Общие условия формирования способностей. В способностях каждого
человека выражается концентрированный исторический и индивиду-
альный опыт деятельности. Накопленные предшествующими поколения-
ми знания составляют ту исходную основу, опираясь на которую лю-
ди могут ставить новые задачи и решать их. Достигнутый уровень
знания и культуры предъявляет новые требования к человеку^ к его
способностям. То, чего мог достигнуть в предшествующие истори-
ческие эпохи лишь выдающийся человек, теперь легко усваивает
школьник.
Следовательно, развитие способностей связано с овладением че-
ловеком накопленной в поколениях материальной и духовной культу-
рой, знаниями. Как справедливо указывает А. Н. Леон-тьев, "про-
цесс овладения миром предметов и явлений, созданных людьми в
процессе исторического развития общества, и есть тот процесс, в
котором происходит формирование у индивида специфически челове-
ческих способностей и функций"'.
Овладение культурой, знаниями происходит в процессе деятель-
|
|
ности индивида. В ходе деятельности человек, во-первых, познает
Твойства'материалов, психические качества людей, а также
србс_твенные_силы и возможности; во-вторых, приноравливает и
приспосабливает свои силы к требованиям деятельности;
в-третьих, формирует в себе недостающие свойства. Вот почему
деятельность необходимо рассматривать как источник и фактор фор-
мирования и развития способностей.
' Леонтьев А. Н. Биологическое и социальное в психике челове-
ка. Вопр. психологии, 1960, ј 6, с. 37.
377 Н. К. Крупская отмечала, что уже в игровой деятельности
маленького
ребенка начинают формироваться его способности. Ребенок стро-
ит из кубиков дом, переставляет в разные позиции оловянных
солдатиков, и в это время у него формируются некоторые пред-
посылки архитектурных и математических способностей.
Учебная деятельность создает возможность не только испы тать
ребенка во всех отношениях, но и формировать его всесторонне.
Роль обучения и воспитания в развитии способностей. В развитии
и формировании способностей особую роль играют обучение и воспи-
тание. Способности могут развиваться стихийно в процессе дея-
тельности, но для этого требуется и больше времени и больше сил.
Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют
образование ненужных звеньев в механизме деятельности.
В процессе обучения ребенок овладевает знаниями двух видов: о
событиях природной и общественной реальности и о способах реше-
ния теоретических и практических задач. Знания закономерностей
действительности и исторического опыта познания, накопленного
|
|
человечеством, обеспечивают человеку подго товленность к дея-
тельности и формирование способностей. Для формирования способ-
ностей особое значение имеет овладение рациональными способами
решения задач. Эти способы, будучи обобщены и стереотипизирова-
ны, становятся звеньями способностей.
В соответствии с дифференциацией двух видов знаний следует
различать уровень обученности и уровень обучаемости ученика. В
первом случае речь идет об определенном объеме и качестве знаний
о действительности, во втором - о сформирован-нocти-_гal-
киx...cвoйcтв, операций, способов умственной и практической дея-
тельности, которые обеспечивают дальнейшее продвижение учащегося
в учении и труде.
Соответствие обученности обучаемости является наиболее благоп-
риятным для развития личности. В тех случаях, когда имеет место
разрыв между этими явлениями, возникает, как справедливо указы-
вает Б. Г. Ананьев, парадоксальное явление, когда при дальнейшем
нарастании суммы усваиваемых знаний, навыков и умений происходит
застой или даже относительное замедление роста умственных сил,
способностей детей, особенно к обобщению и применению знаний на
практике.
Динамика развития способностей. Способности развиваются посте-
пенно, но неравномерно. В развитии способностей первичным факто-
ром является постепенное структурирование природных свойств при-
менительно к требованиям деятельности. Чувствительность глаза,
например, соотносится с сенсомоторной активностью руки при раз-
витии способности-гК живописи, слуховая чувст вительность - с
речедвигательной регуляцией у певца и т. п.
378 Иными словами, образуется определенная, единая специ-
альная сенсомоторная
организация индивида, составляющая опорное свойство его спо-
собности. В свою очередь эта сенсомоторная организация начи-
нает соотноситься с другими свойствами личности:
со специфическими видами памяти, образным, художественным или
научным мышлением, с особенностями эмоциональной отзывчивос-
ти' и характера.
Овладение знаниями и умениями в процессе деятельности и посте-
пенное их обобщение приводят к образованию специальных и
вместе с тем универсальных механизмов, или систем, деятель-
ности, обеспечивающих решение все усложняющихся новых задач.
На первом этапе развития способности имеют репродуктивный и
подражательный характер, но чем раньше и отчетливее выступают
оригинальные, творческие элементы, тем больше оснований гово-
рить об одаренности. В процессе обучения и воспитания можно
создать наиболее оптимальные условия для быстрого перехода
способности с одного уровня развития на другой, более высо-
кий. Для этого прежде всего необходимо обеспечить такие усло-
вия, чтобы ребенок как можно более активно решал учебные за-
дачи. Это возможно осуществить только тогда, когда воспита-
тель, учитель или классный руководитель научат ребенка самос-
тоятельно заниматься, сформируют у него необходимые для этого
обобщенные умения.
Благодаря этому способности переходят на^торой этап развития,
для которого характерны творческие элементы в деятель-' нос-
ти, самостоятельность в постановке и решении вопросов.
Так создаются внутренние предпосылки для саморазвития и само-
воспитания способностей.
Способности развиваются неравномерно: одни - раньше, дру-
гие-позже, по мере накопления знаний и опыта. Раньше всех на-
чинают развиваться музыкальные, затем изобразительные способ-
ности (дошкольный возраст). Поэтическое дарование бурно раз-
вивается в подростковом возрасте, из способностей к наукам
наиболее рано развиваются математические способности. У вели-
|
|
ких математиков математическая зрелость наступает в 20 лет.
Одни и те же способности могут развиваться то более быстрыми,
то более медленными темпами, в зависимости от условий дея-
тельности и воспитания.Так, какое-либо собственное открытие
способа действий или овладение новыми способами действий,
разработанными другими, создает новые возможности не только
для повышения продуктивности труда, но и для более быстрого
развития способностей. Наоборот, прекращение поисков, самоус-
покоенность и самоудовлетворенность могут резко снизить темп
раз вития способностей.
Неблагоприятно сказывается на развитии способностей чрезмерная
умственная или физическая перегрузка, приводящая к переутом-
лению и к снижению уровня трудоспособности.
379 Учителю о воспитании способностей. Учителю, развивающе-
му способности
учащихся, необходимо помнить о следующих основных условиях,
обеспечивающих успех его деятельности.
Первое условие - знать во всех отношениях щебенка, учитывать
его силы и возможности в раздыхучебных предметах, видах физичес-
кого труда и общественной работы. Это позволит выявить ту об-
ласть знаний и ту деятельность, к которой наиболее способен ре-
бенок по своим психофизиологическим свойствам, а вместе с тем
учесть те недостатки в его природной организации и развитии, на
которые нужно обратить особое внимание, чтобы развить нужные ка-
чества и образовать в случае надобности ком-пенсаторные механиз-
мы, необходимые для успешной деятельности, и тем самым усилить и
возможности реализации основной способности. Иными словами, зна-
ни.е-.ребедк.а.-во всех- отношениях является условием составле-
ния плана формирования его способностей.
Второе условие - обеспечить соответствие между уровнем обучен-
ности и уровнем обучаемости^ В практике работы школы одно время
обращали главное внимание на то, в какой степени ребенок овладел
определенным объемом знаний, и совершенно упускали из виду, нас-
колько ребенок овладел умением учиться, не учитывали, насколько
|
|
развилась у ребенка обучаемость, ко торая хотя и не равнозначна
способности, но включается в нее как один из внутренних компо-
нентов. Формирование обучаемости вместе с тем есть и процесс
формирования общих способностей индивида.
Третье условие - процесс обучения должен носить творческий ха-
рактер. Первостепенное значение имеет постановка перед учащимися
проблемных вопросов, творческих работ, задач, которые решаются с
помощью учителя, а затем все больше и больше самостоятельно са-
мими школьниками. Так постепенное обучение возбуждает активность
мысли детей, развивает их пытливость и творческое воображение,
формирует положительное отношение к учению, овладению знаниями.
При этом обучение должно воспитывать морально-волевые качества
учащихся, необходимые для творческой деятельности. В. Г. Белинс-
кий заметил, что, когда человек теряет нравственные достоинства,
его покидают ум и талант. Формирование нравственного идеала пе-
редового советского человека имеет существенное значение в ста-
новлении качественных особенностей способного человека.
Четвертое условие - сочетать обучение с практикой, с трудом.
Только при этом условии создаются универсальные связи и та "уме-
лость", которая обеспечивает успешное решение как теоретических,
так и практических задач. Знания о разных отраслях производства,
проба сил в различных видах труда имеют первостепенное значение
в выявлении склонностей и развитии способностей. Особое значение
имеет организация творческих заданий
380 в труде, без которых невозможно развить творческие силы
и способности
учащихся. Пятое условие -.вести, систематически профориента-
ционную работу, с тем
чтобы каждый школьник мог свободно выбрать в соответствии со
своими склонностями и способностями специальность и начать
готовиться к ней уже в школьный период жизни.
Шестое условие - формировать активные черты личности, и в пер-
вую очередь самостоятельность, трудолюбие и организованность,
без чего невозможна полная реализация потенциальных сил и
способностей индивида и максимальное их развитие в деятель-
ности.
Седьмое условие - правильно.,.. сочетать общие требования с
индивид.уальньш.\тдх.од.ам,.,к_,у.чащимся.
Способности могут развиваться неравномерно. Нередко временный
застой в их развитии понимается как определенный достигну-
тый'"потолок" или как неспособность. Однако достаточно бывает
выяснить причины застойности (переутомление, отсутствие усло-
вий для образования и совершенствования необходимых свойств
личности, потеря интереса или его переключение, трудности,
возникающие вследствие пробела в знаниях, и т. п.) и устра-
нить тормозы в развитии, как способности поднимаются на но-
вый, более высокий уровень развития.
Необходимо давать больше духовной "пищи" способным детям, с тем
чтобы они постоянно росли. Следует выявить склонности и раз-
вивать способности у так называемых неспособных учащихся:
ведь они "ни к чему не способны" потому, что мы просто не
знаем, к чему они способны, а это узнать необходимо. Следует
уделить должное внимание и так называемым "средним" учащимся,
так как за "средне" развитым ребенком нередко скрывается по-
тенциально богатая личность.
Указанные условия обеспечивают формирование у школьника необхо-
димых психических и нравственных свойств в их единстве, что и
составляет внутреннее условие образования цельной, активной
личности социалистического общества, способной творчески ре-
шать общественно значимые задачи. Выявление и формирование
способностей в широких массах, у подрастающих поколений - од-
но из условий дальнейшего материального и духовного развития
нашего общества.