Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации характеризуется высокой долей косвенных налогов — за последние семь лет она не опускалась ниже 34 %, а доля акцизов в общей сумме налоговых доходов была выше 11 %.
Стабильность доходов обуславливается высокой собираемостью акцизов, а также введением их на товары, широко используемые либо во внешнеторговом, либо в потребительском обороте внутри страны. Собираемость - как отношение суммы фактически поступивших в консолидированный бюджет акцизов к сумме начисленных — за последние семь лет не опускается ниже 74 %.
По данным МНС России около четверти всех поступлений акцизов в консолидированный бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную продукцию (табл.1). Основная их часть приходится на группу «спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия», доля которых вместе со спиртом этиловым из пищевого сырья в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет за последние 7 лет составляла не менее 1,8 %[3].
Таблица 1 Поступления акцизов в федеральный бюджет, млн.руб.
|
|
Наименование налогов и платежей | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
В % к общему объему бюджета | 1,80% | 1,86% | 1,98% | |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации | 119 538,9 | 137 977,4 | 159 283,0 | |
в том числе: | ||||
Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на территории Российской Федерации | 6 850,4 | 7 726,2 | 8 781,8 | |
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации | 6 216,6 | 6 841,8 | 7 589,0 | |
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья, за исключением пищевого, производимый на территории Российской Федерации | 633,8 | 884,4 | 1 192,8 | |
Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации | 1 161,4 | 1 184,2 | 1 206,0 | |
Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации | 58 709,1 | 70 275,0 | 84 032,4 | |
Акцизы на бензин, производимый на территории Российской Федерации | 38 380,9 | 42 733,9 | 47 518,8 | |
Акцизы на автомобильный бензин, производимый на территории Российской Федерации | 38 380,9 | 42 464,4 | 46 674,6 | |
Акцизы на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации | 0,0 | 269,5 | 844,2 | |
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, производимые на территории Российской Федерации | 1 319,0 | 1 617,8 | 1 931,2 | |
Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации | 12 234,2 | 13 480,5 | 14 781,3 | |
Акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации | 883,9 | 959,8 | 1 031,5 | |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации | 28 564,9 | 32 789,3 | 37 530,5 |
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 6288,3 млрд. рублей, что на 20,9% меньше, чем за 2008 год[4]. Из них 327,4 млрд.рублей приходится на акцизы по подакциозным товарам, производимым на территории Российской Федерации, что составило 9,96% от общего объема собранных налогов, сборов и иных обязательных платежей. В декабре 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 635,9 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 33,4% (табл.2).
|
|
Таблица 2 Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд. рублей
2009г. | В % к 2008г. | |||||
консолидированный бюджет | в том числе | консолидированный бюджет | в том числе | |||
федеральный бюджет | консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | федеральный бюджет | консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
Всего | 6288,3 | 2502,6 | 3785,7 | 79,1 | 70,1 | 86,5 |
из них: налог на прибыль организаций | 1264,4 | 195,4 | 1069,0 | 50,3 | 25,7 | 61,0 |
налог на доходы физических лиц | 1665,0 | - | 1665,0 | 100,0 | - | 100,0 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 1176,6 | 1176,6 | - | 117,9 | 117,9 | - |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации | 327,4 | 81,7 | 245,7 | 104,0 | 65,2 | 129,7 |
налоги на имущество | 569,7 | - | 569,7 | 115,5 | - | 115,5 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1080,9 | 1006,3 | 74,7 | 62,0 | 61,5 | 71,1 |
из них налог на добычу полезных ископаемых | 1053,8 | 981,5 | 72,3 | 61,7 | 61,2 | 70,0 |
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 2,3 | 0,9 | 1,5 | 62,0 | 98,5 | 51,1 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,5%, налога на прибыль организаций - 20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,7%, налога на добычу полезных ископаемых - 16,8% (Рис.1). На акцизы же приходится 5,2% от общего объема[5].
Рис.1. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в 2009 году, в % к итогу.
В 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 327,4 млрд.рублей, что на 4,0% больше по сравнению с 2008 годом. Основную часть поступлений (85,4%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с 2008г. соответственно на 3,6 и 0,5 процентного пункта, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась соответственно на 2,8 и 0,6 процентного пункта. В декабре 2009г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 29,9 млрд.рублей, что на 8,0% больше по сравнению с предыдущим месяцем (табл.3).
Таблица 3. Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации
|
|
2009г. | Справочно 2008г. | |||||||
консолидированный бюджет | в том числе | консолидированный бюджет | в том числе | |||||
млрд. рублей | в % к итогу | федеральный бюджет | консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | млрд. рублей | в % к итогу | федеральный бюджет | консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | |
Всего | 327,4 | 81,7 | 245,7 | 314,7 | 125,2 | 189,4 | ||
из них на: спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) | 4,4 | 1,3 | 2,2 | 2,1 | 6,0 | 1,9 | 3,0 | 2,9 |
табачную продукцию | 78,3 | 23,9 | 78,3 | - | 63,8 | 20,3 | 63,8 | - |
автомобильный бензин | 109,8 | 33,5 | - | 109,8 | 103,9 | 33,0 | 41,6 | 62,4 |
легковые автомобили и мотоциклы | 2,1 | 0,6 | 2,1 | - | 3,3 | 1,0 | 3,3 | - |
дизельное топливо | 32,3 | 9,9 | - | 32,3 | 32,9 | 10,5 | 13,2 | 19,7 |
моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей | 1,3 | 0,4 | - | 1,3 | 1,5 | 0,5 | 0,6 | 0,9 |
вина | 4,6 | 1,4 | - | 4,6 | 4,7 | 1,5 | - | 4,7 |
пиво | 30,3 | 9,2 | - | 30,3 | 29,0 | 9,2 | - | 29,0 |
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) | 59,0 | 18,0 | - | 59,0 | 65,4 | 20,8 | - | 65,4 |
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением вин) | 1,2 | 0,4 | - | 1,2 | 1,3 | 0,4 | - | 1,3 |
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин) | 3,0 | 0,9 | - | 3,0 | 3,2 | 1,0 | - | 3,2 |
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что доля акцизов в консолидированном бюджете в челом и по всем видам отдельно за последние 2 года увеличилась.
Таким образом, мы видим, что акцизы всегда имели львиную долю в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей строкой доходов федерального бюджета, но это и эффективный способ воздействия на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара. Так, особое место в системе косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне (особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны дальнего и ближнего зарубежья).
|
|