациональной причины для этого не было, например угрызений совести у ребенка, или насилия со стороны матери, или чего-нибудь еще в этом роде, а также что с ребенком не произошло ничего, что бы могло объяснить этот страх, я предложил рассмотреть ситуацию через призму представлений об архетипах. Обычно такие страхи наступают к ночи и, как правило, проявляются в сновидениях. Накануне мать приснилась ребенку в образе преследующей детей ведьмы. В данном случае сознательным материалом сновидения была сказка о Гензеле и Гретель. Из этого часто делают вывод, что рассказывать ребенку такие сказки не следует, считая, что здесь и коренится причина страха. Разумеется, это всего лишь ошибочная рационализация, и тем не менее ядро истины находится именно здесь, поскольку мотив ведьмы является по меньшей мере вполне подходящей и существующей уже с древних времен формой выражения для детского страха. Потому-то и вообще имеется такая сказка. Инфантильный страх ночи - это типичное явление, повторяющееся всегда и везде и с давних пор выражающееся в типичных мотивах сказок.
Однако сказки - это не что иное, как инфантильные формы легенд, сказаний и суеверий из "религии ночи" первобытного человека. То, что я называю "религией ночи", представляет собой магическую форму религии, смысл и цель которой заключается в обхождении с темными силами, чертями, ведьмами, колдунами и духами. Подобно тому как детская сказка является филогенетическим повторением древней религии ночи, так и детский страх является повторением психологии первобытного человека, филогенетическим реликтом.
То, что этот реликт проявляет известную жизнеспособность, отнюдь не является отклонением от нормы; ведь страх ночи, в той или иной степени свойственный в условиях цивилизации даже взрослому человеку, безусловно, не есть ненормальное явление. Только чрезмерный страх ночи может считаться ненормальным. И вопрос теперь заключается в следующем: при каких условиях эта боязливость усиливается? Может ли такое усиление объясняться только лишь выраженным в сказке архетипом ведьмы или же для объяснения должны быть приведены еще и другие основания?
Пожалуй, мы можем сделать архетип ответственным только за некоторую незначительную, нормальную, степень боязливости; и наоборот, бросающееся в глаза и кажущееся ненормальным ее увеличение должно иметь особые причины. Фрейд, как известно, объясняет этот страх столкновением инцестуозных устремлений ребенка с запретом инцеста. То есть он объясняет с позиции ребенка. Я нисколько не сомневаюсь в том, что дети могут иметь "инцестуозные" стремления в употребляемом Фрейдом широком смысле этого слова. Но у меня вызывает сомнение, можно ли сразу приписывать эти стремления sui generis [Своего рода, особого рода, своеобразный (лат.). - Перев.] детской психологии. Имеются серьезные основания считать, что психика ребенка по-прежнему зависит от психики родителей, особенно матери, причем настолько, что ее следует рассматривать прежде всего в качестве функционального придатка к психике родителей. Психическая индивидуальность ребенка проявится позже, лишь после того, как будет создана устойчивая непрерывность сознания. То, что ребенок вначале говорит о самом себе в третьем лице, является, на мой взгляд, явным доказательством безличности его психологии.
Поэтому я склонен объяснять возможные инцестуозные тенденции ребенка скорее из психологии родителей, так же как любые детские неврозы должны рассматриваться прежде всего в свете родительской психологии. Так, нередко причиной усилившегося инфантильного страха является особая "закомплексованность" родителей, то есть вытеснение и игнорирование ими определенных жизненных проблем. Все, что осаждается в бессознательном, принимает ту или иную архаичную форму. Если, например, мать вытесняет комплекс, который ей неприятен и вызывает у нее страх, то ей кажется, что ее преследует злой дух - "a skeleton in the cupboard" [Скелет в шкафу (англ.). - Перев.], - как говорят англичане. Эта формулировка означает, что комплекс уже принял форму архетипа. Ее мучают и преследуют "кошмары". Независимо от того, расскажет она теперь или нет "ночную", то есть "страшную", сказку своему ребенку, она заражает его собственной психологией и оживляет в душе ребенка архетипические образы страха. Возможно, у нее существуют эротические фантазии, связанные с другим мужчиной. Ребенок же является наглядным свидетельством ее супружеских отношений. Ее сопротивление им бессознательно направляется на ребенка, который должен быть отвергнут. На архаичной ступени это соответствует его смерти. Тем самым мать превращается в злую, пожирающую детей ведьму.
И в матери и в ребенке равным образом заложены архаичные возможности представлений, а та причина, которая впервые произвела на свет архетип в процессе человеческой истории и создавала его снова и снова, имеется и по сей день, вновь оживляя существующий с давних времен архетип.
Я не случайно выбрал именно этот пример детской манифестации архетипа. Ведь самым непосредственным первообразом является, пожалуй, мать; для ребенка она во всех отношениях - самое близкое и самое сильное переживание, возникающее к тому же в наиболее пластичном возрасте. Поскольку в детском возрасте сознание развито пока еще крайне слабо, то об индивидуальном переживании не может быть и речи: наоборот, мать представляет собой архетипическое переживание; она воспринимается в более или менее бессознательном состоянии не как определенная, конкретная личность, а как мать, как архетип, значение которого изобилует самыми разными возможностями. В последующей жизни этот первичный образ тускнеет и заменяется осознанным, относительно индивидуальным образом, и тогда кажется, что это и есть единственный возможный образ матери. В бессознательном же, напротив, мать, как и прежде, остается могущественным первообразом, который окрашивает и даже определяет в течение индивидуальной и сознательной жизни отношение к женщине, к обществу, к чувствам и к матери, но делает это, разумеется, настолько тонко, что сознание обычно ничего не замечает. Некоторые полагают, что речь идет просто о метафоре. Однако то, что многие мужчины выбирают себе жену, основываясь только на том, что она похожа или, наоборот, не похожа на мать, - факт совершенно конкретный. Мать Германия для немцев, как и 1а douce France для французов, составляет подоплеку политики, которую нельзя недооценивать и пренебрегать которой могут лишь оторванные от жизни интеллектуалы. Всеобъемлющие недра mater ecclesia столь же мало представляют собой метафору, как и земля-матушка, мать-природа и вообще "материя".
Архетип матери является для ребенка, пожалуй, самым непосредственным. Однако с развитием его сознания в поле его зрения попадает также и отец, оживляя архетип, природа которого во многих отношениях противоположна архетипу матери. Если материнский архетип соответствует китайскому понятию инь, то отцовский - понятию янь. Он определяет отношение к мужчине, к закону и государству, к разуму и духу, к динамике природы. "Отечество" означает границы, то есть определенную локализацию, почва же - это материнская земля, покоящаяся и плодородная. Рейн - это отец, как и Нил, как ветер, буря, гром и молния. Отец - это auctor и авторитет, а потому закон и государство. Он -


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: