Цель лекции:
- ознакомить с зарубежными научными представлениями о понятии «личность»
Задачи лекции:
- показать становление научных представлений о личности в зарубежной психологии;
- раскрыть суть различных научных психологических школ зарубежной персонологии.
План:
1. Понятие «личность» в психоанализе.
2. З.Фрейд о биологических детерминантах формирования личности.
3. Личность в исследованиях А.Адлера и К.-Г. Юнга.
4. Подход к понятию «личность» в бихевиоризме. Точка зрения Дж. Роттера на формирование личности в онтогенезе.
5. Понятие «личность» в работах эго-психологов: Х.Гартманн, А.Фрейд, Р.Спитц. Э.Эриксон.
6. К.Хорни о личности. Э.Фромм об условиях формирования современной личности.
.
Выводы:
1. В классическом психоанализе личность рассматривается сквозь призму развития и становления психического аппарата человека.
2. З.Фрейд о биологических детерминантах формирования личности: личность формируется на инстинктивной основе человеческого организма.
3. А.Адлер: стремление к самосовершенствованию как основа личностного развития. К.-Г.Юнг: архетипы и коллективное бессознательное как факторы развития личностного потенциала. Понятие самости как врожденной личностной основы человека.
|
|
4. Ученые школы классического бихевиоризма рассматривали личность как результат поведенческой активности человека.
5. В рамках эго-психологии личность рассматривается как результат интеграции субъективного опыта человека в систему его индивидуальности.
6. В школе неопсихоанализа личность формируется в процессе преодоления невротической тревоги.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. С-Пб.,2010 – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человеком человека. М.,2012
3. Большая психологическая энциклопедия. МОСКВА-Эксмо.,2010.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр.изд. М.:Смысл,2011.
Тема 3. Исследование личности в отечественной психологической науке
Цель лекции:
- ознакомить с основными подходами к личности в отечественной психологии.
Задачи лекции:
- раскрыть суть основных подходов в отечественной персонологии к понятию личности;
- показать разницу между традиционными и современными подходами к определению понятия личность в отечественной психологии.
План:
1. Теория отношений Мясищева В.Н. о понятии «личность».
2. Понятие о «доминанте» К.А.Ухтомского
3. Теории личности А.Н.Леонтьева, Рубинштейна С.Л.
4. Теории личности Б.Г.Ананьева и В.С. Мерлина.
5. Теория установки М.Н. Узнадзе.
6. Различия подходов к изучению личности в отечественных и зарубежных психологических теориях личности.
|
|
Выводы:
1. Теория отношений Мясищева В.Н. о понятии «личность»: личность формируется в отношениях, в которые человек вступает на протяжении всей своей жизни..
2. Вводится понятие «Доминанта» - как фактор развития личности.
Социально-исторический образ жизни – источник развития личности.
3. Теории личности А.Н.Леонтьева, Рубинштейна С.Л.: характеристика процесса формирования личности в деятельности. Сознание и деятельность: взаимосвязь понятий. Позитивные изменения в сфере самосознания при личностном росте человека.
4. Теории личности Б.Г.Ананьева и В.С. Мерлина рассматриваются как теории субъектного подхода к личности и возможностях формирования феномена «личность».
5. Теория установки М.Н. Узнадзе характеризует представления об основах развития и изменения личности в онтогенезе. Факторы формирования установок личности: влияние воспитания.
6. Различия подходов к изучению личности в отечественных и зарубежных психологических теориях личности основывается на критериях характеристики процесса ее формирования.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. С-Пб.,2010 – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человеком человека. М.,2012
3. Большая психологическая энциклопедия. МОСКВА-Эксмо.,2010.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр.изд. М.:Смысл,2011.
Тема 4. Индивидуальность личности и ее жизненный путь
Цель лекции:
- ознакомить с понятиями «Индивидуальность личности» и «Жизненный путь личности»
Задачи лекции:
- рассмотреть взаимосвязь социальных и биологических детерминант процесса формирования личности;
- охарактеризовать проблему периодизации развития индивида в психологии;
- рассмотреть проблему воли в процессе формирования личности;
- раскрыть понятие «Индивидуальный стиль деятельности»;
- охарактеризовать понятие «образ мира» личности.
План:
1. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни.
2. Проблема периодизация развития индивида, личности и индивидуальности в психологии. Изучение личности в социогенезе и персоногенезе.
3. Проблема воли в процессе формирования личности в онтогенезе.
4. Индивидуальный стиль деятельности (А.Адлер, В.Н.Теплов).
5. Понятие «образ мира» личности (А.А.Леонтьев).
Выводы:
1. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни рассматривается в контексте единства его социальной и биологической природы.
2. Проблема периодизация развития индивида, личности и индивидуальности в психологии непосредственно связана с изучением личности в социогенезе и персоногенезе.
3. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа изучаются на уровне индивидуального стиля деятельности человека.
4. Индивидуальный стиль деятельности формируется под влиянием факторов внешней среды и субъективного опыта человека.
5. Понятие «образ мира» личности (А.А.Леонтьев) связано с внутренними переживаниями человека. В персонологии также рассматривается связь личности и характера индивида., позволяющая создавать «образ мира» и осуществлять «личностный выбор». Категории «свобода и ответственность» личности в психологических исследованиях характеризуют уровень личностной зрелости человека.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. С-Пб.,2010 – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человеком человека. М.,2012
3. Большая психологическая энциклопедия. МОСКВА-Эксмо.,2010.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр.изд. М.:Смысл,2011.
2. Практические занятия