Персонологическая теория черт Г. Олпорта

1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других. Человек — сложная открытая система, в иерархической организации кт выделяются интегративные уровни взаимодействия индивида с миром – условные рефл, навыки, черты личности, сист черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности. Два уровня мотивац-потребн сферы:

- мотивы нужды  принцип гомеостазиса – устранения напряжения

- мотивы развитияпоиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию

Системы высших мотивов входят в центральное ядро личности - Я - и преобразуются в системы ценностей человека. Стремление к самоактуализации и самореализации относятся к мотивам развития и изначально заложенные в человеке потребности. Мотивы разв порождают обращенную в будущее систему целей, реализация которых обеспечивает формирование новых возможностей человека. Человек обращен в свое будущее. Развитие личности ассоциируется с динамикой мотивационной системы. Принцип функцион-й автономии мотивов - в процессе развития связи между старыми и нов мотивами сохраняются, при этом характер этих связей имеет историческую, но не функциональную природу. Функционально они не тождественны. Новые мотивы - самостоятельные единицы психики человека, относительно независимые от более ранних форм (инстинктов и рефлексов). Образование нов мотивов объясняется превращением средств деят-ти в ее цели и мотивы. Т.е. объекты и действия, которые некогда выступали для человека в качестве средства достижения определенных целей, начинают сами по себе вызывать интерес и обретают собственную мотивационную силу.

Развитие мотивац сферы в единстве с формированием обобщенных навыков поведения ведет к формированию основных свойств личности – Черты - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Они преобразуют множество стимулов и обуславливают множ-во эквивалентных ответных реакций. Напр, агрессивный чел склонен интерпр-ть нейтр-е стимулы как угрожающие, робкий - в каждом видит потенциального критика. Черты - единицы анализа личности. В процессе развития они могут станов-ся второстепенными, подчиняющимися, или кардинальными (преобладают в поведении человека практически во всех ситуациях) и центр-ми (типичными для человека, но проявляются не во всех ситуациях. Не больше 5-10шт.). Все они в совокупности составляют фокус личности. Стадии в развитии единства личности: 1) детская: ребенок функционирует как динамическое единство, отвечает как целое, по принципу все или ничего; 2) стадия относительной дифференциации: динамическое единство нарушается и появл-ся расчлененность отдельных мотивац-х компонентов 3) стадия интегрированного единства: в процессе общения и деят-ти на основе дифф-и и соподчинения отдельных св-в личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я. Критерием проявления единства личности является постоянство поведения человека в разных ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: