Интроекция. Механизм, описанный Ш. Ференци, с защитной и регрессивной целью повторяющий у взрослого ранее развивающую деятельность

Механизм, описанный Ш. Ференци, с защитной и регрессивной целью повторяющий у взрослого ранее развивающую деятельность, встречающуюся у ребенка на этапе детского развития и состоящую в том, чтобы допустить в психический аппарат все большее и большее количество внешнего мира. Но тогда как Я ребенка от этого обогащается, Я взрослого создает целую серию внутренних бессознательных фантазмов, формирующих интимный психический образ, так что субъект начинает их трактовать, как если бы речь шла о реальном внешнем объекте.
Интроекция как бы образует защиту от неудовлетворенности из-за отсутствия объекта; интроекция приносит ей утешение в виде его внутреннего присутствия. Это случай траура, и в особенности меланхолии, когда упреки, которые субъект обращает к себе, являются теми же самыми, какие в реальности он не имеет права адресовать любимому существу.
Для авторов кляйновского направления существует такая же игра постоянных взаимодействий между проективными и интроективными действиями, как между объектными внутренним и внешним мирами, что способствует поддержанию хороших объектных отношений, насущно необходимых субъекту.
Представляется, что на уровне интроекции существует некоторая путаница: прежде всего с оральной инкорпорацией, описанной М. Кляйн в основном как фантазм, связанный более с телесными, чем с психическими примитивными репрезентациями, а не как психический механизм в собственном смысле слова. Затем с вторичной идентификацией, о которой мы говорили выше (которая направлена на качества субъекта, а не на упреки по отношению к нему). С другой стороны, когда говорят об "интроекции" агрессивности или "родительских запретов", следовало бы скорее употреблять термины обращения против себя или интернетизации.
Интернализация (или интериоризация, по Лапланшу и Понталису) касается способа связи с другим, например эдиповское соперничество с отцом, тогда как интроекция включает формирование внутри себя отцовского образа, замещающего отсутствующего отца.
Интроверсия, описанная К. Г. Юнгом и заимствованная 3. Фрейдом, направлена на феномены изъятия либидо по отношению к реальным объектам. Подобное изъятие может реализоваться двумя способами: в направлении к Я (вторичный нарциссизм) или в направлении к внутренним воображаемым объектам, фантазмам (интроверсия).
Для Фрейда психоз является "нарциссическим неврозом", для Юнга - "итроверсивным неврозом"; различие существенное.
В реальности невротик любит внешний объект, эдиповский объект, деформированный конфликтами; психотик может только пытаться, но безуспешно обратить свою любовь на себя самого; что же касается больного с пограничным расстройством, то он любит воображаемое существо, похожее на его Идеал-Себя и в то же время на реальное существо, но выбранное именно ввиду его удаленности и недостижимости. Представляется, что это есть истинная область защиты с помощью интроверсии, т.е. изъятия не строго аутического, а образованного внутренними фантазмами.

ОТМЕНА (АННУЛИРОВАНИЕ)*

З.Фрейд говорит, что это активный процесс, состоящий в том, чтобы отменить то, что уже сделано. Соответственно нужно, чтобы стесняющие репрезентации, возникшие в действиях, мыслях или поведении субъекта, рассматривались как несуществующие. Для этого субъект использует другие действия, мысли или поведение, предназначенное магическим образом устранить все, что связано со стесняющими репрезентациями.
Именно это и происходит в искупительных действиях в анимизме, в потребности проверки и в целом в любом механизме навязчивости: одно поведение аннулируется другим типом действия, предназначенным подавить не только последствия первого действия, но и само действие, которое поддерживает запретную репрезентацию.
Все это происходит на уровне магического всемогущества мысли, совсем как у маленького ребенка, и вторично влечет за собой чувство всемогущества Себя и действия, поскольку мысль, говорит З.Фрейд, может рассматриваться как действие, производимое с минимумом энергии (образы и слова).
Аннулирование формирует нарциссически очень регрессивный механизм; оно должна действовать тогда, когда более классические психические процессы, базирующиеся на разгрузке и противозагрузке (чаще всего направленные на объектные репрезентации), оказываются недостаточными; аннулирование направлено на саму реальность, поскольку именно временность, важный элемент реальности, оказывается отрицаемым, искаженным.

ОТРИЦАНИЕ *

Это также механизм, более архаичный, чем вытеснение: стесняющая репрезентация влечения не вытеснена, таким образом, она появляется в сознательном, но субъект защищается от нее, отказываясь допустить, что речь может идти о лично его затрагивающем влечении. Например, во время лечения пациент заявляет: "Эта женщина, которая появлялась в моем -сновидении, не моя мать". Репрезентация, таким образом, может стать сознательной при условии, что ее происхождение отрицается: "я не мог так думать" часто весомей подтверждения, поскольку так проявляются одновременно и репрезентация, и защита.
А. Фрейд рассматривает этот механизм как предвестник вытеснения. М. Кляйн связывает отрицание и раздвоение Я в защите от плохого объекта. Но для М. Кляйн и плохой, и хороший объекты являются внешними, тогда как для 3. Фрейда речь идет только об интроецировании того, что является хорошим, и отбрасывании того, что является плохим; то, что оказывается внутри, становится субъективным, то, что вне, - объективным. Отрицание действует прежде всего на уровне внешних восприятий, тогда как вытеснение направлено на обе стороны влечения.

ОТКАЗ * (ИГНОРИРОВАНИЕ)

Следует хорошо отличать этот механизм от аннуляции и отрицания: речь идет об удалении стесняющих репрезентаций, не отменяя их (аннуляция) или не признавая как касающихся нас (отрицание), но отрицая в данном случае саму реальность восприятия, связанного с этой репрезентацией.
В своей работе по поводу "анатомических различий между полами" 3. Фрейд показывает, как этот механизм автоматически и насильственно действует у маленького мальчика, когда он впервые обнаруживает женский половой орган: все выглядит, как если бы он ничего не видел; знание, что могут быть существа с неясной "фалличностью", недопустимо, ибо различие существует прежде всего в плане первичного нарциссизма, телесной целостности.
Потребность в вытеснении не существует, отказ направлен на саму реальность, никогда не становившуюся осознаваемой как таковая.
В развитии маленького мальчика обязательно встречается этот первый инициальный этап отказа: я никогда не видел, что нехватка (нарциссическая) может существовать. В момент Эдиповой фазы наступает второе, параллельное, но другое аффективное переживание: страх кастрации (генитальной) отцом; преобладающие в этот момент защиты Я зависят от структурного выбора: вытеснение при неврозах, регрессия влечения при пограничных расстройствах, новый отказ от реальности при психозах, тогда как при перверсиях инициальный архаический отказ остается интактным.
Таким образом, отказ является механизмом, преимущественно действующим при психозах (отказ от всей угрожающей реальности без уточнения) и при перверсиях. Но в случае последних отказ направлен только на одну, очень ограниченную часть реальности: женский половой орган как пенис у совсем маленького мальчика; остальная часть перцептивного поля при перверсии остается интактной, и к этому прибавляется лишь нарциссическая компенсаторная сверхзагрузка фаллоса, тогда как при психозе нарушения реальности вследствие перцептивных отказов могут быть направлены на любую область и, если необходимо, бред сверхзагружает компенсаторную неореальность.
Рядом с отказом уместно упомянуть три с разным успехом описанных механизма.
Форклюзия [Термин, заимствованный из юридической практики: forclusion (фр.) - утрата права за просрочкой, объявление недействительным (прим. пер.).]. Подобно отказу, касающемуся исключительно женского полового органа, Ж. Лаканом был описал под названием форклюзии тип отвержения репрезентации без вытеснения, касающийся "имени отца". Но мы не оказываемся в том и другом механизме на одном и том же уровне проработки: здесь действие скорее генитальное и фантазматическое, чем нарциссическое и перцептивное. Это отвержение чего-то вовне субъекта связано с невозможностью символизации и очень близко к определенным психотическим процессам, поскольку часть реальности оказывается, таким образом, разгруженной и отброшенной вовне. Но форклюзия может расчистить путь бредовым процессам, если только Я не будет доведено до еще более регрессивной дезорганизации, что не так часто случается. Напротив, представляется, что форклюзия больше связана с раздвоением имаго, чем с раздвоением Я.
Инверсия влечения и обращение против себя. Два механизма, описанные З.Фрейдом как трудно разделимые. Первый касается цели влечения: например, переход от любви к ненависти, от вуаеризма (активной: видеть) - к эксгибиционизму (пассивной: быть увиденным), от садизма (мучить) - к мазохизму (подвергаться мучениям). Второй механизм касается объекта влечения: переход от садизма к мазохизму заключается в обращении садизма против себя самого, переход от вуаеризма к эксгибиционизму - в обнажении себя самого вместо обнажения другого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: