Методика

Испытуемые. В эксперименте принимали участие семьи монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) однополых близнецов. Исследования детей проводились в следующие возрастные периоды: 4-5; 7-9; 12-14; 16-18; 24-26; 30-32 и 36 мес. Исследование продолжается; результаты, изложенные в данной статье, получены при 75 парных обследованиях МЗ и 68 - ДЗ близнецов. Для сравнения были взяты 58 одиночно рожденных детей тех же возрастов.
Методы исследования. Для оценки темперамента, особенностей эмоциональной регуляции и стиля родительского отношения применялся тест-опросник Ж. Баллеги "День ребенка" [20]. Он позволяет оценить темперамент ребенка, особенности его отношений с окружающими (родителями, сиблингами, незнакомыми), а также тип семейного воспитания. Автор теста определяет темперамент как эмоциональный стиль, который представляет собой индивидуальный способ регуляции процессов эраузала и предпочитаемые каналы разрядки внутреннего напряжения. Индивидуальное сочетание темперамента и содиальных взаимодействий называется характером [20]. Кроме того, с помощью опросника определяется стиль семейного воспитания, благодаря чему можно оценить также средовые влияния на формирование поведенческой регуляции. Опросник позволяет оценить 28 параметров характера ребенка и 14 параметров стиля семейного воспитания.
Тест стандартизован на выборке французских детей. На русскоязычной выборке адаптация теста не проводилась, однако при проверке надежности шкал (ос Кронбаха) были получены достаточно удовлетворительные результаты. У шкал ребенка а Кронбаха преимущественно находится в интервале от 0.96 (автономность) до 0.40 (неприятные ощущения). Для шкал семьи а Кронбаха несколько ниже, в среднем 0.44 (от 0.22 - образование матери до 0.65 - строгость матери). В исследованных возрастных интервалах сохраняются значимые корреляции между шкалами, выделенными автором в отдельные группы (признаки зрелости: среднее напряжение, контроль, автономность; группа, состоящая из шкал высокого напряжения и неориентированных разрядок на одном полюсе и пассивности и слабого напряжения - на другом). Поскольку большинство шкал в тесте относятся непосредственно к темпераментальным характеристикам и особенности отношений с окружающими также можно рассматривать как темпераментальную черту (аналог социабельности, например, в подходе Р. Пломина), мы сочли возможным говорить в дальнейшем о результате оценки ребенка по тесту Баллеги как о темпераменте. Все это позволило считать тест адекватным инструментом для оценки темперамента и стиля семейного воспитания.
В тесте "День ребенка" выделено 4 типа характера: трудный (высокое напряжение, слабый контроль, агрессивные реакции), стеничный (преобладает среднее напряжение, хороший контроль, позитивные и агрессивные реакции), легкий (сбалансированное напряжение, умеренный контроль, скорее позитивное, чем негативное, отношение к окружающим), пассивный (низкое напряжение, слабый контроль, отношения с окружающими развиты слабо). Трудный и пассивный характеры рассматриваются как крайние варианты нормы, которые могут быть основой для последующей дезадаптации ребенка. Поэтому наличие у него легкого или стеничного характера (что предполагает средний или высокий уровень контроля, хороший баланс различных степеней напряжений с преобладанием среднего, достаточно высокие баллы по шкалам, означающим наличие развитой регуляции поведения - автономность, чистоплотность, послушание и подражание матери и отцу и т.д.) мы рассматривали как более благополучный вариант с точки зрения формирования регуляции эмоций и действий, чем трудный и пассивный характеры.
Выделено также 4 типа семейного воспитания: чрезмерно стимулирующая семья (интенсивные отношения родителей с ребенком, высокие требования к его воспитанию), любящая (также интенсивные отношения с ребенком, но более позитивные; родители менее строги и многое ему позволяют), строгая (мать заботится о ребенке только тогда, когда необходимо, очень строга и ригидна, отец также ведет себя жестко), пассивная (родители не особенно интересуются ребенком, мать не строга и не уделяет большого внимания его воспитанию).
Для сравнения оценок темперамента, полученных при опросе родителей, мы использовали поведенческую шкалу теста Н. Бейли (BSID-2, 2-я редакция, 1993). Шкала оценки поведения состоит из 30 пунктов, касающихся поведения ребенка во время тестирования. Частота проявления или степень выраженности каждого вида поведения определяется по 5-балльной шкале. Оценка проводится по наблюдениям двух экспертов за поведением ребенка в ситуации тестирования. При факторизации шкалы сгруппировались в три более общих показателя: ориентация/вовлеченность в задание (широта и устойчивость внимания, направленность на цель), эмоциональность/экстравертированность (эмоциональный тон, пугливость, стремление к общению, фрустрированность и т.д.) и активность (моторное качество выполнения, интенсивность движений, регуляция двигательной активности, тонкая и грубая моторика). Только субшкалу эмоциональной регуляции автор теста определяет как темпераментальную, но две другие субшкалы также можно рассматривать как имеющие непосредственное отношение к темпераменту [23]. Многие авторы использовали данную шкалу поведения для оценки темпераментальных факторов младенцев (см., например, [6, 7]).
Для оценки когнитивного и психомоторного развития использовался тест "Шкалы развития младенцев" Бейли [23].
Рассматривались показатели когнитивного развития ребенка, выраженные в индексах ментального и психомоторного развития (MDI и PDI соответственно), а также субшкальные индексы. Субшкалы внутри шкал ментального и психомоторного развития выделены и описаны Е.А. Сергиенко и Т.Б. Рязановой [15]. Мы ограничимся их перечислением.
В составе шкалы ментального развития выделены следующие субшкалы:

  • Когнитивное развитие
    1. Зрительные координации (прослеживание, фиксация взгляда).
    2. Мануальные координации (дотягивание, схватывание, манипулирование).
    3. Координации "зрение-слух".
    4. Зрительно-моторные координации.
  • Интегральные свойства
    1. Экстраполяция, предполагающая непрямые действия.
    2. Контроль действий (действия по вербальной инструкции, имитация).
  • Коммуникативное развитие
    1. Кооперация.
    2. Вокализация, жесты, речь.

Также было выделено несколько субшкал, состоящих из проб, в норме выполняемых детьми примерно с 30 мес.: а) счет, б) цветонаименование, в) децентрация (один из вариантов проб Пиаже на представление точки зрения другого человека), г) половая идентификация, д) классификация ("Четвертый лишний"), е) пробы на зрительное восприятие и внимание.

  • Психомоторное развитие
    Шкала психомоторного развития аналогичным образом была подразделена на четыре субшкалы:
    • 1) координация позы (статическая моторика);
    • 2) локомоторные координации;
    • 3) мануальные координации (дотягивание и схватывание);
    • 4) тонкая координация мануальных действий.

Дополнительно для определения дезадаптации детей, трудностей поведенческой регуляции использовалась анкета на выявление поведенческих стереотипии и патологических привычек, предложенная Е.А. Сергиенко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: