ТЕМА: «Роль исследовательской деятельности начальных классов в реализации идей развивающего обучения»

1. В условиях становления новых образовательных систем и современных моделей начальной школы нужен учитель умеющий управлять процессом постоянного изменения ученика и восхождения его на более высокий уровень развития.

Анализ практики показывает, что действенной моделью обучения является исследовательская работа на уроках, но для этого необходимы 3 условия:

* мыслить рационально (уметь работать по схеме: анализ –синтез –вывод –следствие)

* действовать целесообразно (уметь оценивать проблемную ситуацию - строить цепь целей - действовать систематично)

* функционировать эффективно (сочетать первые 2 приёма, чтобы в результате получить наибольший эффект)

АЛГОРИТМ исследовательской деятельности младших школьников:

* **видим проблему,

***формулируем вопрос,

***даём чёткие определения понятиям,

***наблюдаем,

***проводим эксперимент,

***делаем выводы и умозаключения,

***доказываем,

***защищаем свои идеи.

Очень часто от младшего школьника можно услышать слова: «Не говорите. Я сам попробую догадаться. Не говорите. Я ещё подумаю ». Это очень значимо. Начинает развиваться любознательность, скрупулезность, аккуратность и исполнительность. А это одно из главных условий для исследовательской деятельности. Школьники чаще нас находят опечатки в учебниках, логические нестыковки, слышат оговорки в речи учителя, нестыковки в рисунках, заданиях. Это уже частичка исследования и это надо поощрять, нацеливая детей на продуктивную деятельность. По любым учебникам и по любым предметам можно вырастить исследователей.

Для формирования у детей основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать различные методики:

*развитие умения видеть проблему

*игра «Посмотри на мир чужими глазами» (продолжить незаконченный рассказ, представляя себя гуляющим во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; мэром города; вороной, сидящей на ветке дерева и т.д.)

*продолжи рассказ, оценив ситуацию с позиции учителя, школьного врача, школьного психолога, одноклассника и т.д.)

*составь рассказ от имени другого персонажа (представить себя столом,

камешком, животным, облачком – один воображаемый день жизни)

*составление рассказа по его концовке

* сколько значений у предмета? (нетрадиционное использование карандаша, мела, коробки, и т.д.)

*тема одна – сюжетов много (нарисовать как можно больше сюжетов на тему «Лето» «город» «Лес» и т.д.

*развитие умения выдвигать гипотезы (предположения и исследовать их)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: