Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Среди подходов к проблеме происхождения и развития сознания человека доминировали: «биологический» (естественное происхождение, чел часть живой природы) и «идеальный» (человек имеет божественное происхождение).

Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции ВПФ, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействии. Имеют социальную природу. При этом под ВПФ подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.

В концепции три составные части. «Человек и природа». при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. Сначала среда действовала на животное,изменяла его, с появлением человека он стал действовать и изменять ее. как чел изм-т природу? –создание орудий труда, развитии материального производства.

«Человек и его собственная психика». В процессе овладения природой чел научился овладевать собственной психикой, у него появились ВПФ, выражающиеся в формах произвольной деятельности (заставить себя запомнить что-то, обратить внимание, организовать свою умственную деятельность). человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью психологических орудий – знаков. Знаки - искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны.Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности. Но могут быть содержательно связанными с различными видами трудовых операций. Но, столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Следовательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операций. Однако, для того чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами ВПФ процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.

«Генетические аспекты». «Откуда берутся средства-знаки?» что труд создал человека – > в процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не па кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.

сначала процесс был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в иптрапсихологическ. Проц превращения интерпсих-х отношений в ннтрапсихол-е – интериоризация. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).

В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается принципиально то же самое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И, наконец, ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

ВПФ имеют опосредованную структуру. для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. он научился овладевать собственными ВПФ. Для этого он использует пси орудия-знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, универсальной системой знаков является речь. ВПФ человека отличаются от ПФ животных - они произвольны, опосредованы, социальны.

Совр взгляды: происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания – общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ребенка.

Исторической концепция называлась потому, что невозможно понять «ставшие», имеющиеся сейчас в наличии психические процессы и сознание, а следует рассмотреть историю их развития и становления, но при этом именно развитие, то есть качественные изменения, появление новообразований, а не простую эволюцию. Выготский пытался рассматривать психическое развитие по всех видах генезов. Однако в центре его внимания находились онтогенетические исследования становления и развития ВПФ у ребенка.

Культурной данная концепция называется потому, что Выготский считал, что сознание ребенка, специфические особенности его ВПФ формируются у ребенка в результате общения со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков. Эти знаки опосредуют его «низшие» (непроизвольные) ПФ и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: