double arrow

Методика определения уровня обученности

Диагностика обучаемости.

Обучаемость – это общая способность, восприимчивость к обучению. Сущес­твуют различные точки зрения по определению сущности обучаемости. Обучаемость не сводится к умственному развитию, а включает:

а) восприимчивость, готовность к умственному труду:

· сформированность умственных действий, степень развития таких характеристик мышления, как гибкость, самостоятель­ность, обобщенность, экономичность и других;

· готовность к ориентировке в новых условиях, к принятию дозиро­ванной помощи взрослых, к самоорганизации;

б) фонд действенных знаний;

в) темп продвижения в усвоении знаний;

г) познавательная активность, интересы и склонности (мотивация учения);

д) работоспособность, выносливость.

Психологи утверждают, что для определения обучаемости необходима комплексная диагностика, которую учитель должен проводить совместно с психологической службой школы. Педагоги-исследователи предлагают бо­лее упрощенные способы, которые помогают осуществить первичную диаг­ностику. Приводим один из них (по материалам П.И. Третьякова).

Ход исследования:

1.Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал базисного характера на 7-8 минут работы.

2.Учитель перед изучением нового повторяет материал, необходимый для усвоения новых знаний.

3.Учитель объясняет новый материал.

4.Учитель показывает образец применения нового материала в анало­гичной и измененной ситуациях.

5.Учитель проводит самостоятельную работу среди учащихся.

Задания для самостоятельной работы учащихся:

· Напишите, что вы узнали нового.

· Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.

· Выполните задания по образцу.

· Выполните задание в измененной ситуации.

Ключк определению уровня обучаемости:

Как только 3-4 ученика из класса выполнят задания - собрать рабочие записи у всех, если выполнены все задания, можно говорить о третьем, очень высоком уровне обучаемости школьника. Если справился с тремя за­даниями - второй уровень обучаемости. Если выполнены два и менее зада­ний - первый уровень. Измерение необходимо проводить по конкретному предмету нескольким учителям данного класса для того, чтобы результат был более объективным.

Обученность - это уровень и степень реально усвоенных знаний, умений и навы­ков. Раскроем более подробно содержание уровней усвоения:

1. Первый уровень - различение. Характеризует низшую ступень обу­ченности. Учащийся только отличает данный учебный элемент от аналогов. Самая низкая ступень овладения знаниями - в дальнейшем возможность только узнавания: ученик может лишь констатировать, что знания были получены раньше, но не может воспроизвести их. На вопросы учителя отве­чает односложно, пытаясь угадать правильный ответ.

2. Второй уровень - запоминание. Учащийся может пересказать содер­жание текста, правила без понимания пересказанного. Может отвечать на вопросы репродуктивного плана и в соответствии с последователь­ностью изложения материала в учебном пособии.

3. Третий уровень - понимание. Предполагает нахождение существен­ных признаков и связей предметов и явлений, вычленение их из массива несущественного на основе анализа и синтеза, применения правил логиче­ского умозаключения, установлении сходства и различия, сопоставления с имеющимися знаниями.

4.Четвертый уровень – применение с использованием простейших умений и навыков. Характеризует­ся тем, что умения проявляются как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности, навыки как умения, доведенные до автоматизма. Учащийся умеет применять на практике полученные теорети­ческие знания, решает задачи с использованием усвоенных законов и пра­вил, вскрывает причинно-следственные связи. Наличие необходимых элементарных уме­ний и навыков - показатель довольно высокой степени обученности.

5.Пятый уровень – перенос знаний и умений в новую ситуацию для решения новых задач. Обладающие высокой степенью обученности умеют обобщать, применять полученные знания в новой ситу­ации, «переносить» в нее усвоенные ранее понятия и закономерности. Уче­ник дает ответ на любой вопрос, решает любой пример и задачу по данной теме, находит оригинальные подходы к решению предложенных ему про­блемных ситуаций.

Главным средством определения обученности учащегося являются тесты, составленные по уровням сложности учебного материала на основе соблюдения необходимых правил к их разработке.

Ход исследования и правила:

I.Тест состоит из 5 видов вопросов:

· 1 - на воспроизведение («дай определение», «назови правило»,

«опиши...»);

· 2 - на понимание (тина «докажи», «почему», «сравни»);

· 3 - задание по принципу «сделай по образцу»;

· 4 - задание но принципу «выполни в новой ситуации»;

· 5 - задание повышенного уровня сложности (для его выполнения

необходимо знание, понимание и свободное владение изучаемым материалом).

II. Количество вопросов в каждом виде должно быть одинаковым.

III. Время теста не ограничено.

IV. Существует два варианта выполнения теста:

А) испытуемый должен последовательно работать над заданиями

с №1 по №4, пятое задание является необязательным,

Б) испытуемый работает только над пятым заданием.

V. Тест готовится для каждого уровня в отдельности.

Ключ к определению уровня обученности:

Если работа велась по варианту А: если выполнены все задания, мож­но говорить о пятом, очень высоком уровне обученности школьника. Если справился с тремя заданиями - четвертый уровень обученности. Если вы­полнены два - третий уровень, одно - второй уровень обученности. Если ученик с тестом не справился, то при личной беседе возможно диагностиро­вание первого уровня обученности.

Если работа велась по варианту Б: при выполнении испытуемым пято­го задания можно говорить о пятом уровне обученности, но если задание не выполнено, то тест считается не пройденным и учащийся должен выполнить его по варианту А.

В качестве примера приведем тест для определения уровня обученнос­ти по теме «Разноуровневое обучение».

1.Что такое разноуровневое обучение? Дайте определение.

2.Чем отличается разноуровневое обучение от дифференцированного подхода к учащимся?

3.Разработайте тест для определения уровня обученности конкретно для Вашего предмета по любой выбранной Вами теме.

4.Составьте развернутый план Вашего выступления на педагогическом совете по теме «Разноуровневое обучение».

5.Какие элементы разноуровневого обучения можно внести в классно-урочную систему для повышения ее эффективности?


Сейчас читают про: