Младенческий период. Значение младенческого возраста в создании предпосылок развития речи и социального развития человека

Младенческий возраст характеризуется целым рядом специфических черт, позволя­ющих рассматривать его в качестве существенно нового этапа развития человека. Психическое развитие в младенчестве представляет собой реализацию видовых возможностей ребенка на основе природных задатков и генетической программы и по­этому носит естественный характер. Младенчество является началом индивидуально­го пути становления первичных и вторичных свойств индивидной организации чело­века. Этот период характеризуется высокой интенсивностью процессов системогенеза естественных психических форм, создания предпосылок речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия ребенка со взрослыми. В это время чрезвычайно важное значение имеет среда, активное и в разнообразных фор­мах участие взрослых не только в физическом, но и психическом развитии ребенка (создание обогащенной физической и речевой среды, эмоциональное общение, по­мощь в развитии двигательных структур — акта хватания и локомоции, — создание проблемных ситуаций и т. д.). Существенной чертой психики в младенчестве является многоканальность развития, состоящая в том, что одновременно происходит формирование психики в различных направлениях.

Речь имеет в младенческом возрасте свой естествен­ный путь развития. В этот период в процессе общения со взрослыми происходит тренировка голосового ап­парата и образование связей слухового, зрительного и речедвигательного анализато­ров, развивается интонационная составляющая речи. Такие голосовые формы, как гукание и гуление, лепетпая форма достигает своего расцвета в 11 мес. (встречается только у детей с нормаль­ным слухом). Во второй поло­вине первого года жизни у ребенка начинает формироваться собственно речевая де­ятельность. К концу года ребенок понимает примерно 10-20 слов. Стадии развития речи: поворачивание к предмету в ответ на произнесение взрослым его названия, выполнение заученных движений при назывании их взрослым (7-8 мес.), выполнение поручений по словес­ному указанию (9-10 мес.), выбор предмета из двух-трех, находящихся рядом, по словесному указанию (10-11 мес.), прекращение действия под влиянием словесного запрещения (12 мес.). В конце первого года жизни, а в некоторых случа­ях и с 7-8 мес. ребенок начинает произносить отдельные слова.

С помощью акустичес­кого анализа выявлена синхронность в изменениях частоты и силы голосовой реак­ции новорожденного и интонации взрослого, выраженных в подъеме и последующем спаде кривых этих двух параметров звука. На 2-м мес. жизни различаются звуки не­довольства и спокойного гуления; с 3-го мес. появляются звуки радости и смеха, с 6-го —возникает радость с восклицанием (восторг) и более спокойные звуки; с 7 мес. выде­ляется интонация; с 10 мес. выявляется настойчивая интонация убеждения, повеления; на 2-м году жизни добавляется интонация вопроса.

Процесс становления интона­ции наряду с совершенствованием звукопроизношения у ребенка осуществляется в общении со взрослыми, использующими в речевой коммуникации различные виды интонации (спокойные, радостные и т. п.), которые затем отражаются и закрепляются в голосовых реакциях младенца.

Социальное развитие в младенческом возрасте выступает в двух аспектах: общем и конкретном. Общий аспект выражается в том, что с момента рождения у ребенка существует предрасположенность к социальному развитию, к усвоению многообраз­ных воздействий среды, в том числе и социального окружения. В это время в первичном виде складываются основные естественные фор­мы психической деятельности, предпосылки социального развития психики. Есте­ственный путь своего развития психические функции проходят в социальных усло­виях, в процессе общения со взрослыми.

Конкретные проявления социализации выражены в фор­мировании генетически ранней формы доречевого общения и возникновении действий с предметами на базе неспецифической моторной активности ребенка. «Широкие психические возможности новорожденно­го и младенца необходимы ему для жизненно важного для него налаживания контак­та со взрослым, опосредующим его отношения с остальным миром. Именно поэтому младенец, поражающий наблюдателя крайней беспомощностью и видимой непри­способленностью во всем, что касается сферы самостоятельного удовлетворения своих нужд, оказывается удивительно хорошо вооруженным в другой сфере — в сфе­ре взаимоотношений со взрослыми, а также в некоторых областях доступной ему практической деятельности (например, поведение в ситуации кормления)».

Необходимость связи со взрослыми приводит к появлению разнообразных нере­чевых видов общения в виде голосовых, двигательных и мимических реакций. Раз­нообразные контакты со взрослыми условно можно разделить на две группы: реак­тивную и активную. Ребенок реагирует на воздействие взрослого, выступая в каче­стве объекта общения (реактивная форма - подражательные движения ребенка рта, рук). При активной форме общения ребенок начинает воздействовать на взрослого, являясь субъектом общения. Звуки голоса оказывают более сильное воздействие на ребенка, чем звуки музыкаль­ного инструмента той же частоты и интенсивности. Реагирование ребенка на звуковые раздражители выражается главным об­разом в поисковой, ориентировочной реакции при затормаживании общедвигатель­ной активности.

Время сосредоточения на человеке и предметах увеличивается в период с 4 до 6 мес. с разной скоростью. Появление взрослого в поле зрения ребенка повышает его общую активность. При уве­личении расстояния от игрушки до ребенка с 9 до 60-100 см уменьшалась и исчезала его игровая активность. Он переставал интересоваться игрушкой. Если рядом с игруш­кой оказывался взрослый, то ребенок снова начинал к ней тянуться.

Установление контакта со взрослым осуществляется у ребенка также эмоциональ­ным путем. В конце 1-го и в начале 2-го мес. жизни появляется «комплекс оживле­ния» - эмоционально положительная реакция на поведение взрослых, который, исчезает в 7-8 мес. Его своевременное исчезновение является одним из критериев нормального развития ребенка.

В рамках сотрудничества со взрослыми и в процессе овладения речью начинает скла­дываться субъект познания и деятельности.

Естественный путь развития человек проходит в сравнительно короткий срок, в основном в период младенчества, когда в социальной среде, в процессе взаимодей­ствия со взрослыми у ребенка создаются основные предпосылки социогенеза — есте­ственные формы психического отражения, элементы предметной деятельности, доречевое общение, структура моторной активности, — на основе созревания наследствен­но заданных механизмов, в процессе их функционирования и путем новообразований. Психическое развитие в этот период носит наиболее интенсивный характер, что связа­но со спецификой действия основных законов онтогенеза.

После года жизни и на протяжении всего жизненного цикла человека осуществляется социальное развитие психики, носящее многообразный, многокачественный и многоуровневый характер и включающее как новообразования, так и преобразования и социализацию различных естественных ее форм в процессе их дальнейшего развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: