БИЗНЕСА И ПРАВА
Ларионова Е.А.
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
«Психология личности»
для студентов заочной формы обучения
Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология семьи» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Психология».
Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психология и управление персоналом» (протокол №1 от 31.08.13) и утвержден Учебно-методическим советом Академии Управления (протокол №1 от 31.08.13) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению контрольных(курсовых) работ и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.
|
|
Составитель: Ларионова Е.А. (НОУ ВПО ИУБиП)
Рецензенты: к.псх.н. Корсун И.В. (ЮФУ)
к.ф.н. Василенко Е.И. (ФГБОУ ВПО РГУПС)
Содержание
лекционные занятия | ||
Практические занятия | ||
Контроль овладения компетенциями | ||
методические указания по выполнению КОНТРОЛЬНЫХ (КУРСОВЫХ) РАБОТ | ||
4.1 | Перечень тем контрольных (курсовых) работ | |
4.2 | Методические рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ | |
самостоятельнАЯ работА студентов | ||
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (зачетные) вопросы по дисциплине | ||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
Контактная информация преподавателя | ||
Приложение А – Образец оформления титульного листа контрольной (курсовой) работы |
ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии личности.
Цель лекции:
- ознакомить с понятием личность в психологии.
Задачи лекции:
- раскрыть сущность понятия «личность»;
- объяснить общие характеристики персонологии;
- выделить основные понятия персонологии;
- определить этапы становления проблемы понимания личности в психологической науке.
План:
1. Введение в дисциплину «Психология личности».
2. Предмет, задачи и принципы построения психологии личности.
3. Понятие личности в системе человекознания.
4. Обзор научных подходов к определению понятия «личность» в психологии.
Этапы становления проблемы понимания личности в психологической науке.
|
|
Выводы:
1. Психология личности возникла как самостоятельная отрасль психологии на рубеже 19-20 в.в.
2. Предметом психологии личности выступают особенности формирования и развития личности как составляющей индивидуальности человека..
3. В системе человекознания личность «встроена» в систему индивидуальности и тесно взаимосвязана с социумом и на объективном, и на субъективном уровнях его функционирования..
4. В античной психологии существовали два принципа в подходе к человеку: принцип эссенциализма (поиск элементов, лежащих в основе психической деятельности) и принцип финализма (исследования причин поведения и существования человека). Платон и Аристотель. Так появились первые научные представления о личности. Современные научные воззрения базируются на эмпиризме и рационализме в понимании психического (работа Канта “Антропология с прагматической точки зрения.” (1798). Психология способностей (Орнатология Ф. Галля и френология И. Шпурцхайма). Прослеживается влияние эволюционной концепции Ч.Дарвина на становление психологии личности и оформление одного из основных принцципов развития личности – взаимодействие между биологическими организмами и средой. Также можно отметить влияние на развитие персонологи идей Чарльза Дарвина в исследовании интеллекта и наследственности Ф.Гальтона, а также работы У. Джеймса и З. Фрейда.. Формирование исследовательских традиций в психологии личности проходило в рамках научных концепций В. Вундта, Гальтона, теории поля Курта Левина и других работ.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. С-Пб.,2010 – [электронный ресурс] - http://www.iprbookshop.ru.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человеком человека. М.,2012
3. Большая психологическая энциклопедия. МОСКВА-Эксмо.,2010.
4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр.изд. М.:Смысл,2011.