Социоцентрическая модель

ТЕМА 1.5.

БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ и КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Современная педагогическая реальность отличается множественностью подходов к пониманию воспитания и воспитательного процесса. В зависимости от философской концепции, определяющей принципы и особенности системы воспитания, выделяют модели прагматического, антропологического, социентарного, свободного и иных воспитаний

Оциоцентрическая и социетарная модели воспитания

Парадигма социального воспитания (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье, а также вся классическая социология и марксистско-ленинская философия и педагогика) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого.

Социоцентрическая модель

Социоцентрическая модель воспитания основывается на признании права личности на развитие, обучение и воспитание. Приоритет в области воспитания отдается социальным институтам, реализующим социальный заказ. Вос­питание рассматривается как трансляция опыта. Развитие личности направля­ется и контролируется в соответствии с определенной программой и сопровождается поиском средств стимулирования развивающей деятельности. Социоцентрическая модель воспитания сложи­лась, например, в Советском Союзе. Ярким ее выразителем является классик советской педагогики А.С.Макаренко. В модели воспитания, которая создавалась в трудовой колонии им. М.Горького и коммуне им. Ф.Э.Дзержинского, цели педагогической деятельности были направлены на воспитание коллективиста, способного в коллек­тивном труде быть полезным обществу. Теории, разрабатываемые в русле социоцентрическои мо­дели воспитания, имеют следующие особенности:

· наличие внешне задаваемой цели;

· наличие модели формирования личности;

· единство, универсальность содержания воспитательной деятельности;

· общность идеологии;

· наличие передаваемых технологий.

И.З.Гликман рассматривает воспитание как «целенаправленное влияние на развитие и формирование личности» (Гликман И. 3. Теория и методика воспитания. — М., 2003). Эта мысль в разных вариантах и с разными акцентами транслируется во всех основных социально-педагогических теориях Воспитание, по его мнению, складывается из комплекса влияний на ребенка педагогов, родителей, коллектива учащихся и социума в целом. Воспитание в образовательном учреждении может осуществляться только на основе единства учебного и воспитательного процессов, оно включает нравственное, гражданское, эстетическое, экономическое, трудовое, физическое воспитание. Успешность воспитания зависит от взаимосвязи всех этих составляющих, так как каждая из них формирует определенную группу качеств личности. Эта модель содержит определенную опасность нивелирования, усреднения, стандартизации воспитания. При построении социоцентрическои модели важно создать условия для сохранения возможности каждой личности проявить свою индивидуальность.

Социетарная модель воспитания не является самостоятельной. Она лишь акцентирует внимание на том факте, что социальный индивид приналежит к определенной социальной группе (классу, страте) и соотвствующей этой группе культуре (субкультуре). Он (индивид) становится личностью не вообще, а именно в рамках этой социальной группы и субкультуры а воспитание служит целям и интересам данной социальной группы (страты, класса)

Эта модель ориентирована на выполнение социального заказа как высшей ценности для группы людей, который предполагает тенденциозный подбор содержания и средств воспитания в рамках малых (семья, референтная группа, школьный коллектив и др.) и больших социальных групп (общественные, политические, религиозные сообщества, нация, народ и др.). Коммунистическая система ценностей, например, на иерархическую вершину выдвигала класс трудящихся и воспитание рассматривала как воспитание труженика и борца за освобождение человечества от эксплуатации, игнорируя интересы других классов и социальных групп. Националистическая система в качестве высшей ценности принимает нацию и через интересы нации рассматривает интересы всех других наций. В этом случае воспитание сводится к воспитанию члена главной и великой нации на земле, готового служить своей нации вне зависимости от того, насколько игнорируются или ущемляются интересы других наций. Все ценности, кроме принятых в конкретном обществе или социальной группе, признаются ложными.

Сторонники биопсихологической парадигмы (Р. Галь, А. Медичи, Г. Миаларе, К. Роджерс, А. Фабр) признают важность взаимодействия человека с социокультурным миром и одновременно отстаивают независимость индивида от влияний последнего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: