1 а | 1б | 2 а | 2 б | 3 а |
3 б | 4 а | 4 б | 5 а | 5 б |
6 а | 6 б | 7 а | ||
7 б | 8 а | 8 б | ||
9 а | 9 б | |||
10 а | 10 б | |||
11 а | 11б | 12 а | 12 б | 13 а |
13 б | 14 а | 14 б | 15 а | 15 б |
16 а | 16 б | 17 а | ||
17 б | 18 а | 18 б | ||
19 а | 19 б | |||
20 а | 20 б | |||
Методика № 5. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова.
Цель: Оценка профессиональной направленности на основе анализа предпочтений различных по характеру видов деятельности.
Описание методики: Методика состоит из 20 вопросов (Приложение № 5).
Инструкция: Нужно спросить себя: «Нравится ли мне занятие, о котором говорится в вопросе, или нет?» Долго здесь раздумывать не надо — лучше полагаться на первое, непосредственное чувство. Если скорее нравится, чем не нравится,— поставить «+». Если определенно нравится— два плюса, если очень нравится — три таких знака. Если скорее не нравится, чем нравится,— один минус, если определенно не нравится — два, а если очень не нравится — три минуса.
|
|
Обработка результатов:
Когда лист ответов частично заполнен – (в нем остались еще пустые клетки), необходимо сделать следующее. Пустые верхние клетки пяти столбцов обозначь в соответствии с типами профессий слева направо: П, Т, Ч, 3, X.
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитай количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам: в первом столбце листа ответов (1а, 36, 6а, 10а и т. д.) оказались собранными вместе все плюсы и минусы, выражающие отношение к профессиям типа «Человек — природа». Во втором столбце — отношение к профессиям типа «Человек — техника», а в третьем — к профессиям типа «Человек — человек» и так далее в соответствии с указанным выше порядком обозначений.
По итогам обработки Е. А. Климова, Дж. Голланда и А. Е. Голомштока производится соотнесение результатов на предмет их соответствия. Мы выделяем 4 уровня развития профессиональной направленности с учетом соотносимости их аспектов изучения профессиональной направленности.
Таблица 2.4.
Уровни | Характеристика уровня | Комментарий |
Высокий | Высокий уровень по всем 3 методикам при адекватном соответствии между их результатами. | Профессиональный тип личности соответствует предпочитаемой области деятельности и наиболее выраженным интересам. |
Средний | Средние показатели по 3 методикам, при соответствии между ними; либо частичное соответствие при высоких показателях. | Профессиональный тип личности частично соответствует предпочитаемой области деятельности и наиболее выраженным интересам. |
Приемлемый | Низкий уровень при несоответствии между ними. | Профессиональный тип личности не соответствует предпочитаемой области деятельности и наиболее выраженным интересам. |
Низкий | Низкий уровень по 3 методикам. | Профессиональный тип личности полностью не совпадает с предпочитаемой областью деятельности и выраженными интересами. |
Для изучения профессиональной направленности в системе ее свойств нам необходимо провести учет следующих ее составляющих и согласованность между:
|
|
· интересами; предпочитаемыми областями знаний; профессионально типологическими качествами;
· степень осознанности и сформированности профессионального плана;
· степень соответствия профессионального плана, профессональных предпочтений и интересов профессионально важным качествам личности.
Вывод об уровне развития профессиональной направленности можем видеть таким образом на основании следующей таблицы.
Развитие профессиональной направленности
Таблица 2.5.
Уровень | Характеристика уровня |
Высокий | Высокий уровень соответствия и при этом данные качества предпочитаемой профессиональной области и профессионально важным качествам соответствуют выявленному типу. |
Средний | Средний уровень не полное соответствие и при этом данные качества предпочитаемой профессиональной области и профессионально важным качествам не полностью соответствуют выявленному типу. |
Низкий | Низкий уровень не соответствия и при этом данные качества предпочитаемой профессиональной области и профессионально важным качествам совершенно не соответствуют выявленному типу. |
Таким образом, мы сможем провести покомпонентное исследование и в целом.
Результаты по данной диагностической программы помогут выделить степень стабильности и согласованности по 3 методикам «Карта интересов А. Е. Голомштока», «Тест-опросник Дж. Голланда», «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова». У каждого из старшеклассников могут не соответствовать предпочитаемая профессиональная область профессионально важным качествам и выявленному типу личности. Усиление степени соответствия является целью следующего этапа - формирующего.