Опишите различия в системах брака, принятых в России и в не индустриальных обществах Восточной Африки?

Если попытаться выяснить соотношение традиционного и нового в современных обществах, то в брачных отношениях очевидно относительно поверхностное проникновение новых норм в мир африканских традиций.

Специфика брака в Африке прежде всего в его полифункциональности. Сложная система основанных на браке межгрупповых и межличностных связей отводит ему исключительную по значимости роль в традиционной общественной структуре.

Сфера отношений, регулируемых брачно-семейными нормами, здесь значительно шире, чем область семейного права в Европе, Северной Америке и в ряде стран Азии. В брачное право включаются отношения супружества, родства и свойства, трудовые обязательства, частично договоры партнерского типа, сложные экономические и социальные связи между семьями, внутрисемейные обязательства, за выполнением которых наблюдает семейный совет, и т. д.

Бахофен («Теория материнского права») считал, что раньше, в первобытных обществах был гетеризм (всеобщая моногамность) или промискуитете, т.е. существовал матриархат (гинекократия).

Можно выделить несколько основных типов отношений - моногамия и полигамия (полиандрия и полигиния). Полигиния - один мужчина и несколько женщин, полиандрия - одна женщина и несколько мужчин. [Почти у всех африканских народов издревле была принята полигамия — многобрачие. Большинство этнических групп придерживаются наиболее распространенной ее формы — полигинии (многоженства). Представление о браке как о широком объединении одного мужчины с несколькими женщинами имеет хозяйственную подоплеку. Для ведения хозяйства, особенно в условиях тропиков, необходимы сплоченные группы; они создавались на основе родства. У скотоводов многочисленная родственная группа могла содержать большие стада, обеспечивать их охрану, и в результате создавалась гарантия устойчивости хозяйственного объединения. При высокой смертности многоженство обеспечивало высокую рождаемость. Рождение сыношей увеличивало число работников и воинов; за дочерей получали скот, другие виды имуществ или жен для родственников. Земледельческие общины, как правило, основывались на переложном земледелии — трудоемкой обработке постоянно менявшихся участков. Полигамия создавала основу для обработки женским трудом большого количества земельных участков и для организации довольно больших хозяйств, когда земельный голод еще не ощущался. За мужчинами закреплялась обязанность подготовить земельные участки для обработки. На тяжелых работах использовался труд зависимых младших членов болыпесемейных коллективов — младших «братьев, сыновей, племянников, внуков. Труд мужчин сводится в основном к расчистке земельных участков из-под леса. На женах лежит обязанность обрабатывать поля, выращивать овощи и выполнять производительную домашнюю работу под руководством глав семей. Женщины обычно высаживают сельскохозяйственные культуры и убирают урожай. «Хотя в этой системе были элементы, благоприятствующие равенству общественного положения мужчины и женщины, в общем ею закреплялось подчиненное положение женщины»,— считает В. Б. Иорданский. Трудовые обязательства женщины закреплялись и поддерживались правом. В Африке урожаи собираются дважды в год, по мере вызревания разных культур. В течение девяти месяцев женщины сами обеспечивают питанием себя и детей. Поэтому большое число женщин-работниц в хозяйстве патриархальной семьи приносит выгоду.]возможно не понадобится

«Наряду с многоженством у ряда народов Африки распространена полиандрия. Такой тип брачных институтов был известен в Непале, в прошлом —на юге Цейлона и в некоторых других зонах мира. В начале века полиандрия была принята в центральных районах континента, у конголезских народов. Например, у леле (провинция Касаи, Заир) жене предписывалось выполнять супружеские обязанности по отношению к ряду родственников мужа.

Полиандрия лишь другая сторона понимания брака в качестве расширенного семейного договора. Разница, пожалуй, в том, что полигиния закрепляет за семьей мужа право на труд жен и на вдов после его смерти; полиандрия же предполагает права родственной группы на жену и при жизни мужа. Обычаи полиандрии у земледельческих народов, как правило, были связаны со стремлением рода сохранить нераздельность земельного фонда. У пастушеских народов смысл полиандрии —в цементировании единства группы. Некоторые обычно-правовые системы содержат комбинированные формы — сочетание элементов полигинии и полиандрии.

Например, в Эфиопии у этнической группы оромо (арси-гал-ла) в начале века была описана брачная форма, содержащая признаки обеих систем. У оромо браки полигамные. Но при заключении брака отец жениха избирает аланжи для будущей жены сына. Аланжи возглавляет свадебную процессию, а впоследствии посещает женщину на правах второго мужа. Муж, в свою очередь, становится аланжи в доме друзей. Аланжи — непременный спутник каждой жены. Спустя некоторое время после вступления в брак ей позволяется уже самой избрать «друга». «Друг», как и аланжи, обладает правом беспрепятственного входа в дом избранницы. Однако неограниченной свободы половых отношений у оромо нет: запрещалось в одно и то же время иметь нескольких «друзей».»

Левират – система, в которой если умирает мужчина, и его жена остается без средств к существованию, то его брат обязан взять ее в жены. Сорорат - тоже самое, только замена умершей сестры.

Льюис Генри Морган - эволюционист, общество развивалось стадиально, главная характеристика общественной эволюции - форма брака. В фокусе сексуального регулирования находятся всегда социальные отношения.

Все культурные системы первобытных народов — правила браков, термины родства, мифы — рассматриваются Леви-Стросом как своего рода языки, как бессознательно функционирующие означающие системы. Эта аналогия с языком обосновывает для него применение в этнологии (или иначе — в структурной антропологии) приемов и методов структурной лингвистики.

Так, система брака выступает как особого рода язык, позволяющий упорядочить обмен женщинами внутри социальной группы (член коллектива дает женщину одному партнеру, а получает от др. партнера внутри определенного круга лиц, связанных взаимными обязательствами). Тем самым возникает система, в которой множество операций обеспечивает общение между индивидами и переводит — вследствие запрещения инцеста — систему кровных отношений в отношения между свойственниками, а вся социальная жизнь трактуется как обмен взаимно дополнительными ценностями.

В отличии от не индустриальных обществ Восточной Африки в России юридически запрящена полигамия. В России в основном нуклеарные семьи, тогда как в Африке распространены сложные семьи. Кроме того в России не существует аналогов сорората и левирата. Более того, по закону в России брак = это добровольный союз, тогда как в Африке это зачастую далеко не так.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: