Средства массовой информации (СМИ) — учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. К СМИ относятся пресса, справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись, электронные и кабельные тексты, индивидуальные средства накопления и печатания информации (кассеты, дискеты, диски, принтеры и т.д.). СМИ выполняют следующие функции:1)информирование граждан; 2)образование и социализация; 3) критика и контроль; 4)артикуляция и интеграция общественных интересов; 5)мобилизационная; 6)формирование общественного мнения и т.д. СМИ являются основным институтом, с помощью которого осуществляется обмен информацией между политической и социальной системами. Вместе с тем влияние СМИ на формирование электорального поведения тесно связано с ценностями избирателей. Следует понимать, что СМИ скорее могут усилить уже имеющиеся у избирателей предрасположенности к тем или иным идеологическим ценностям и кандидатам, чем сформировать за время кампании другие и тем более противоположные по содержанию.
Среди факторов, ограничивающих воздействие СМИ на электоральный процесс, называются следующие особенности личности:
• индивидуальный запас политических знаний, оказывающий непосредственное влияние на восприятие и усвоение личностью любой политической и идеологической информации;
• критическое отношение или невосприятие информации из СМИ, противоречащей установкам и ценностям избирателя;
• минимальный набор политических образов и стереотипов, использующихся гражданином при принятии решения, за кого голосовать на выборах.
По мнению большинства белорусских исследователей, идеологические предпочтения граждан Беларуси являются неустойчивыми. На выбор тех или иных ценностей могут повлиять изменения социально-экономической или политической ситуации в области и республике в целом, «сила» административного ресурса, деятельность СМИ. Однако слабая политическая и идеологическая идентификация белорусского электората не является национальной особенностью, это отражение мировой тенденции в политическом процессе. Правомерным выглядит мнение некоторых исследователей о том, что не существует абсолютного влияния СМИ на избирательный процесс, так как никто не в состоянии влиять на всех людей в стране во всех ситуациях, тем более одинаково.