Франц Брентано выдвинул программу, которая противостояла как традиционной элементаристской ассоциативной Ψхологии, так и новой Ψхологии Вундта. На формирование его взглядов оказали особенно большое влияние Аристотель и схоластика (жизнь души - активное начало) «Ψхология с эмпирической т.з.»: экспериментальн метод Вундта vs. внутр воспр-е Ψхич феноменов. Метод Брентано – вариант субъективн метода самонаблюд-я.! «?» о сущности Ψхич как предм Ψхологич исслед-я. Против Ψхологии как науки о содержаниях созн. Подлинная Ψхологич реальность – акты созн: примеры Ψхич феноменов – любые предст-я (акт!) с помощью ощ-я/фантазии.
Ψхич феномены vs. физич (цвет, фигура, ландшафт, аккорд, тепло, холод, запах + сходные картины в фантазии)
Предм Ψхологии - Ψхич феномены как акты. Но акт не имеет смысла, если он не направлен на объект. Акт интенционально содержит в себе что-то как объект, на который он направлен. => осн хар-ка Ψхологич актов – имманентная предм-ть (всегда направлены на объект). Но кж акт содержит в себе объект как свой предм особым сп-бом: «В предст-и что-то предст-ся, в суждении что-то признается/отвергается, в ♥ ♥ся, в ненависти ненавидимо, в желании желаемо и т. д.». Предметы обладают не реальным материальным, а интенциональным бытием (идеальные объекты, которые сами находятся в душе). Весь предм мир – в душе человека. Классификация духовн актов по сп-бу отн к предм: акты предст-я, суждения, чув-ва. В предст-и предм презентируется созн-ю. Модификации – воспр-е, вообр-е, понятие. Вед роль среди др ΨΨΨхич актов. «Ни о чем нельзя судить, ничего нельзя желать, ни на что нельзя надеяться, ничего нельзя бояться... если нечто не представлено». В суждении объект мнится как истинный/ложный. В актах чув-ва субъект относится к своему объекту как к добру/злу (+желание и воля). Учение о чувствах – основа этич предст-й.
|
|
1ство 3х видов актов в целостной душевной жизни, в отл от физич мира, в кт объекты могут существовать как отдельные вещи. Многообразие же соответствующих актов ощущения, видения, слуха, ощущений тепла и запаха и вместе с ними одновременные желания и чувствования и размышления, как и внутр воспр-е, которое «...дает нам о них все знание, мы вынуждены охватывать как частичные феномены одного единого феномена...». Созн ≈ река, в кт одна волна => за др. В Ψхологии интенциональных актов поставлены три важных «?»Ψхологии созн — предм-ти, активности и 1ства.
Осн учения – активность и объективность созн. Ψхология должна изучать не сами по себе ощ-я и предст-я, а те акты "д-я", кт производит субъект, когда он превращает ничто в объект осозн. Вне акта объект не существует. Акт с необходимостью предполагает "направленность на", так называемую интенцию. Брентано стоял у истоков направления, названного позднее ф-змом.