Эти модели ориентированы на максимальное развитие в человеке того, что заложено природой, компенсацию природных недостатков и помощь каждому в определении его места во взрослой жизни. Исходный тезис натуроцентрических моделей: ребенок рождается с определенным набором качеств, переделать или изменить которые ни общество, ни среда, ни воспитание не в состоянии, они могут лишь проявить то, что заложено природой ребенка. Поэтому в воспитании упор делается на поиск оптимального способа «доведения» каждого, как минимум, до нормы, как максимум, — до наивысшего для конкретной личности уровня. Невозможно использовать единую стратегию применительно к разным детям. Необходимо выделять типологические группы детей и для этих групп разрабатывать специфические способы воспитания. В отечественной школе натуроцентрические идеи получили развитие в педологии. В рамках педологии разрабатывалась система тестирования, которая позволяла определять уровень развития ребенка и подбирать соответствующую этому уровню систему обучения и воспитания. Теории, разрабатываемые в русле натуроцентрической модели воспитания, имеют следующие характеристики:
|
|
· определение цели воспитания, исходя из особенностей отдельной личности;
· педагогическая помощь в развитии природных задатков;
· вариативность, отказ от единой стратегии воспитания;
· дифференциация учащихся (по различным основаниям);
· типологизация содержания воспитательной деятельности;
· отсутствие унификации методов и технологий.