Средства массовой информации - один из действенных компонентов идеологической работы

Средства массовой информации (СМИ) — учреждения, соз­данные для открытой, публичной передачи с помощью специ­ального технического инструментария различных сведений лю­бым лицам. К СМИ относятся пресса, справочники, радио, теле­видение, кино- и звукозапись, видеозапись, электронные и ка­бельные тексты, индивидуальные средства накопления и печата­ния информации (кассеты, дискеты, диски, принтеры и т.д.). СМИ выполняют следующие функции:1)информирование граждан; 2)образование и социализация; 3) критика и контроль; 4)артикуляция и интеграция общественных интересов; 5)мобилизационная; 6)формирование общественного мнения и т.д. СМИ являются основным институтом, с по­мощью которого осуществляется обмен информацией между политической и социальной системами. Вместе с тем влияние СМИ на формирование электорально­го поведения тесно связано с ценностями избирателей. Следует понимать, что СМИ скорее могут усилить уже имеющиеся у из­бирателей предрасположенности к тем или иным идеологичес­ким ценностям и кандидатам, чем сформировать за время кам­пании другие и тем более противоположные по содержанию.

Среди факторов, ограничивающих воздействие СМИ на электоральный процесс, называются следующие особенности личности:

• индивидуальный запас политических знаний, оказываю­щий непосредственное влияние на восприятие и усвоение лич­ностью любой политической и идеологической информации;

• критическое отношение или невосприятие информации из СМИ, противоречащей установкам и ценностям избирателя;

• минимальный набор политических образов и стереотипов, использующихся гражданином при принятии решения, за кого голосовать на выборах.

По мнению большинства белорусских исследователей, идео­логические предпочтения граждан Беларуси являются неустой­чивыми. На выбор тех или иных ценностей могут повлиять из­менения социально-экономической или политической ситуации в области и республике в целом, «сила» административного ре­сурса, деятельность СМИ. Однако слабая политическая и идео­логическая идентификация белорусского электората не являет­ся национальной особенностью, это отражение мировой тенден­ции в политическом процессе. Правомерным выглядит мнение некоторых исследователей о том, что не существует абсолютно­го влияния СМИ на избирательный процесс, так как никто не в состоянии влиять на всех людей в стране во всех ситуациях, тем более одинаково.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: