АДЛЕР Альфред

1870-1937, австрийский психолог, представитель аналитического направления в психологии. Создал научную школу "индивидуальной психологии". В своем учении Адлер отстаивал принципы внутреннего единства психической жизни личности, отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизма между сознанием и бессознательным. В объяснении человеческого поведения опирался на понимание конечной цели, к которой стремится человек, подчиняя все свои психические проявления.
Согласно Адлеру, основными движущими силами развития личности выступают универсальное стремление к превосходству, успеху, совершенству и чувство общности, выражающее готовность сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. С недоразвитием чувства общности связываются разные формы психопатологии и социальных отклонений. Адлер внес вклад в разработку проблемы жизненного стиля, в теорию сновидений, в исследования неврозов; он изучал вопросы взаимоотношений разновозрастных детей в семье, влияние различных стилей воспитания на формирование личности ребенка и др.
Адлер утверждал, что почти каждый человек имеет какие-то физические или психические, чаще характерологические недостатки, что формирует у него комплекс неполноценности. Адлер выделил три основные жизненные задачи: работу, дружбу и любовь. Адлер ввел понятие "схема апперцепции" - представление индивидуума об окружающей среде и о себе.

АНАНЬЕВ Борис Герасимович

АНАНЬЕВ Борис Герасимович [1(14).8. 1907, Владикавказ,-18.5.1972, Ленинград].
Психолог, действительный член АПН СССР (1968, д. ч. АПН РСФСР с 1955), доктор педагогических наук (1940), профессор (1940). Окончил Горский педагогический институт во Владикавказе (1928), в котором в 1925 начал педагогическую деятельность. С 1928 работал в Институте мозга им. В. М. Бехтерева (Ленинград), одновременно преподавал в АКБ (1934-38). С 1944 профессор ЛГУ (декан ф-та психологии с 1967), в 1946-51 заведовал также сектором психологии Ленингр. НИИ педагогики. Развиваемое Ананьевым Б.Г. научное направление - "онтопсихология" - синтетическая дисциплина, объединяющая возрастную и дифференциальную психологию и направленная на изучение целостного жизненного пути человека. Индивидуальное развитие рассматривал как процесс, детерминированный историческими условиями обществ, жизни и проявляющийся в единстве развития человека как индивида (организма), личности и субъекта деятельности. В области детской и педагогической психологии разрабатывал проблемы формирования умственной деятельности, сознания и самосознания, характера и воли в условиях школьного обучения, изучал пространств, восприятие и представления детей.
Сочинения:
1. Избр. психол. труды, т. 1-2, М. 1980 (лит.);
2. Очерки психологии, [Л.], 1945;
3. Очерки истории рус. психологии XVIII- XIX вв., М., 1947;
4. Психология чувственного познания, М., 1960;
5. О проблемах современного человекознания, М., 1977.
Литература:
1. Б. Г. Ананьев, ученый, педагог, организатор науки// Вопросы психологии.- 1967.- № 6.
2. Б. Г Ананьев // Вопросы психологии.- 1972.- № 3.

Б.Г. АНАНЬЕВ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(К 90-летию со дня рождения Б.Г.Ананьева)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: