Замещение (Ersatz)

Самые обстоятельные исследования замещения принадлежат школе Левина (1935, р. 180-193), и, в частности, таким его ученикам, как Лисснер (1933), Малер (1933), Кепке (см. Lewin, 1935, р. 211-213 и 271-273) и Слиосберг (1934). Их интересовало, может ли напряжение, создаваемое задачей (Овсянкина, 1928), разряжаться, хотя бы частично, посредством замещающей деятельности и при каких условиях это происходит. Напряжение создавалось с помощью классического метода прерывания задачи. Можно утверждать, что деятельность, следующая за таким прерыванием, является замещающей, если по завершении этой деятельности не наблюдается стремления к возобновлению или продолжению прерванной задачи. Действительно, если деятельность не возобновляется, то это говорит о том, что произошла разрядка напряжения (Овсянкина, 1928), и это означает, что вторая деятельность действительно обладает подлинной функцией замещения.
А) Лисснер (1933), прерывая выполнение испытуемым первой задачи, предлагала ему новую задачу. Эта вторая деятельность выбиралась таким образом, чтобы можно было выявить те характеристики, от которых зависит замещающая ценность этой деятельности (легкость и сложность деятельности, сходство и отличие от первой задачи и т.д.). В табл. 2 представлены типичные результаты. Сложная деятельность (требующая больше времени) обладает большей замещающей ценностью по сравнению с легкой. При одинаковой сложности лучшим замещением является деятельность, сходная с первой задачей (например, выложить из мозаики сначала человека, а потом крест).

Таблица 2. Возобновление прерванных задач (средние данные, %)

Характер замещающей деятельности Без замещения
Легкая (N 30) Трудная (N 30)
отличающаяся сходная отличающаяся сходная
         

Б) Малер (1933) изучал замещающую ценность деятельности на различных уровнях "реальности". Допустим, испытуемый должен построить домик из кубиков; можно прервать этот процесс и попросить завершить постройку, просто дорисовав недостающие части или рассказав о том, каким образом он бы закончил постройку; можно попросить его всего лишь подумать о том, как можно было бы закончить строительство, не сообщая при этом экспериментатору своего плана. Эти три способа - рисунок или действие, рассказ и обдумывание - можно рассматривать как три уровня "реальности" поведения. Малер применил методику Лисснер (1933) с той лишь разницей, что после прерывания выполнения первой задачи он использовал в качестве замещающей деятельности не новую задачу, а завершение исходной задачи на замещающем уровне. Короткая пауза после завершения деятельности на замещающем уровне давала возможность увидеть, проявляется ли у испытуемого тенденция к возобновлению деятельности на уровне реальных действий. Табл. 3 показывает, что вербальная активность обладает меньшей замещающей ценностью по сравнению с моторной (рисование). В опытах с "конструктором" (Mosaikaufgabe) возобновление вслед за вербальным решением задачи имело место в 75% случаев (N=17), в то время как чисто интеллектуальному решению соответствовало 86% (N = 28). В другом исследовании (арифметические операции) на эти два уровня реальности приходятся соответственно 17 и 100%.

Таблица 3. Возобновление деятельности в случае активного и вербального замещения, %
(по: Mahler, p. 44)

Незавершенная деятельность (N 66) Завершение посредством активного замещения (N 71) Незавершенная деятельность (N 35) Завершение посредством вербального замещения (N 35)
       
Отношение: 2,2 Отношение: 1,6

В) Замещение и внутренняя цель. Замещающая ценность деятельности зависит главным образом от того, в какой мере в результате ее достигается цель исходной задачи. Малер проанализировал два эксперимента, исходная задача которых состояла в нумеровании ряда объектов. В первом испытуемый должен был нумеровать страницы, во втором от него требовалось написать номер рядом с каждым крестом, нарисованным на листе бумаги. После того как в обоих случаях этот процесс прерывался, испытуемого просили продолжить его устно. Замещающая ценность вербальных действий очень велика при нумеровании крестов (всего лишь 8% возобновлений в группе, состоящей из взрослых и детей) и очень мала при нумеровании страниц (85,5% возобновления деятельности с целью завершения исходной задачи). Анализ показывает, что моторная деятельность, связанная с нумерованием, различна в этих двух случаях. При нумерации страниц 'книги объект-цель действий воспринимается испытуемым как настоящее перечисление, предполагающее написание цифры на каждой странице. При нумерации крестиков, нарисованных на листе бумаги, основная задача состоит, с точки зрения испытуемого, в подсчете изображений. Таким образом, в последнем случае продолжение деятельности на вербальном уровне достигает внутренней цели задачи, тогда как в первом случае дело обстоит совсем по-другому. Важно экспериментально установить, что замещающая ценность действия зависит главным образом от того, насколько с его помощью удается реализовать внутреннюю цель исходной деятельности. Число возобновлений первоначальной деятельности в соответствующей серии экспериментов составляет в среднем 75% в случае, когда цель задачи не достигается в результате замещающей деятельности, и 13%, когда основная цель считается практически достигнутой. В контрольном эксперименте (прерывание задачи без последующего замещения) деятельность возобновлялась в 75% случаев в первой серии и в 60% - во второй (соотношение с экспериментальной группой: 75:75=1 и 60:13 = 4,6).


Печатается по изданию: Келли А. Дж. Теория личности. - СПб: Речь, 2000. - 139-177 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: