Около половины родителей не обращают должного внимания на своевременное и правильное развитие речи своих детей, иногда открыто игнорируют, «не замечают» их выраженные речевые трудности и тем более не спешат обсуждать проблемами ДОУ. Порой воспитателям приходится даже «остужать» родительский энтузиазм, как в поиске недостатков, так и в чрезмерной заботе о накоплении ими взрослого словаря, грамматических конструкций, заучивании сложных по структуре и содержанию стихотворений.
На первой стадии происходит поиск контактов. Воспитателю необходимо проявить высокий педагогический такт, деликатность и сдержанность. Родители должны почувствовать его стремление к сотрудничеству, желание вместе с ними заботиться о развитии именно их ребенка. Педагогу предварительно необходимо оценить воспитательные возможности родителей. Наблюдение поможет ответить не следующие вопросы:
· Как происходит расставание детей с родителями?
· Как они встречаются вечером?
· Каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям и наоборот?
· Какова реакция родных на детские желания, капризы?
· Как родители общаются с детьми (речь, мимика, жесты)?
· Что из жизни ребенка в детском саду интересует родителей в первую очередь?
На второй стадии педагог с родителями обсуждает что именно необходимо развивать и воспитывать в ребенке. Можно в корректной форме сообщить родителям о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка и показать возможные пути их профилактики и коррекции.
На третьей стадии – установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка. Педагог должен побудить родителей высказать свои взгляды на семейное воспитание, знакомить с доступными способами стимуляции речевого развития и коррекции его недостатков в домашних условиях, обогащения языковой среды и т.д.
Четвертая стадия – упрочнение сотрудничества в достижении общей цели.
Пятая стадия – реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях.
Шестая стадия – совершенствование педагогического сотрудничества.
Изложенные подходы к содержанию и организации этой помощи представляют собой модель. Которой должен овладеть специалист дошкольного воспитания.