Общая характеристика способностей человека

Понятие способности используется в быту для объяснения случаев, когда разные люди в одинаковых условиях добиваются разных успехов (особенно если эти успехи очень сильно разнятся между собой). В этой связи можно сразу указать на тот феномен, что люди вообще-то очень часто склонны выдавать своё "не хочу" за "не могу". Под этим "не хочу" может скрываться безволие, лень, низкая мотивация иные личностные особенности. И за этим "не могу" (низкими способностями) во многих случаях скрывается психологическая защита. Размытость бытового понимания феномена способностей оказало влияние и на теоретическую психологию.
Слово "способность" имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. Обычно способности тесно привязаны к тому или иному виду выполняемой деятельности: высокие способности - качественная и эффективная деятельность, низкие способности - некачественная и неэффективная деятельность.
Объясняют феномен способности обычно на основании одного из трёх представлений:
1) способности сводятся к всевозможным психическим процессам и состояниям, вытекают из их характерных особенностей у данного человека,
2) способности сводятся к высокому уровню развития общих и специальных знаний, умений и навыков (ЗУНов), обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности,
3) способности это не ЗУНы, а то, что обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
По последнему пункту надо сделать небольшое пояснение. Действительно, часто можно наблюдать, как два специалиста с одинаковым уровнем подготовки, при прочих равных (похожих) обстоятельствах добиваются разных успехов. Конечно, большое значение в жизни имеет случай. Однако для того, чтобы реализовывать свои ЗУНы на практике, тоже существуют условия: человек должен обладать активной жизненной позицией, быть волевым, целеустремлённым, рациональным и т.д.
Б. М. Теплов выделил три основных признака понятия "способность":
- индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого (если какое-то качество не уникально, как у всех, это не способность),
- индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или ряда деятельностей,
- способности могут существовать без ЗУНов.
Классический пример: знаменитый художник В. И. Суриков, не смог поступить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него ещё не было сформировано. Академические педагоги отказали Сурикову в поступлении в академию. Инспектор академии, просмотрев представленные Суриковым рисунки, заявил: "За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить!".
Преподаватели часто ошибаются и не могут отличить отсутствие ЗУНов от отсутствия способностей. Не менее распространена обратная ошибка: развитые ЗУНы воспринимаются как развитые способности (хотя молодой человек может быть просто "натаскан" своими родителями и предыдущими педагогами).
Тем не менее, в современной психологии и педагогике сложилось представление о том, что ЗУНы и способности тесно связаны. А именно: в овладении ЗУНами способности не только раскрываются, но и развиваются.
Как считал Б. М. Теплов, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Способности, которые не развиваются, со временем утрачиваются. Примеры областей человеческой деятельности, в которых развиваются способности:
- наука,
- музыка,
- техническое творчество,
- художественное творчество,
- литература,
- математика,
- спорт.
Тезис о необходимости развития способностей может иметь и биологический подтекст. Как показывают исследования, гены людей и животных могут находиться в активированном или не активированном состоянии. Условия среды обитания, образ жизни влияет на то, будут ли активизированы гены или не будут. Это ещё один механизм адаптации, придуманный природой для живых существ.

2У всех уровни развития способностей разнообразные. То есть не поддаются объяснению разумному, который позволил бы в полной мере понять одаренность или талантливость человека. Так обстоят дела на самом деле, без прикрас. И лишь только после этого, с максимальной бдительностью познать черты и способности. Не смею останавливаться на столь маловажных вещах в таком незначительном моменте.

Гораздо приятнее и перспективнее будет, если мы узнаем, какие вообще уровни существуют в природе. В частности подход окажется совсем иным, чем когда мы днями и ночами ломаем свои замечательные и умные мозги. Их надобно поддерживать в прекрасной чистоте, и в мыслительном процессе не допускать ошибок, способных нанести урон вашей карьере.

Что же, вы сначала смотрите на все сразу, не уделяя внимания, самым примечательным способностям. Если сталкиваемся с самым важным. Сейчас мы это узнаем. Особых затруднений при поиске никак быть не должно.

Легкий. Здесь нет места речам задорным. Человек не способен распознавать ложь по телевизору. Делает только то, что говорят ему. С этого начинается самое настоящее рабство. Сами подумайте, ты хочешь станцевать. Дальше что? Будет непосредственно выбор, а как он бывает? Смотришь на других, и самым тупым образом копируешь. Какая речь может идти о способностях, когда тебе знакомо лишь глупое кривляние и ничего более. Такую личность невыносимо жаль.

Уровни развития способностей закладываются только в голове. Можно сказать даже, это наше все. Главные решения принимаются с помощью этого органа. Он руководит нами во время стрессовых ситуаций, и дает шанс научиться оценить реально ситуацию. Вот перед тобой самая простая опасность. Некоторые просто не учитывают развитие свое, и бросаются в самое пекло. И погибают. Здесь имеется ввиду, не только физическое страдание. Только лишь умственно. Так лучше гораздо.

У легкого уровня нет особенностей. Души. Личного. Похоже на конвейер. Естественно есть такие, кто умудряется расположить к себе людей без этого. Каждая мыслишка старалась писаться с какой-нибудь личной вводной. Авторское сочинение. Я об этом. Должно быть время. Как у актера.

Как думаете, хватит ума, что в таких сих словах написать столько эмоций вместе с тем содержание отвечать всем требованиям будет?

Привет!
Прости, я никак не успеваю до 1 числа. Не хочу оправдываться, но с магазином навалилось проблем бумажных и плюс заболел, в полубреду все делаю, мысли путаются, закончить не получается как надо. Ничего если в течение 5 дней?..

Тяжелый уровень развития способностей. Не просто, ради какого уважения все делается. Все само автоматически. Можно определить, если напишу вам письмо такого содержания, когда не смогут пойти с вами погулять.

спасибо за такое пленительное и прекрасное предложение!

Идея очень хороша, и тем более я не думал, что возможно до такого додуматься! Очень оригинально, и вообще ты молодец!

Извини, что не поздравил тебя вчера с ДР., просто не знал.
Так с прошедшим тебя! Всех благ тебе желаю!

Я к великому сожалению не смогу попасть, по той простой причине, что в этот день важные дела, и отменить их не могу.

Ты очень оригинален и добр! Спасибо. Увидимся все равно!

Итак, не сложные примеры, думаю дали вам понять о том, какое же настоящее различие между всем этим. Полностью соглашусь, что уровни и способности даны нам всем от рождения. Но они находятся как всегда на самом первом уровне. Их никто не развивал. И поэтому вкус не удастся почувствовать. А если так, то нельзя судить о себе строго. С некоторой улыбкой подходите к разговору, и может, научитесь находить наиболее тонко уровни развития способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: