Государственные внешние заимствования Российской Федерации - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте
Внешний долг России подразделяется на:
• задолженность России по отношению к иностранным правительствам и долговые обязательства, гарантированные правительствами зарубежных стран;
• внешний долг иностранным коммерческим банкам. Долговые обязательства России иностранным банкам являются объектом свободной купли-продажи на мировом межбанковском рынке;
• задолженность внешнеторговых объединений по централизованным импортным поставкам, образовавшаяся до 1991г. В соответствии с Постановлением Совета Министров России такая задолженность будет оформляться в виде векселей, гарантированных Правительством РФ. Переговоры по урегулированию официальной задолженности Россия проводит в рамках Парижского и Лондонского клубов.
|
|
Парижский клуб — это группа главных государств — кредиторов мира. Если какая-либо страна-должник, испытывающая трудности в сбалансировании платежного баланса, начинает проводить программу оздоровления экономики с помощьюМВФ, Парижский клуб вносит свой вклад в решение финансовых проблем страны-должника. Для этого совместно с данной страной вырабатывается соглашение, позволяющее перенести сроки выплаты ее внешней задолженности. В результате появляется возможность преодолеть пассивность платежного баланса, не отказываясь при этом от необходимого импорта и выплачивая постепенно свои долги[4].
Для того чтобы внешний долг не превратился в острую экономическую проблему для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Т.е. проводить набор мер по предотвращению или смягчению долгового кризиса.
В их числе меры экономические (минимизация величины внешних заимствований, реструктуризация накопленной задолженности, повышение эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов, повышение возможностей госбюджета по обслуживанию внешнего долга), политические (поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с внешними кредиторами), социальные (обеспечение социальной стабильности), а так же по обеспечению национальной безопасности (прежде всего сохранение независимой от кредиторов внешней и внутренней политики).
Ключевым условием при проведении политики управления внешним долгом является возможность страны так использовать внешние заимствования, чтобы это обеспечило ей как достижение собственных целей, так и уменьшение внешнего долга[5].
|
|
В начале апреля 1993г. Россия подписала первое соглашение с Парижским клубом, по которому страна получила право не выплачивать по советским долгам в 1993г. 15 млрд. долл., ограничившись лишь выплатой 2 млрд. долл. процентных платежей.
В конце апреля 1996г. в Париже было подписано новое соглашение о долгосрочной реструктуризации российского долга кредиторам Парижского клуба. В соответствии с подписанным документом погашение долга Россией начинается в 2002г. и должно завершиться в 2020г. Это дает возможность приступить к погашению внешнего долга кредиторам Парижского клуба после выхода России из экономического кризиса, когда в стране начнется реальный подъем экономики. Подписание договора дало также России возможность самой стать членом этого клуба, что облегчит стране получение долгов со стран-неплательщиков, поскольку члены Клуба проводят солидарную политику по отношению к должникам
Лондонский клуб объединяет 600 банков. В него входят кредиторы, которые предоставили СССР ссуды без гарантий своих правительств.
С ним также была достигнута договоренность о долгосрочной реструктуризации российского внешнего долга на общую сумму 32 млрд. долл. США (в том числе 25 млрд. основной суммы долга и 7 млрд. долл. неоплаченных процентов по нему).
Этот долг был переоформлен на следующие 25 лет с предоставлением пятилетнего льготного периода.
Достигнутые соглашения с международными организациями позволяют сохранить годовые объемы платежей по погашению основного долга в 1997 — 2005 гг. в пределах 1% ВНП.
Следует отметить, что Россия получила отсрочку по погашению капитальной суммы долга. Это не относится к выплате процентов по нему. Только в 1999г. сумма процентных платежей должна составить 17,5 млрд. долл. США. Кроме того, еще один млрд. в год стоит обслуживание наших облигаций, размещенных на внешнем рынке. По краткосрочным обязательствам — ГКО задолженность нерезидентам составляет 20 млрд. долл. США. По состоянию на 1 января 1999г. внешний долг России составил 143,9 млрд. долл. США, из которых на советские долги приходится 103 млрд. долл. Вследствие тяжелого финансового кризиса и невозможности крупных платежей по внешнему долгу Правительство РФ вело переговоры с Парижским клубом кредиторов о списании долгов бывшего СССР.
Более чем в кредитах, Россия нуждается в инвестициях, поскольку именно инвестиции создают экономическую активность и реальное богатство.
Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная валютно - финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон - Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами.
На протяжении истекшего десятилетия кредиты МВФ выполняли двоякую роль. Они выступали источником пополнения доходной части бюджета и служил для внешних кредиторов гарантией принятия российским правительством мер, согласованных с МВФ и направленных на стабилизацию платежного баланса. Улучшение состояния платежного баланса страны и накопление валютных резервов должны были создать условия для бескризисного обслуживания внешнего долга.
31 января 2004 года Россия при помощи накопленной в стабфонде суммы полностью погасила долг МВФ в размере 3,3 миллиарда долларов. Досрочное погашение сэкономило 204 миллионов долларов процентных платежей.
Коммерческая задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 04.01.92г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов США (без учета просроченных процентов), в том числе на учете во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов США. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками и финансовыми институтами, в т. ч. входящими в Лондонский клуб). В рамках выполнения агентских функций Внешэкономбанком продолжается работа по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям Заявления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994г. В настоящее время выверка задолженности осуществляется при посредничестве 14 действующих в различных странах клубов кредиторов.
|
|
Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944г. Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.
Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется портфель займов общей суммой, превышающей $250 млрд.
Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXI в. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях.
|
|
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
Выплаты в счет погашения внешнего долга России в национальной и иностранной валюте в I квартале 2015 г. составят порядка $43,1 млрд. Это на 35,9% меньше выплат последнего квартала 2014 г. ($67,2 млрд), следует из графиков предстоящих погашений внешнего долга по состоянию на 1 октября 2014 г., опубликованных на сайте Центробанка.
Выплаты, осуществленные в I квартале, по основному долгу оцениваются в $36,6 млрд, процентов по долгу - $6,5 млрд. В январе выплаты составят $6,0 млрд, в феврале - $17,4 млрд, максимальными же они будут в марте - $19,7 млрд.
Во II квартале 2015 г. выплаты в счет погашения долга составят $27,3 млрд, в III квартале - $31,0 млрд.
Кроме того, по состоянию на 1 октября 2014 г. задолженность перед нерезидентами Российской Федерации на условиях до востребования составляла $36,5 млрд, не был определен график платежей по задолженности в сумме $30,8 млрд, отсутствовал график по задолженности в размере $18,7 млрд (в эту категорию внешнего долга включается просроченный долг, привилегированные акции в собственности нерезидентов и другая не имеющая графика погашения задолженность).
По предварительной оценке, внешний долг России на 1 января 2015 г. за минувший год снизился на 18% до $599,5 млрд. 1 января 2014 г. внешний долг государства составлял $728,86 млрд[6].