Корреспонденция

Жанры журналистики

Разные ученые различают разные же способы разделения журналистских жанров. Самый распространенный способ классификации жанров предусматривает их деление на информационные, аналитические и художественно-публицистические. Но встречаются и другие способы.

Например, исследователь Лев Кройчик разделяет тексты на:

Оперативно-новостные — все виды заметок.

Оперативно-исследовательские — отчет, репортаж, интервью.

Исследовательско-новостные — рецензия, корреспонденция, комментарий.

Исследовательские — статья, письмо.

Исследовательско-образные — фельетон, эссе.

Жанр по Кройчику — особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков.

По-другому к рассмотрению этого вопроса подходит Семён Гуревич. Он даёт определение самого понятия «жанр», признавая его как устойчивые особенности содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Соответственно, разнится и типология разделения жанров. По Гуревичу все жанры делятся на:

Жанры новостной информации

Диалогические жанры

Ситуативно-аналитические жанры

Эпистолярные жанры

Художественно-публицистические жанры

Сатирические жанры

Несмотря на богатство классификаций, журналисты и исследователи предпочитают традиционный способ рассмотрения жанров:

Аналитические: корреспонденция, комментарий, статья, письмо, рецензия, беседа, эксперимент, рейтинг, обзор, мемуары и др.

Информационные: хроника, информация, расширенная информация, заметка, интервью, отчёт, репортаж, специальный репортаж, пресс-опрос и др.

Художественно-публицистические: зарисовка, эссе, очерк, пасквиль, фельетон, памфлет, история, некролог и др.

Шоу-жанр: игры, конкурсы, реалити-шоу, ток-шоу и др.

Со временем, одни жанры начинают преобладать над другими. Так, с развитием Интернет-журналистики первое место по распространенности завоевала информационная заметка. Художественно-публицистические жанры в большинстве своем остались в прошлом — в российской, белорусской и украинской прессе редко теперь встретишь фельетон или памфлет.

Краткая характеристика аналитических жанров журналистики

Корреспонденция

Корреспонденция - жанр, предметом которого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение которого дается журналистом детализировано. Журналист не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам.

Некоторые исследователи (например, А. Тертычный) выделяют две группы корреспонденций - информационные и аналитические. Однако даже в информационной допускают присутствие «элементов оценки, предписания, прогноза» [Тертычный 2000: 76], т. е. операций, присущих аналитике.

Таким образом, на наш взгляд, корректнее относить корреспонденцию к аналитическим жанрам. В качестве жанрообразующих признаков назовем следующие:

- отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет исследования;

- выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной ситуации;

- факт как основа текста, как повод для его интерпретации; соединение лично наблюдаемых журналистом фактов с фактами «вторичного» использования;

- авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов;

- явно или неявно демонстрируемая цепочка: тезис - аргументация - демонстрация - вывод» [Корконосенко 2000: 149-150].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: