Учёные считают, что исследовательская позиция ребёнка может являться фактором развития одарённости

Замечательный психолог К.Г.Юнг сравнил большие дарования с самыми прекрасными и часто опасными плодами на древе человечества. Но беда заключается в том, что эти плоды «висят на ветвях, которые легко обламываются».Не все «подающие надежду» дети и дети с высокими интеллектуальными способностями, приносят те самые прекрасные плоды, о которых писал Юнг. Какова исследовательская активность и позиция этих детей? Исследовательская позиция возникает на основе доминирования познавательной мотивации и развития исследовательской активности, наиболее ярко проявляется в проблемных ситуациях, в ситуациях неопределённости, новизны, познания нового в широком смысле слова. Но у одарённых детей наиболее высокий уровень и широта исследований, склонность к продолжительным самостоятельным умственным усилиям в процессе поиска неизвестного, в трудолюбии, терпении, в настойчивости достижения познавательной цели, разгадки тайн «мироздания».

3. Научно – исследовательская деятельность обучающихся на уроках окружающего мира:

Основная мотивация исследовательской работы на уроках окружающего мира ответить на вопросы:

*Кто это? или Что это?

*О чём это? или Как?

* Интересно это или нет?

На этих уроках мы знакомим с основами таких наук, как астрономия, ботаника, география, зоология, анатомия и физиология человека.

Ведущими методами исследовательской работы на этих уроках являются:

*наблюдения

*беседы

*опыты

*чтение экологических сказок,

*чтение рассказов, стихотворений, придуманных самими детьми.

Содержание научно-исследовательской работы в начальной школе:

Класс

Содержание:  
1класс 1.Знакомятся с многообразием естественных наук, понятия: «учёный, гипотеза, исследование, эксперимент» 2.Слушают, выделяют главное, оформляют короткими рисунками с небольшими комментариями, ведут наблюдения за погодой и температурным режимом в классной комнате, работают с детскими энциклопедиями научно- познавательной литературой. 3.Ясно излагают свои мысли, отстаивают свою точку зрения, смело пользуясь высказываниями: «на мой взгляд, я согласен с мнением..., я считаю…, я думаю…)
2класс 1.Проводят простейшие наблюдения над явлениями и процессами природы: проращивание лука (опыт + наблюдение + оформленный вывод) 2.Работают с дополнительной литературой: биографии учёных, истории открытий и т. д.) 3.Делают доклады и публичные выступления. 4.Учатся пользоваться приборами: часами, бытовыми весами, термометром, барометром.
3класс 1.Проводят наблюдения и эксперименты с использованием более сложных приборов, которые требуют строгого соблюдения ПТБ. 2.Строят модели процессов, выдвигают гипотезы и проверяют их с помощью исследовательской работы. 3. Проводят тематические исследования: «Моё дерево» (готовим инструкционную карточку для составления «паспорта дерева»: даём основные характеристики дерева: ствол, семена, кора, плоды,листья, цветы, высота дерева, длина тени, густота кроны, наличие лишайников на дереве, следим за приростом дерева, наличием насекомых-вредителей и состоянием дерева, каждый раз заполняя определённые таблицы (см. журнал «Начальная школа Плюс До и После №10 2009 год стр.50 -56) 4.Исследования по темам:»Сад на подоконнике» «Растения – указатели времени» «Растения - предсказатели погоды» «Растения – «создатели микроклимата» «Растения – «собиратели пыли»
4класс 1.Во время наблюдений сравнивают природные явления, находят закономерности связи, пользуются измерительными приборами 2.Представляют результат работы в виде схем, таблиц, графиков 3.Результат эксперимента объясняют, пользуясь научной терминологией для подтверждения выдвинутых гипотез. 4.Путём самонаблюдения накапливают опыт о конкретном органе или процессе человеческого организма, например «Кожа – пограничник организма»(строение кожи, чувствительность у каждого человека своя – почему?, функции кожи, какого цвета, зависит ли что-то от цвета кожи и.т.д.) 5.Разнообразие тем для исследований: «Изучение популяций улиток в наших окрестностях» «Почва и её обитатели» «Изучение лишайников определённой местности»

4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА “Моё здоровье».(1 классы)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: