Понятие массовой культуры

Массовая культура – это сложный социальный феномен XX века, представляющий собой особый тип производства и потребления культурных ценностей, характерный для массового общества. Антиподом массовой культуры является элитарная культура. Предпосылками возникновения массовой культуры явились, во-первых, демократизация культуры, то есть широкое приобщение индивидов к культурным ценностям. Во-вторых, индустриализация, создавшая массовое производство и соответственно массовое потребление, урбанизация как процесс сосредоточения населения и экономической жизни в городах. И, наконец, массовизация как процесс активного включения масс в жизнедеятельность общества. Но окончательное оформление и широкомасштабное распространение данного типа культуры связано с НТР, представляющей собой качественные изменения в области науки и техники, а также интенсивным развитием СМИ и усложнением информационного пространства, что привело к появлению новых способов хранения и трансляции информации, и, соответственно, возможности широкого тиражирования продуктов культуры. Специфика массовой культуры проявляется в целом ряде ее существенных характеристик. Массовая культура рассчитана на «усредненный» уровень развития массового потребителя, сформированного посредством культивирования ее же стереотипов. Она воздействует на базовые чувства людей, благодаря близости ее интенций к коллективному бессознательному, архетипичности эксплуатируемых ею образов (эротичность и «триллерность» массовой культуры). Данный тип культуры стимулирует пассивное, некритическое восприятие культурных ценностей и формирует устойчивый иммунитет к аналитическому, рациональному осмыслению не только псевдореалистической картины мира, созданной этой культурой, но и самой действительности (развлекает, отвлекает). Массовая культура характеризуется динамизмом, так как оперативно реагирует на изменение социальной реальности и потребности рынка с его быстро меняющимися запросами. В силу этого массовая культура представляет собой гибкую и открытую систему, способную к самообновлению и самосовершенствованию путем превращения уникальных ценностей других культур в предметы массового потребления. Продукты массовой культуры носят серийный и стандартизированный характер, так как процесс их создания осуществляется по аналогии с поточно-конвейерным производством (культурная индустрия). Массовая культура ориентирована на примитивизацию, то есть упрощение представлений о мире, о самом себе, тривиализацию культурных смыслов и языка их выражения. Массовая культура осуществляет эксплуатацию простоты и занимательности, культивирование насилия и посредственности. Массовая культура носит коммерческий характер, так как ее продукты становятся весьма выгодным товаром, а сама культура становится системой формирования потребительской идеологии и потребительского сознания реципиента (зрителя, слушателя, читателя). Она не только удовлетворяет потребительский спрос, но осуществляет его организацию. Массовая культура выполняет разнообразные функции, которые определяют ее место и роль в социуме.

Среди них можно выделить следующие:

· Адаптивная функция. Массовая культура обеспечивает приспособление индивида к изменяющейся природной и социальной реальности и в этом смысле предстает как один из механизмов социализации и идентификации личности. Однако, как правило, адаптация происходит путем пассивного подчинения личности социальным нормам. В результате личность полностью или частично утрачивает индивидуальность и соответственно уникальность (человек - масса).

· Функция манипуляции. Массовая культура управляет сознанием, формируя искусственные потребности и интересы.

· Аксиологическая функция. Массовая культура задает иерархию ценностей и жизненных ориентиров (идеалов) человека и общества в целом.

· Нормативная (регулятивная) функция. Массовая культура позиционирует определенную систему принципов и правил поведения, регламентирующих модели деятельности и общения индивида в обществе.

· Развлекательно-гедонистическая функция. Массовая культура выступает способом организации и заполнения досуга, а также удовлетворения сиюминутных запросов масс и получения удовольствия.

· Релаксационно-компенсаторная функция. Данный тип культуры способствует снятию напряжения и стресса. Она мифологизирует сознание и мистифицирует процессы, происходящие в действительности, создает упрощенные «версии жизни», отсылая человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез.

· Коммуникативная функция. Массовая культура сама является предметом коммуникации, она формирует образцы общения и даже может выступать субъектом общения, восполняя дефицит полноценного человеческого общения.

· Знаково-символическая функция. Массовая культура, обладая собственным знаковым кодом, маркирует степень престижности вещи и задает сложную социальную иерархию, закрепляемую посредством системы социально значимого потребления.

Функции массовой культуры динамичны, так как отражают процессы развития данной культурной системы в социуме. В середине XX века доминировали остро критические мотивы в оценке феномена массовой культуры. Затем их сменяют более спокойные, лояльные формы, а к концу XX века появляются даже апологетические оценки ее функциональных особенностей. Не в последнюю очередь это связано с тем, что содержательные и функциональные характеристики массовой и элитарной культуры как ее противоположности в эпоху постмодерна рассматриваются как подвижные и способные к взаимодействию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: