Соотношение темперамента близнецов с их когнитивным и психомоторным развитием

Как уже отмечалось, темперамент оказывает влияние на успешность адаптации не только в социальной, но и в когнитивной сфере [36]. Для выявления роли темперамента в формировании различных сторон регуляции поведения были рассмотрены корреляции шкал теста "День ребенка" со шкалами ментального и психомоторного развития теста Бейли, а также с выделенными в них субшкалами.
В 1-й год у МЗ близнецов параметры темперамента больше всего коррелируют с субшкалами развития грубой моторики, поддержания позы, зрительно-слуховых и зрительно-мануальных координации. У ДЗ близнецов больше всего корреляций параметров темперамента наблюдается с субшкалой зрительных координации, общим показателем психомоторного развития, субшкалами поддержания позы и грубой моторики. В этом возрасте ведущим является развитие локомоций, и регуляция поведения связана прежде всего с контролем позы и движений.
На 2-м году у МЗ близнецов по-прежнему наиболее тесно связанными с параметрами темперамента остаются общая оценка психомоторного развития и субшкалы поддержания позы и тонкой моторики. У ДЗ близнецов на первом месте - количество корреляций с субшкалой речевого развития, на втором - с субшкалой экстраполяции и грубой моторики. Можно предположить, что ДЗ близнецы перешли на более высокую ступень регуляции - при помощи речи, у МЗ близнецов практически ничего не изменилось по сравнению с предыдущим возрастом.
На 3-м году у МЗ и ДЗ близнецов происходит резкое изменение структуры корреляций. Теперь у МЗ наиболее связанными с темпераментальными показателями оказываются субшкалы экстраполяции, речи и субшкала зрительного восприятия и внимания. У ДЗ такими шкалами являются субшкалы счета и зрительного восприятия и внимания. Таким образом, к трем годам МЗ компенсируют недостаток контроля в когнитивной и психомоторной сферах. У ДЗ это происходит раньше, на 2-м году, а на 3-м году они активно осваивают более сложные процессы (зрительное распознавание и счет). Эти данные согласуются с результатами, представленными в работе Е.А. Сергиенко и Т.Е. Рязановой [15], где показано, что факторы биологического риска компенсируются для развития общей когнитивной способности у ДЗ близнецов к двум годам, а у МЗ - к трем. Для психомоторного развития компенсация происходит в один и два года соответственно.
У одиночно рожденных детей корреляции параметров темперамента с показателем когнитивного развития (MDI) в 1-й год наблюдаются только со шкалами контроля (0.39) и чистоплотности (0.39), что говорит о тесной связи у них эмоциональной и когнитивной составляющих регуляции поведения. На 2-3-м году MDI и PDI связаны у них только с реакцией на мать (-0.60, - 0.73) и с подражанием ей (0.62, 0.53). То есть для когнитивного развития одиночно рожденных детей в этом возрасте особенно важно взаимодействие с матерью и умение строить действия по образцу.
Таким образом, наблюдается гетерохронность в развитии разных компонентов регуляции поведения (эмоционального, когнитивного, контроля действий). Контроль действий складывается наиболее рано, в 1-й год жизни, как у МЗ, так и у ДЗ близнецов. В развитии когнитивного компонента регуляции поведения ДЗ близнецы обгоняют МЗ уже к двум годам, а существенные различия в формировании эмоциональной регуляции становятся очевидными только на 3-м году жизни.
Причины этих различий между моно- и дизиготами обусловлены особенностями родительского отношения к близнецам и генетическими факторами.
Следующим шагом в нашей работе было изучение вклада генетических и средовых факторов в становление контроля поведения у детей-близнецов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: