Олигополия. Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры


Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Для нее характерно наличие на рынке нескольких крупных фирм-продавцов, которые противостоят множеству покупателей. Обычно на олигополистическом рынке функционируют от 3 до 10 фирм. Это связано с особенностями технологии в некоторых отраслях промышленности. Так, производство автомобилей эффективно только при крупных масштабах производства, обеспечивающих более низкие издержки производства.

Основные черты олигополистического рынка:

·
наличие на рынке небольшого числа крупных продавцов. Решение вопроса о ценах и объемах производства зависит от других фирм, работающих на этом рынке. Поэтому каждая фирма при определении цен и объемов производства должна учитывать решение фирм-конкурентов.

·
продукция олигополистических фирм может быть стандартизирована или дифференцирована. Стандартизированная продукция преобладает на рынке сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и др. Дифференцированная продукция – на рынках потребительских товаров, например, автомобилей.

·
Вступление в олигополистический рынок дело сложное. Когда небольшое число фирм господствует на рынках, то вхождение, в этот рынок новых фирм крайне затруднено. Новая фирма должна иметь значительные капиталовложения для создания крупного предприятия. Сегодня общепризнанно, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тыс. легковых автомобилей в год.


Возникновение новых фирм связано с наличием крупных капиталов, которые появляются под воздействием процессов концентрации и централизации капиталов. Большое влияние на размеры капиталов оказывает НТР. Мелкие фирмы, не обладая крупными капиталами, не выдерживают конкуренции и разоряются. Например, в США в период становления автомобильной промышленности было более 80 фирм. Теперь же осталось 6 фирм, из которых на 3 крупнейшие корпорации («Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер») приходится примерно 90% продаж автомобилей в стране.

В связи с этим возникновение новых фирм затруднено, так как издержки производства у них должно быть не выше, чем у старых компаний, действующих в отрасли. Поэтому новым компаниям надо иметь более совершенную технику и технологию, надо обладать сырьем, патентами и т.д. Наконец, требуются огромные затраты на рекламу.

Конкуренция между небольшим числом олигополистических фирм связано с взаимозависимостью конкурентов друг от друга. Если одна фирма снижает цену, то и другие фирмы также будут это делать, а может быть снизят цены даже в большем размере (в %). Здесь надо быть очень осторожным: надо знать издержки производства своих конкурентов, план ответных действий со стороны своих конкурентов на снижение цен и пр., т.е. надо все просчитать.

В условиях олигополистического рынка создается возможность тайного сговора, т.е. непосредственного или молчаливого соглашения о ценах, рынках сбыта, о недопущении конкурента на рынок. Тайные сговоры могут принимать ряд форм.

·
Картель - письменное соглашение о ценах и про­изводстве, о разделе рынка;

·
Лидерство в ценах: с помощью этой формы олигополисты могут координировать свои действия в области цен, не вступая в прямой сговор. Формальные соглашения и нелегальные встречи при этом не предусматриваются. При «лидерстве в ценах» получает развитие практика, в соответствии с которой господствующая на рынке фирма более или менее автоматически следуют этому изменению. Например, с 1923 по 1941 гг. в США «большая тройка» в области производства сигарет (Рейнольдс, Америкэн и Лиггетт энд Мейерс) производила от 68 до 90% совокупного объема продукции этой отрасли. Она использовала практику лидерства в ценах. С 1946 г. ценообразование на сигареты стало менее жестким из-за антитрестовского законодательства и расширения ассортимента сигарет.


^ Ценовой лидер придерживается следующей практике.

Изменение цены всегда связано с некоторым риском, так как другие конкуренты могут не последовать за лидером. К этой мере прибегают только тогда, когда издержки производства и спрос изменяются значительно и по всей отрасли. Например, в отрасли произошло повышение заработной платы, повысились цены на основное сырье. Это ведет к повышению издержек производства и, следовательно, цен.

О предстоящем изменении цен лидер сообщает заранее и открыто.

Часто изменение цен связано со стремлением фирм помешать вступлению в отрасль новой компании. В этом случае отраслевые фирмы могут установить цены ниже уровня максимальной прибыли.
^


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: