Развитие и формирование способностей

Общие условия формирования способностей. В способностях каждого

человека выражается концентрированный исторический и индивиду-

альный опыт деятельности. Накопленные предшествующими поколения-

ми знания составляют ту исходную основу, опираясь на которую лю-

ди могут ставить новые задачи и решать их. Достигнутый уровень

знания и культуры предъявляет новые требования к человеку^ к его

способностям. То, чего мог достигнуть в предшествующие истори-

ческие эпохи лишь выдающийся человек, теперь легко усваивает

школьник.

Следовательно, развитие способностей связано с овладением че-

ловеком накопленной в поколениях материальной и духовной культу-

рой, знаниями. Как справедливо указывает А. Н. Леон-тьев, "про-

цесс овладения миром предметов и явлений, созданных людьми в

процессе исторического развития общества, и есть тот процесс, в

котором происходит формирование у индивида специфически челове-

ческих способностей и функций"'.

Овладение культурой, знаниями происходит в процессе деятель-

ности индивида. В ходе деятельности человек, во-первых, познает

Твойства'материалов, психические качества людей, а также

србс_твенные_силы и возможности; во-вторых, приноравливает и

приспосабливает свои силы к требованиям деятельности;

в-третьих, формирует в себе недостающие свойства. Вот почему

деятельность необходимо рассматривать как источник и фактор фор-

мирования и развития способностей.

' Леонтьев А. Н. Биологическое и социальное в психике челове-

ка. Вопр. психологии, 1960, ј 6, с. 37.

377 Н. К. Крупская отмечала, что уже в игровой деятельности

маленького

ребенка начинают формироваться его способности. Ребенок стро-

ит из кубиков дом, переставляет в разные позиции оловянных

солдатиков, и в это время у него формируются некоторые пред-

посылки архитектурных и математических способностей.

Учебная деятельность создает возможность не только испы тать

ребенка во всех отношениях, но и формировать его всесторонне.

Роль обучения и воспитания в развитии способностей. В развитии

и формировании способностей особую роль играют обучение и воспи-

тание. Способности могут развиваться стихийно в процессе дея-

тельности, но для этого требуется и больше времени и больше сил.

Обучение и воспитание ускоряют этот процесс, так как устраняют

образование ненужных звеньев в механизме деятельности.

В процессе обучения ребенок овладевает знаниями двух видов: о

событиях природной и общественной реальности и о способах реше-

ния теоретических и практических задач. Знания закономерностей

действительности и исторического опыта познания, накопленного

человечеством, обеспечивают человеку подго товленность к дея-

тельности и формирование способностей. Для формирования способ-

ностей особое значение имеет овладение рациональными способами

решения задач. Эти способы, будучи обобщены и стереотипизирова-

ны, становятся звеньями способностей.

В соответствии с дифференциацией двух видов знаний следует

различать уровень обученности и уровень обучаемости ученика. В

первом случае речь идет об определенном объеме и качестве знаний

о действительности, во втором - о сформирован-нocти-_гal-

киx...cвoйcтв, операций, способов умственной и практической дея-

тельности, которые обеспечивают дальнейшее продвижение учащегося

в учении и труде.

Соответствие обученности обучаемости является наиболее благоп-

риятным для развития личности. В тех случаях, когда имеет место

разрыв между этими явлениями, возникает, как справедливо указы-

вает Б. Г. Ананьев, парадоксальное явление, когда при дальнейшем

нарастании суммы усваиваемых знаний, навыков и умений происходит

застой или даже относительное замедление роста умственных сил,

способностей детей, особенно к обобщению и применению знаний на

практике.

Динамика развития способностей. Способности развиваются посте-

пенно, но неравномерно. В развитии способностей первичным факто-

ром является постепенное структурирование природных свойств при-

менительно к требованиям деятельности. Чувствительность глаза,

например, соотносится с сенсомоторной активностью руки при раз-

витии способности-гК живописи, слуховая чувст вительность - с

речедвигательной регуляцией у певца и т. п.

378 Иными словами, образуется определенная, единая специ-

альная сенсомоторная

организация индивида, составляющая опорное свойство его спо-

собности. В свою очередь эта сенсомоторная организация начи-

нает соотноситься с другими свойствами личности:

со специфическими видами памяти, образным, художественным или

научным мышлением, с особенностями эмоциональной отзывчивос-

ти' и характера.

Овладение знаниями и умениями в процессе деятельности и посте-

пенное их обобщение приводят к образованию специальных и

вместе с тем универсальных механизмов, или систем, деятель-

ности, обеспечивающих решение все усложняющихся новых задач.

На первом этапе развития способности имеют репродуктивный и

подражательный характер, но чем раньше и отчетливее выступают

оригинальные, творческие элементы, тем больше оснований гово-

рить об одаренности. В процессе обучения и воспитания можно

создать наиболее оптимальные условия для быстрого перехода

способности с одного уровня развития на другой, более высо-

кий. Для этого прежде всего необходимо обеспечить такие усло-

вия, чтобы ребенок как можно более активно решал учебные за-

дачи. Это возможно осуществить только тогда, когда воспита-

тель, учитель или классный руководитель научат ребенка самос-

тоятельно заниматься, сформируют у него необходимые для этого

обобщенные умения.

Благодаря этому способности переходят на^торой этап развития,

для которого характерны творческие элементы в деятель-' нос-

ти, самостоятельность в постановке и решении вопросов.

Так создаются внутренние предпосылки для саморазвития и само-

воспитания способностей.

Способности развиваются неравномерно: одни - раньше, дру-

гие-позже, по мере накопления знаний и опыта. Раньше всех на-

чинают развиваться музыкальные, затем изобразительные способ-

ности (дошкольный возраст). Поэтическое дарование бурно раз-

вивается в подростковом возрасте, из способностей к наукам

наиболее рано развиваются математические способности. У вели-

ких математиков математическая зрелость наступает в 20 лет.

Одни и те же способности могут развиваться то более быстрыми,

то более медленными темпами, в зависимости от условий дея-

тельности и воспитания.Так, какое-либо собственное открытие

способа действий или овладение новыми способами действий,

разработанными другими, создает новые возможности не только

для повышения продуктивности труда, но и для более быстрого

развития способностей. Наоборот, прекращение поисков, самоус-

покоенность и самоудовлетворенность могут резко снизить темп

раз вития способностей.

Неблагоприятно сказывается на развитии способностей чрезмерная

умственная или физическая перегрузка, приводящая к переутом-

лению и к снижению уровня трудоспособности.

379 Учителю о воспитании способностей. Учителю, развивающе-

му способности

учащихся, необходимо помнить о следующих основных условиях,

обеспечивающих успех его деятельности.

Первое условие - знать во всех отношениях щебенка, учитывать

его силы и возможности в раздыхучебных предметах, видах физичес-

кого труда и общественной работы. Это позволит выявить ту об-

ласть знаний и ту деятельность, к которой наиболее способен ре-

бенок по своим психофизиологическим свойствам, а вместе с тем

учесть те недостатки в его природной организации и развитии, на

которые нужно обратить особое внимание, чтобы развить нужные ка-

чества и образовать в случае надобности ком-пенсаторные механиз-

мы, необходимые для успешной деятельности, и тем самым усилить и

возможности реализации основной способности. Иными словами, зна-

ни.е-.ребедк.а.-во всех- отношениях является условием составле-

ния плана формирования его способностей.

Второе условие - обеспечить соответствие между уровнем обучен-

ности и уровнем обучаемости^ В практике работы школы одно время

обращали главное внимание на то, в какой степени ребенок овладел

определенным объемом знаний, и совершенно упускали из виду, нас-

колько ребенок овладел умением учиться, не учитывали, насколько

развилась у ребенка обучаемость, ко торая хотя и не равнозначна

способности, но включается в нее как один из внутренних компо-

нентов. Формирование обучаемости вместе с тем есть и процесс

формирования общих способностей индивида.

Третье условие - процесс обучения должен носить творческий ха-

рактер. Первостепенное значение имеет постановка перед учащимися

проблемных вопросов, творческих работ, задач, которые решаются с

помощью учителя, а затем все больше и больше самостоятельно са-

мими школьниками. Так постепенное обучение возбуждает активность

мысли детей, развивает их пытливость и творческое воображение,

формирует положительное отношение к учению, овладению знаниями.

При этом обучение должно воспитывать морально-волевые качества

учащихся, необходимые для творческой деятельности. В. Г. Белинс-

кий заметил, что, когда человек теряет нравственные достоинства,

его покидают ум и талант. Формирование нравственного идеала пе-

редового советского человека имеет существенное значение в ста-

новлении качественных особенностей способного человека.

Четвертое условие - сочетать обучение с практикой, с трудом.

Только при этом условии создаются универсальные связи и та "уме-

лость", которая обеспечивает успешное решение как теоретических,

так и практических задач. Знания о разных отраслях производства,

проба сил в различных видах труда имеют первостепенное значение

в выявлении склонностей и развитии способностей. Особое значение

имеет организация творческих заданий

380 в труде, без которых невозможно развить творческие силы

и способности

учащихся. Пятое условие -.вести, систематически профориента-

ционную работу, с тем

чтобы каждый школьник мог свободно выбрать в соответствии со

своими склонностями и способностями специальность и начать

готовиться к ней уже в школьный период жизни.

Шестое условие - формировать активные черты личности, и в пер-

вую очередь самостоятельность, трудолюбие и организованность,

без чего невозможна полная реализация потенциальных сил и

способностей индивида и максимальное их развитие в деятель-

ности.

Седьмое условие - правильно.,.. сочетать общие требования с

индивид.уальньш.\тдх.од.ам,.,к_,у.чащимся.

Способности могут развиваться неравномерно. Нередко временный

застой в их развитии понимается как определенный достигну-

тый'"потолок" или как неспособность. Однако достаточно бывает

выяснить причины застойности (переутомление, отсутствие усло-

вий для образования и совершенствования необходимых свойств

личности, потеря интереса или его переключение, трудности,

возникающие вследствие пробела в знаниях, и т. п.) и устра-

нить тормозы в развитии, как способности поднимаются на но-

вый, более высокий уровень развития.

Необходимо давать больше духовной "пищи" способным детям, с тем

чтобы они постоянно росли. Следует выявить склонности и раз-

вивать способности у так называемых неспособных учащихся:

ведь они "ни к чему не способны" потому, что мы просто не

знаем, к чему они способны, а это узнать необходимо. Следует

уделить должное внимание и так называемым "средним" учащимся,

так как за "средне" развитым ребенком нередко скрывается по-

тенциально богатая личность.

Указанные условия обеспечивают формирование у школьника необхо-

димых психических и нравственных свойств в их единстве, что и

составляет внутреннее условие образования цельной, активной

личности социалистического общества, способной творчески ре-

шать общественно значимые задачи. Выявление и формирование

способностей в широких массах, у подрастающих поколений - од-

но из условий дальнейшего материального и духовного развития

нашего общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: