«Моя задача,— писал он,— заключается в следующем: объяснить деятельностью уже известной читателю анатомической схемы (имеется в виду простой рефлекс.— прим. А.Ж.) внешнюю деятельность человека... с идеально сильной волей, действующего во имя какого-нибудь высокого нравственного принципа и отдающего себе ясный отчет в каждом шаге — одним словом, деятельность, представляющую высший тип произвольности».
В «Рефлексах головного мозга» Сеченов поставил задачу «доказать возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической жизни» à рефлекторная т Ψхич. Сп-ть воспринимать внеш влияния в форме предст-й (зрительных, слуховых и т. п.) складывается в опыте по типу рефл-сов; сп-ть анализировать эти конкретные впечатления, память, все психические акты развиваются путем рефлекса. Схема Ψхического процесса та же, что и схема рефл-са: Ψхический процесс берет начало во внешнем возд-и, продолжается центральной деят-тью и заканчивается отв деят-тью — движ-ем, поступком, речью. Ψхический процесс возникает и завершается в процессе взаимод-я инд с окр миром, значит, влияние извне в форме чувствования 1ично. Мотивы, отвлеченные предст-я не являются первоначальными причинами наших поступков. В объяснении Ψхики нужно исходить не из Ψхики, несмотря на то, что «голос самосозн... говорит мне донельзя ясно 10ки раз в день, что импульсы к моим произв актам вытекают из меня самого и не нуждаются, =>но, ни в каких внеш возб-ях». Сеченов предпринимает попытку «вырвать» Ψхологию из замкнутого мира внутр созн, объяснить происхождение Ψхич процессов, проследить становление созн в онтогенезе. Таким образом, рефлекторный принцип не означает сведения Ψхич к физиологич. Речь идет о сходстве между ними по структуре и по происхождению. «Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внеш чувств возб-и...» Рефлекторный подход предполагает также изуч-е мозговых мех-мов Ψхич процессов. Реш-е этой задачи стало предм науч деят-ти Павлова, Ухтомского и др.
|
|
И.М.Сеченов принял постулат о родственности Ψхич и физиологич "по сп-бу происхождения", то есть по мех-му совершения. Основной мыслью Сеченов считал понимание Ψхич акта как процесса, движ-я, имеющего определенное начало, течение и конец. Предм Ψхологич исследования как такового должен стать процесс, развертывающийся не в созн (или в бессозн), а в объективной сист отн, процесс повед-я. Двигательные реакции переходят во внутр. Открыл торм (задерживать возд из вне) à объяснить волю и мышл-е.