Результаты факторного анализа параметров темперамента

Факторный анализ различных параметров темперамента, полученных с помощью теста "День ребенка" и представленных соответствующими шкалами, проводился на группах МЗ, ДЗ близнецов и одиночно рожденных детей, представляющих все возрасты. Использовался метод главных осей. Он является одним из методов принципиального факторного анализа, используемых для определения структуры, образуемой исходными шкалами. Относительно небольшой процент объясняемого общего разброса данных обусловлен тем, что при факторизации используется только та часть дисперсии, которая считается общей для нескольких переменных, - это становится основанием для включения их в один фактор. Результаты анализа были подвергнуты варимакс-вращению.

Таблица 1. Результаты факторного анализа параметров темперамента (выделены значимые факторные нагрузки)

Шкалы МЗ близнецы ДЗ близнецы Одиночно рожденные
1-й 2-й 3-й 4-й 1-й 2-й 3-й 4-й 1-й 2-й 3-й 4-й
Слабое напряжение –0.06 –0.72 –0.67 –0.24 –0.27 –0.94 –0.18 –0.22 –0.31 –0.91 –0.88 00.10
Пассивность 00.01 –0.64 –0.53 –0.22 –0.23 –0.84 –0.08 –0.26 –0.22 –0.15 –0.84 00.25
Самостимуляция –0.23 00.02 –0.32 –0.13 –0.13 0.07 –0.91 –0.04 –0.36 –0.05 0.04 –0.35
Среднее напряжение 00.22 –0.02 0.93 –0.08 0.25 0.74 0.52 0.02 0.31 0.38 0.86 –0.12
Контроль 0.55 –0.23 0.22 0.01 0.22 0.28 0.35 0.00 0.31 0.21 –0.03 0.03
Защитные реакции 0.58 –0.20 –0.13 0.09 0.63 0.25 0.12 0.04 0.50 0.21 0.03 –0.28
Чистоплотность 0.69 –0.15 0.18 0.25 0.61 0.47 0.21 0.11 0.66 0.28 0.27 0.34
Ориентация на человека 0.06 0.07 0.54 0.16 0.20 0.34 0.49 0.56 0.27 0.17 0.67 –0.11
Автономность 0.90 0.03 0.20 0.24 0.77 0.38 0.28 –0.09 0.81 0.06 0.36 0.30
Ориентация на вещи –0.01 –0.30 0.35 –0.13 –0.17 0.12 0.37 –0.71 0.04 0.39 0.38 0.48
Неприятные ощущения –0.34 0.56 0.14 –0.18 –0.21 –0.36 0.13 0.31 –0.15 –0.32 0.13 –0.44
Неориентированные разрядки 0.37 0.82 0.32 0.05 –0.17 –0.10 –0.72 0.06 –0.25 –0.84 –0.09 0.25
Высокое напряжение –0.17 0.79 –0.26 0.36 –0.03 –0.15 –0.73 0.21 –0.05 –0.85 –0.05 0.01
Послушание матери 0.85 0.03 0.19 0.15 0.69 0.51 0.09 –0.11 0.82 0.09 0.28 0.09
Любовь к матери 0.63 0.30 0.21 0.08 0.56 0.11 0.15 0.29 0.68 –0.09 0.37 –0.13
Подражание матери 0.79 0.01 0.19 0.24 0.81 0.22 0.12 –0.05 0.83 0.02 0.37 0.15
Зависимость от матери 0.03 0.25 0.04 –0.07 –0.05 –0.11 0.27 0.51 –0.04 –0.46 0.28 –0.52
Агрессия к матери 0.34 0.25 0.12 0.51 0.60 –0.30 0.25 0.01 –0.41 –0.51 0.49 0.22
Реакции на мать 0.11 0.53 –0.14 0.12 0.37 –0.15 0.25 0.01 0.51 0.39 0.30 –0.06
Послушание отцу 0.62 –0.02 0.09 0.41 0.76 0.28 0.18 0.05 0.82 0.14 0.22 0.05
Любовь к отцу 0.19 0.01 0.11 0.71 0.73 –0.07 0.05 0.27 0.53 –0.03 0.51 0.03
Подражание отцу 0.43 –0.17 0.11 0.68 0.78 0.11 0.22 ,0.12 0.74 0.15 0.37 0.19
Агрессия к отцу 0.08 0.13 0.06 0.74 0.41 –0.47 –0.54 –0.21 0.32 –0.21 0.42 0.11
Реакции на отца 0.34 0.14 –0.07 0.51 0.67 0.01 0.24 0.22 0.67 –0.19 0.21 –0.03
Чистоплотность 0.69 –0.18 0.18 0.31 0.61 0.25 0.48 –0.04 0.66 –0.39 0.24 0.22
Страх незнакомого 0.10 0.12 0.03 0.03 0.13 –0.01 0.20 0.16 –0.01 –0.05 0.10 –0.62
% дисперсии                        

Как можно видеть из табл. 1, у всех групп темперамент образует 4-факторную структуру, однако содержание факторов несколько различается у разных групп близнецов и одиночно рожденных детей. В 1-й фактор, объясняющий наибольший процент дисперсии, входят в основном шкалы отношений с родителями, а также автономность и защитные реакции. Его можно обозначить как фактор социабельности или адаптации к социальному, окружению (шкала автономности оценивает навыки самообслуживания, а защитные реакции могут выступать как социально приемлемая форма поведения). Следует отметить, однако, что если у ДЗ близнецов и одиночно рожденных детей в этот фактор входят шкалы отношений как с матерью, так и с отцом, то у МЗ - преимущественно "материнские", а шкалы отношений с отцом образуют 4-й фактор, объясняющий весьма небольшой процент разброса данных. У одиночно рожденных детей содержание 1-го фактора весьма сходно с содержанием его у ДЗ близнецов, что говорит о значимости развитых отношений с родителями для формирования эмоциональной регуляции поведения у этих групп детей.
Во 2-м факторе представлены шкалы крайних состояний напряжения. У МЗ - это шкалы высокого и низкого напряжения, а также связанные с ними шкалы неориентированных разрядок, неприятных ощущений и пассивности, у ДЗ - шкалы, преимущественно связанные со средним напряжением и противоположными ему слабым напряжением и пассивностью. У одиночно рожденных детей в этот фактор входят шкалы высокого напряжения и неориентированных разрядок. Таким образом, у МЗ близнецов, видимо, имеются трудности с поддержанием состояний среднего напряжения. У ДЗ близнецов наибольшую проблему для регуляции их поведения представляют состояния слабого напряжения, а у одиночно рожденных детей - высокого напряжения.
Наибольшие нагрузки по 3-му фактору у МЗ близнецов получили шкалы среднего напряжения и ориентации на человека, видимо, как средство поддержания оптимального уровня эраузала. У ДЗ близнецов 3-й фактор включает шкалы высокого напряжения, неориентированных разрядок и агрессии к отцу. У одиночно рожденных детей шкалы слабого напряжения, пассивности в этом факторе находятся в оппозиции к шкалам среднего напряжения, ориентации на людей и автономности, также предполагающих хорошую эмоциональную регуляцию. Таким образом, в 3-м факторе у МЗ близнецов и одиночно рожденных детей представлены способы компенсации негативных состояний, а у ДЗ - состояния высокого напряжения, которые можно рассматривать как средство компенсации пассивности. Как отмечалось выше, для ДЗ именно состояния низкого напряжения, пассивность оказывают наиболее негативное влияние на регуляцию поведения.
4-й фактор у МЗ близнецов, как уже говорилось, является фактором отношений с отцом, а у ДЗ близнецов и одиночно рожденных детей он представляет слабо интерпретируемый фактор, где на одном плюсе находятся шкалы зависимости от матери и боязни незнакомого человека, а на другом - ориентации на предметы. Очевидно, ориентация на предметы - это способ компенсации негативных состояний, представленных соответствующими шкалами.
Факторный анализ структуры темперамента приводит нас к следующим выводам. Наблюдается близость факторной структуры у ДЗ близнецов и одиночно рожденных детей. Наибольшее влияние на становление эмоциональной регуляции в первые три года жизни оказывают отношения с родителями. Данные выводы подтверждаются также результатами иерархического факторного анализа, проведенного вследствие неортогональности первоначально полученных факторов. У всех групп детей был выделен фактор 2-го порядка (влияющий на дисперсию всех шкал), включающий шкалы автономности, чистоплотности, подражания матери и отцу и послушания отцу. Можно считать, что эти шкалы являются определяющими для развития эмоциональной регуляции детей в возрасте до трех лет (т.е. отношения с родителями и навыки самостоятельности). Необходимо отметить, что у МЗ близнецов наиболее значительное влияние на развитие эмоциональной регуляции оказывают отношения с матерью, а для ДЗ близнецов и одиночно рожденных детей столь же важны и отношения с отцом.
Основной проблемой в регуляции поведения в первые три года жизни для МЗ являются, по-видимому, состояния крайнего напряжения (они определяют 2-й фактор в анализе), в то время как для ДЗ близнецов - преимущественно состояния слабого напряжения, а для одиночно рожденных детей - состояния высокого напряжения. ДЗ близнецы и одиночно рожденные используют стратегию ориентации на человека в качестве компенсации регуляторных проблем, тогда как данная стратегия выражена в меньшей степени у МЗ, использующих преимущественно регуляторную стратегию ориентации на предметы.
Результаты факторного анализа, проведенного по укрупненным возрастным группам (один год, два года, три года), подтверждают это. Значимыми для развития эмоциональной регуляции на протяжении всего исследуемого периода являются отношения с родителями, особенно в первый год жизни. Основной задачей регуляции поведения для МЗ близнецов выступает преодоление состояний высокого напряжения, а для ДЗ и одиночно рожденных детей - состояний слабого напряжения. К трем годам у ДЗ и одиночно рожденных детей 1-й, наиболее весомый, фактор определяется шкалами, предполагающими хорошую эмоциональную регуляцию (шкалы среднего напряжения, контроля, ориентации на людей). У МЗ близнецов в этом же возрасте 1-й фактор составляют шкалы, свидетельствующие о проблемах контроля поведения (слабое напряжение, неприятные ощущения, реакции на отца). Таким образом, ДЗ близнецы более успешно, чем МЗ, компенсируют (хотя все же не окончательно) имеющиеся у них проблемы в регуляции поведения.
Для уточнения полученных результатов было проведено сопоставление данных опроса родителей по тесту на определение темперамента "День ребенка" и по поведенческой шкале теста Бейли, заполняемой двумя экспериментаторами в ходе наблюдения за детьми.

Сопоставление данных по тесту "День ребенка" и поведенческой шкале теста Бейли

В целях выявления устойчивых поведенческих особенностей детей и взаимосвязей между ними был проведен корреляционный анализ шкал теста "День ребенка" и субшкал поведенческой шкалы теста Бейли. Он осуществлялся по таким же укрупненным группам, как и факторный анализ. Результаты одиночно рожденных детей не рассматривались ввиду малочисленности выборки.
В 1-й год жизни у МЗ и ДЗ близнецов с поведенческой шкалой теста Бейли наиболее тесно связаны шкалы отношений с родителями (послушание и подражание матери и отцу, зависимость от матери). Однако у МЗ близнецов больше всего корреляций с субшкалой ориентации и вовлеченности, а у ДЗ близнецов - с субшкалой эмоциональной регуляции, причем у них эти корреляции отрицательны. Возможно, данный факт связан с сильной привязанностью ДЗ к родителям и большей дезорганизацией их деятельности в стрессовой ситуации тестирования. Существенной особенностью МЗ близнецов является тесная отрицательная взаимосвязь слабого напряжения и пассивности с поведенческой шкалой теста Бейли.
На 2-м году жизни у МЗ основная проблема высокое внутреннее напряжение, реализующееся в неориентированных разрядках и агрессии преимущественно по отношению к матери. Эти шкалы имеют значимые отрицательные корреляции со всеми субшкалами поведенческой шкалы теста Бейли. У ДЗ близнецов такая проблема существует, но она менее выражена (меньшее количество связей между тестом "День ребенка" и поведенческой шкалой теста Бейли). ДЗ близнецы более успешны, чем МЗ, в контроле внутреннего напряжения (шкала среднего напряжения положительно коррелирует со всеми субшкалами поведенческой шкалы). Регуляция поведения, измеренная по тесту Бейли, связана у ДЗ близнецов с контролем над собственным телом (корреляция общей оценки поведения со шкалой чистоплотности). Отрицательные корреляции обеих субшкал и общей оценки поведения со шкалами отношений с родителями (послушание отцу) у ДЗ близнецов могут быть связаны с растущей самостоятельностью детей и как следствие - попытками сепарации от родителей и непослушанием.
На 3-м году и для МЗ и для ДЗ близнецов существенным оказывается умение организовать свое поведение в присутствии незнакомого человека (шкала боязни незнакомого отрицательно коррелирует со всеми субшкалами поведенческой шкалы теста Бейли и с общей оценкой поведения), что является важным показателем сформированности регуляции поведения. МЗ близнецам в этом возрасте в регуляции поведения мешает избыток внутреннего напряжения, у ДЗ близнецов, видимо, продолжается процесс сепарации от родителей (отрицательная корреляция общей оценки поведения с послушанием отцу) и вырабатываются внутренние средства регуляции.
Имеющиеся у близнецов трудности в регуляции их состояния и поведения и сходную динамику их преодоления подтверждают также данные, полученные при помощи анкеты, выявляющей наличие и характер стереотипии у детей.
Стереотипии у близнецов наблюдаются во всех возрастах - от 4-5 до 42 мес. У ребенка в среднем имеется 2-3 стереотипные формы поведения. На первом месте - сосание пальцев и предметов (во всех возрастах), на втором - однообразные движения ногами и руками, пальцами; достаточно часто встречается качание тела, являющееся более грубой формой стереотипии (от 40% в 18 мес. до 14% в 30 мес.), а в старших возрастах - монотонное хныканье. Наиболее неблагополучным в отношении всех регулятивных проблем (наличие стереотипии, нарушения засыпания и сна, трудности в регулировании поведения ребенка родителями, отвлекаемость) оказывается возраст от 12 до 24 мес. В два года у близнецов наблюдается снижение показателей ментального развития [15]. Это говорит о глобальности процессов регуляции поведения, проявляющейся в данном случае как в проблемах регуляции эраузала (стереотипии), так и в сложностях при выполнении когнитивных задач (тест Бейли). Более подробно соотношение эмоциональной и когнитивной сторон в регуляции поведения будет рассмотрено далее. К старшему возрасту у близнецов уменьшается число как стереотипии (от 2.8 в среднем в 4 мес. до 1.7 в среднем в 36 мес.), так и отмечаемых родителями проблем в поведении. Так, количество детей, чье поведение, по словам родителей, "трудно регулировать в течение дня", снижается с 40% в 18 мес. до 25% в 36 мес., а количество часто отвлекающихся детей снижается с 55% в 18 мес. до 28% в 36 мес.
Таким образом, результаты разных тестов показывают одну и ту же тенденцию в развитии регуляции поведения у детей-близнецов раннего возраста. В 1-й год жизни наибольшее значение имеет внешняя регуляция поведения в лице родителей, на 2-м году начинается сепарация детей от родителей (растет автономность, самостоятельность), при этом усиливаются проблемы регуляции поведения, проявляющиеся прежде всего в трудностях поддержания оптимального уровня эндогенного напряжения. На 3-м году у детей продолжается выработка внутренних средств регуляции, причем у ДЗ близнецов адекватная эмоциональная регуляция развивается более успешно, чем у МЗ. В целом для МЗ близнецов основной проблемой в регуляции поведения на протяжении первых трех лет жизни является избыток (или реже недостаток) внутреннего напряжения, а у ДЗ - отношения с родителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: